О роли КСА в налаживании отношений между Эритреей и Эфиопией

По данным ряда экспертов, динамика развития ситуации в отношениях между Эритреей и Эфиопией может кардинально поменяться в самое ближайшее время. После нескольких недель молчания в ответ на мирные инициативы, прозвучавшие в конце мая из Аддис-Абебы, президент Эритреи Исайяс Афеворки 5 июня выступил с обращением к нации, в котором сообщил, что Эфиопия готова наконец-то передать спорную территорию Бадме Асмэре. И.Афеворки также заявил, что недавние заявления Эфиопии «заслуживают внимания», и что его страна направит делегацию в Аддис-Абебу для обсуждения вопроса о возможном сотрудничестве. Напомним, что передача спорного города Бадме эритрейцам предусматривали т.н. «Алжирские соглашения», которые в 2010 году подвели промежуточную черту в масштабном вооруженном конфликте между Эфиопией и Эритреей за спорные территории. Вкратце, это соглашение предусматривало обмен заключенными, возвращение перемещенных лиц и создание специальной комиссии для демаркации многострадальной границы между государствами. В итоге, при посредничестве миссии ООН, спорные территории было решено разделить примерно поровну, а город Бадме — символ войны – оставить за Эритреей. Однако Эфиопия де-факто не выполнила эту договоренность и до сих пор не освободила оккупированные в результате войны территории, включая Бадме. Более того, c тех пор конфликт имел не один повод вспыхнуть вновь, так как на спорных территориях между сторонами регулярно возникают локальные стычки. Самые острые столкновения происходили в 2007-2008 и в 2010 годах. Таким образом, речь в принципе может идти прежде всего о том, что новый премьер Эфиопии, мусульманин-оромо Абий Ахмед Али решил закончить долгий этап эфиопо-эритрейского противостояния, который был во многом вызван сложными межличностными отношениями между Афеворки и его коллегами по революционной войне из народности тигре в руководстве Эфиопии. В данном случае интересны метаморфозы сознания И.Афеворки, который решил поверить эфиопскому премьеру-мусульманину. Еще два месяца назад страны (и еще Судан на стороне Эфиопии) стояли на пороге новой широкомасштабной войны, что было связано с появлением в Эритрее значительного контингента египетских военных в ответ на якобы имеющиеся планы по строительству военной базы Турции в суданском Суакине.
Обозреватели и эксперты в этой связи сходятся во мнении, что Афеворки внутренне к миру не готов, а все его ответы на мирные инициативы Абийя Ахмеда Али является лишь стремлением успокоить страсти среди населения Эритреи в силу серьезного экономического кризиса в связи с непомерными военными тратами. Это действительно так, страна фактически представляет собой большой военный лагерь с мобилизационной экономикой. Но рискнем предположить, что в планах Афеворки не просто политические маневры, а реальное стремление изменить положение дел. Если еще проще, то возобновить транзит эфиопских грузов через морской порт Ассэб, что приносило в бюджет Эритреи до войны 18 процентов доходов. И ровно такие же планы в голове у амбициозного эфиопского премьера, который вознамерился проводить серьезные экономические реформы в рамках допуска иностранного капитала на внутренний рынок и превратить страну в своеобразные ворота в Африку, чему безусловно мешает отсутствие выхода к морским портам. Собственно весь эфиопо-эритрейский конфликт был помимо личных проблем между руководством этих стран порожден именно этим обстоятельством.
И большую роль в этом стремлении Эфиопии сейчас играет КСА и ОАЭ, которые таким образом стараются сдержать распространение там катарского влияния и одновременно обеспечить приоритет своих экономических интересов. Собственно и метаморфоза в голове эритрейского президента в отношении мира с Эфиопией окончательно созрела после того, как аравийцы дали свои гарантии этому процессу. 19 мая премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али воспользовался своим официальным визитом в Саудовскую Аравию для того, чтобы просить наследного принца Мухаммеда бен Сальмана стать гарантом этого процесса и использовать влияние его страны на президента Эритреи И.Афеворки, с тем чтобы помочь ему начать мирные переговоры с Аддис-Абебой. Абий Ахмед Али пообещал наследному принцу, что Эфиопия будет уважать Алжирское соглашение, если Асмэра согласится затронуть другие вопросы. А это прежде всего гарантирование выхода эфиопских грузов к морским портам Эритреи. Одновременно эфиопский премьер обратился с такой же просьбой к Вашингтону, который дал соответствующую отмашку с одобрением этого процесса Эр-Рияду. Таким образом, основным гарантом нынешней возможной сделки между Аддис-Абебой и Асмэрой выступают как раз КСА, которое вознамерились таким образом укрепить свое политическое и экономическое влияния в Эфиопии через установление доверительных связей с местными мусульманами-оромо. Это влияние в принципе раньше распространялось через империю саудовского миллионера эфиопского происхождения Амуди и соответствующую миссионерскую деятельность просаудовских проповедников. Но последних из страны власти-тигре выслали два года назад под предлогом подстрекательства с их стороны к массовым волнениям среди прихожан-оромо и заменили просаудовских миссионеров в мечетях на их злейших врагов из ливанской секты «Аль-Ахбаш». А Амуди самым серьезным образом попортили в КСА нервы в ходе последней антикоррупционной войны, которую затеял в королевской семье кронпринц Мухаммед бен Сальман. Но теперь эти моменты позади, и Эр-Рияд, похоже возвращается в Эфиопию уже в формате прямых контактов с новым эфиопским премьером, за чем должны последовать и саудовские инвестиции, и возвращение в страну саудовских исламских благотворительных фондов.

62.82MB | MySQL:102 | 0,531sec