Иран: дебаты по поводу вступления в FATF

В Иране на днях разразился скандал, связанный с тем, что ряд депутатов  Собрания Исламского Совета (парламента) получили СМС угрожающего характера, в которых содержалась просьба не поддерживать при голосовании вопрос о присоединении Ирана к  деятельности Целевой группы по финансовым мероприятиям (FATF). FATF является созданной почти 30 лет назад по требованию группы G7 межправительственной организацией со штаб-квартирой в Париже, которая разрабатывает и реализует политику и стандарты борьбы с финансовыми преступлениями. Рекомендации FATF нацелены на противодействие отмыванию денег, финансированию терроризма и других подобных угроз  мировой финансовой системе.  Понятно, что вступление ИРИ в эту структуру имеет в Иране неоднозначную реакцию. Есть и много откровенных врагов этой идеи. Вице-спикер парламента Али Мотаххари обвинил влиятельного аятоллу Ахмада Алам-оль-Худа, руководящего пятничными намазами в святом для шиитов городе Мешхеде в том, что именно тот и его люди стоят за рассылкой этих сообщений. Одновременно  парламентарий Махмуд Садеки назвал этот город обителью коррупции. Таким образом законодатель отреагировал на обвинение аятоллы Алам-оль-Худа по поводу того, что возможное присоединение Ирана к FATF вызовет необходимость рассмотрения деятельности многих банков, носящих  непрозрачный характер. В Иране знают, что именно в  Хорасане, столицей которого является Мешхед, расположено много такого рода банков.

На прошлой неделе парламентом принято решение отложить на два месяца голосование по вопросу присоединения Ирана к  FATF. Следует сказать, что причиной противодействия многих депутатов-фундаменталистов присоединению Ирана к этому авторитетному финансовому органу состоит в том, что  нахождение опекаемых Ираном группировок типа ХАМАС и «Хизбалла» в списке террористических организаций ЕС может вызвать ситуацию, когда Иран более не сможет оказывать им финансовую помощь.  Потому в парламенте подвергли план вхождения Ирана в FATF подлинному разгрому. Мохаммад-Реза Пур-Эбрахими, депутат от Кермана, глава экономической Комиссии Собрания Исламского Совета, сказал, что устав этой группы входит в явное противоречие с национальными интересами иранского народа, он не стыкуется с «сутью революции и исламского строя», как написало 18 июня информационное агентство Фарс». Пур-Эбрахими  потребовал от правительство в течение этих двух месяцев провести необходимые консультации, изучить последствия такого шага, тщательно все взвесить и только потом вновь вынести его на обсуждение парламента. В интервью этому информационному агентству, близкому по своим взглядам к фундаменталистскому крылу парламента и Корпусу стражей исламской революции (КСИР), глава экономической Комиссии Собрания Исламского Совета посетовал на то, что у Ирана и FATF, представляющего в основе своей  Запад, разное понимание  терроризма. «Суть наших расхождений в том, что FATF и Иран имеют расхождения в понимании вопроса финансового обеспечения терроризма». «Если мы присоединимся к этой организации, у нас возникнут противоречия в толковании  этого явления,  ибо мы придерживаемся понимания иной природы терроризма и террористической деятельности. Поэтому, — отметил депутат иранского парламента и глава экономической Комиссии Собрания Исламского Совета Мохаммад-Реза Пур-Эбрахими, наше участие в работе Целевой группы по финансовым мероприятиям создаст угрозу консенсусному решению злободневных вопросов, стоящих на повестке дня этой организации».  «Мы, сказал   Пур-Эбрахими, с разных позиций смотрим на те или иные организации». В качестве  примера он привел «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России), которую все признают террористической. «Но ведь есть организации, которые Запад считает террористическими, а мы признаем за ними национально-освободительный характер, и считаем их дело правым, несмотря на упорное нежелание США или Израиля признать такую реальность». Отметим, что американский президент Д.Трамп постоянно называет иранский режим крупнейшим государством-спонсором мирового терроризма, активно и эффективно обеспечивающим нужды всех известных террористических организаций. Именно Иран, добавил Трамп, готовит пополнение для этих организаций и взял на себя задачу их вооружения.

