Выборная программа-2018 Народно-республиканской партии Турции. Часть 5

Продолжаем краткий разбор предвыборной программы главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции, обнародованной 26 мая с.г. Программу представил лично председатель партии Кемаль Кылычдароглу.

Напомним, что в предыдущей публикации мы рассмотрели два пункта программы НРП, посвященных пяти краеугольным проблемам Турции, включая вопросы правосудия и образования.

Продолжаем с третьего вопроса:

  1. Экономика

Главным моментом, согласно НРП, здесь является борьба с бедностью. С этой целью предполагается введение семейного страхования и семейной заработной платы, а также рост, самого по себе, минимального уровня заработной платы. Кроме того, планируется снижение налогового бремени на граждан и введение дополнительных поощрительных мер, в частности, малому и среднему бизнесу страны. Итоговая цель – переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение конкурентоспособности турецких промышленников в мире.

Прокомментируем: о том, что Турция перестала быть страной с дешевой рабочей силой и следующим этапом для нее должно стать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, говорится на протяжении многих лет и далеко не только оппозицией. Невзирая на жесткую критику оппозиции, заметим, что в целом ряде сегментов Турция, многое что производящая сама, готова к тому, чтобы переходить на новый уровень. В сфере готовой одежды – к брендированию своих торговых марок в глобальном масштабе. В сфере бытовой техники – опять же, к тому, чтобы перейти к производству продукции по последнему слову техники (скажем, энергосберегающей и экологичной – В.К.) и опять же наращивать свои поставки за рубеж. То есть, фундамент у Турции в ряде отраслей заложен.

Однако, для технологического рывка 4.0, выражаясь словами известной книги: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Турция, по сравнению, с новыми технологическими лидерами мира, к примеру, с Кореей (про Китай, вообще, не говорим – В.К.) бежит недостаточно быстро. Можно долго рассуждать на тему, почему происходит именно так, но зафиксируем, что тезисы как руководства страны, так и оппозиции друг от друга, в плане необходимости перехода на следующую ступень производства, не слишком отличаются.

Что же до высокого налогового бремени в стране – то, представляется, что это — необходимость, продиктованная бюджетным дефицитом. Казну просто надо наполнять и до тех пор, пока не будет решен вопрос бюджетного дефицита и отрицательного сальдо внешней торговли, по всей видимости, так и будет.

Другой вопрос, что имидж страны сейчас находится в одной из худших точек за всю новейшую историю и если бы удалось его поправить, в частности, через более спокойную и миролюбивую внешнюю и внутреннюю политику, то Турция, по-прежнему, могла бы стать региональным центром притяжения денег и технологий. С этой точки зрения, весь отрезок времени с 2011 года и по настоящее время является периодом упущенных возможностей, когда страна, вместо того, чтобы занять нейтральную позицию в ходе событий арабской весны, зачем-то попыталась там стать стороной-участницей.

  1. Общественное согласие

Дискриминация и подозрения останутся позади, в обществе будет повышен уровень взаимного доверия, «в страну придет демократия». Главным моментом здесь является создание атмосферы покоя и согласия в обществе, без разделения по национальному или религиозному признакам. Новая модель светскости будет уважительна по отношению к верующим людям, а религия, в свою очередь, перестанет быть инструментом политики. Возрастет объем инвестиций в регионах, возникнет обратный поток миграции рабочей силы и, как результат, деревни вновь оживут.

Комментируем: тезисы оппозиции о демократии и братстве в турецком обществе – безусловно, благие. Впрочем, как и в случае экономики, они мало чем отличаются от тех слов, что произносит правящая Партия справедливости и развития (ПСР) в своей предвыборной программе.

Принципиальным отличием является вопрос светскости: при ПСР религия стала ещё одной ветвью власти, НРП же хочет эту власть вернуть «в казармы» или, перефразируя, «в мечети».

Очевидно, что при этом будет заметным образом снижен уровень представительства религиозных деятелей в решении вопросов жизнеустройства страны, а также финансирования религиозной деятельности, начиная, прежде всего, с Управления по делам религии, которое, как хорошо известно, финансируется лучше, чем добрая половина министерств страны.

Будет ли встречена такая политика НРП с пониманием или же она наткнется на отчаянное сопротивление почувствовавших вкус власти и денег политиков от религии? – Думается, что это — вопрос риторический. Как возвращение военных в казармы не могло быть бескровным и спокойным, так и возвращение муфтиев в мечети не может быть безболезненным.

И здесь возникает весьма интересный вопрос – на кого в религиозной среде может опереться НРП, которая в прошлом была известна  своим воинствующим подходом к светскости, о чем ей регулярно напоминают? Без создания опоры на консервативную часть общества НРП не выйти за рамки своих 25%. Впрочем, коалиция с Хорошей Партией Турции дает НРП некоторую возможность поправить свои дела на религиозном фронте.

55.55MB | MySQL:108 | 0,598sec