Вполне закономерно, как пишет итернетсайт IranPressNews, самое сильное давление на парламент с целью не допустить присоединения Ирана к  FATF оказывает КСИР. Аргументация та же – если Иран станет членом этой международной группы, он не сможет более оказывать любую помощь ХАМАСу и «Хизбалле». Сайт Aftabnews отмечает, что нынешние жесткие дебаты по вопросу целесообразности или неприемлемости  присоединения к FATF по своей значимости могут быть сравнимы только с процессом обсуждения парламентом вопроса одобрения венских договоренностей — договора СВПД, после его подписания в июле 2015 г.  Рассматривая два главных аспекта работы FATF – борьбу с отмыванием денег и финансирование терроризма, парламентарии склоняются к тому, что по первому пункту  можно принять национальный закон, который создаст мощный заслон этому негативному явлению. Что касается второго, то здесь важно, насколько Иран сможет с присоединением к FATF поддерживать морально и материально ХАМАС и «Хизбаллу». С другой стороны, пишет Aftabnews, неприсодинение к Целевой группе по финансовым мероприятиям может создать заслон на пути функционирования банковской системы и, следовательно,  развития экономики страны.  Важным здесь является то, что возникнут помехи перевода финансов по международным операциям.  Мохаммад Джавад Фатхи, член юридической комиссии парламента сказал в этой связи, что проблема настолько запутана и многоаспектна, что требуется вмешательство духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи.

Понятно, что в Иране вряд ли могут пойти на свертывание связей с ХАМАСом или «Хизбаллой», как того требует членство в FATF. Обратим внимание на то, что часть иранского общества требует прекратить поддержку палестинских террористических организаций, таких как ХАМАС, «Исламский джихад» и др. Такие лозунги присутствовали на  проходящих в Иране с той или иной мерой интенсивности протестных актах, начавшихся в конце 2017 г. во многих регионах страны. Напротив, неоднократно делавшиеся в последнее время заявления и иранских, и палестинских деятелей говорят о поднятии сотрудничества между Ираном и палестинскими военно-политическими  структурами на новую ступень. Не так давно избранный на должность председателя Политбюро ХАМАСа Исмаил Хания в специальном письме выразил сердечную благодарность духовному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи за  «помощь иранского народа». Он также заверил А.Хаменеи в том, что «заговор мировой деспотии против Кодса (арабское и персидское название Иерусалима  — В.М.) и палестинской нации с целью  уничтожения Газы как центра сопротивления  принимает более значительные объемы». В письме также речь шла о том, что «стойкий народ Палестины высоко оценивает стабильную позицию Исламской Республики в вопросах Палестины и Кодса, ее поддержку сопротивления народа Палестины, всевозможную и разностороннюю помощь, поступающую от Ирана». Кстати, последовательно выступающий против присоединения Ирана к FATF  КСИР постоянно позиционирует себя как главного и  стратегического опекуна  «палестинского дела».

Большие проблемы  при вступлении в FATF может создать и ливанская «Хизбалла», созданная и опекаемая Ираном уже почти четыре десятилетия. На днях американское издание Foreign Policy  обвинило ливанское правительство, что оно прикрывает такие виды деятельности «Хизбаллы» как отмывание денег и продажу кокаина на просторах Латинской Америки. Как написало издание, именно «Хизбалла» завязана главным образом в этом противозаконном бизнесе в треугольника Аргентина-Парагвай-Бразилия, получившем в последние годы непомерное развитие. Foreign Policy  сообщило об аресте одного из главных дилеров этого преступного бизнеса из среды агентов «Хизбаллы», и о том, что правительство Ливана в лице дипломатов этой страны всячески противилось его экстрадиции в США для последующего суда. Это дало право США назвать Ливан защитником и покровителем преступного бизнеса. Недавно достоянием гласности стало сообщение о том, что правительство президента США Барака Обамы, решившее любым путем подписать с Ираном так называемое  ядерное соглашение, дало негласное поручение своим спецслужбам закрывать глаза на незаконный бизнес «Хизбаллы» как стратегического союзника Ирана. Тем самым еще раз обнажилась связь между Ираном и «Хизбаллой», в том числе – в преступных валютных операциях.

52.23MB | MySQL:103 | 0,818sec