О сближении между Израилем и Иорданией

В последний вторник в Аммане состоялась встреча между королем Иордании Абдаллой II и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Во встрече с израильской стороны принимали участие также начальник Мосада Йоси Коэн, экономический советник премьер-министра Ави Симхон и его военный секретарь генерал-майор Элиэзер Толедано; с иорданской стороны – начальник иорданской контрразведки Аднан Джудани и министр иностранных дел Айман Сафади. Характерно, что об этой встрече в израильских СМИ предварительно не сообщалось. Более того, какие-то подробности относительно нее появились лишь спустя несколько дней. Что касается иорданских СМИ, то они ограничились публикацией краткого официального сообщения, согласно которому «премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху покинул Иорданию после краткосрочного визита». Иорданские власти явно пытались приуменьшить значение встречи двух лидеров, чтобы не раздражать антиизраильски настроенное общественное мнение страны.

Неафишируемая встреча премьер-министра Биньямина Нетаньяху и короля Абдаллы II стала сюрпризом для многих в обоих государствах и за их пределами. Это была первая их встреча с 2014 года. Подводя предварительный итог, особо важно отметить то, что данная встреча в верхах фактически оставила позади напряженность, воцарившуюся в отношениях между Иорданией и Израилем после инцидента со стрельбой в посольстве Израиля в Аммане около года назад и неудачной попытки иорданских властей арестовать израильского охранника застрелившего в ходе инцидента двух подданных королевства. Уместно напомнить о том, что после этого израильское посольство в Аммане пустовало более полугода и интересы Израиля в Иордании фактически представлял «Моссад», сохранивший хорошие контакты со своими иорданскими коллегами. Даже после того, как в Амман был назначен новый израильский посол, двусторонние отношения продолжали оставаться на официальном уровне достаточно прохладными. Однако теперь Иордании пришлось открыть новую страницу в своих отношениях с еврейским государством на фоне их общих стратегических интересов.

Говоря о встрече в верхах в Аммане, необходимо упомянуть о том, что Джейсон Гринблатт и Джерад Кушнер, представители президента США Дональда Трампа в вопросе урегулирования арабо-израильского конфликта побывали в Аммане незадолго до Биньямина Нетаньяху и встретились к королем Абдаллой II в рамках своего очередного турне по Ближнему Востоку. Помимо Иордании, в программу их поездки входили Египет, Саудовская Аравия и Израиль. Джейсон Гринблатт охарактеризовал свою встречу с иорданским королем в качестве «очень положительной», а после этого счел нужным положительно отозваться в твиттере об упомянутой встрече короля Абдаллы II с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, которая, по его словам, «принесла пользу двум государствам и способствовала стабильности в регионе».

Из канцелярии премьер-министра Израиля было сообщено по поводу встречи в Аммане, что два государственных лидера обсуждали политический процесс на основе инициативы Дональда Трампа. С этой инициативой был связан и визит Джейсона Гринблатта и Джерада Кушнера в Ближневосточном регионе. Согласно официальному сообщению иорданских властей, премьер-министр Биньямин Нетаньяху и король Абдалла II «обсуждали пути расширения экономического сотрудничества между двумя государствами, а также обязательства Израиля сохранять статус-кво в святых местах Иерусалима». Последний пункт имел своей целью успокоить наиболее радикальные исламистские силы в Иордании в свете проходивших в этой стране антиизраильских демонстраций. Фактически речь шла об неких уступках мусульманскому вакфу на Храмовой горе, в роли покровителя которого стремится предстать король Иордании. Уместно упомянуть о том, что в данной связи премьер-министр Биньямин Нетаньяху подвергся критике со стороны внепарламентских правых движений, упрекавших его в том, что он поступается интересами и правами евреев на Храмовой горе ради иорданского короля, «который держится на израильских штыках».

Однако в реальности основная проблема, беспокоящая сейчас государственных лидеров Израиля и Иордании — это закрепление иранского военного присутствия на территории Сирии и подготовка войск режима Башара Асада и его союзников – прежде всего, «Хибаллы» — к отвоеванию примыкающих к границам с Израилем и Иорданией территорий мухафаз Эль-Кунейтра и Дераа, которые до сих пор остаются под контролем суннитских повстанцев. Представители сирийского правительства заявили о том, что все попытки достижения договоренности с суннитскими повстанцами, удерживающими эти районы, провалились и поэтому представляется, что широкомасштабная военная операция на юге Сирии неизбежна.

Израильские СМИ особо отмечали тот факт, что в этой группировке, намеренной выйти к стыку границ Сирии, Иордании и Израиля, присутствую и офицеры иранского Корпуса стражей исламской революции. В этой связи некоторые израильские политические и военные комментаторы (например, на популярном аналитическом интернет-сайте Debka) опубликовали статьи, согласно которым недавние израильско-российские договоренности относительно недопущения приближения иранцев к границам Израиля фактически уже провалились.

Что касается иорданских властей, то они опасаются, что наступление сирийских правительственных войск в упомянутых мухафазах приведет к новой волне сирийских беженцев, которые устремятся в Иорданию. Согласно последним оценкам, в Иордании находятся сейчас порядка полутора миллионов сирийских беженцев, представляющих собой – вместе с прибывшими ранее беженцами из Ирака — тяжелейшую обузу для слабой иорданской экономики. В этой связи правительство Иордании уже заявило, что королевство больше не будет принимать беженцев. Однако если боевые действия будут вестись в непосредственной близости от сирийско-иорданской границы, выполнить это обещание будет очень нелегко.

Как известно, ранее американский телеканал CNN сообщил со ссылкой на высокопоставленные источники в американской администрации, что загадочная атака баз «Хизбаллы» на границе Сирии с Ираком полторы недели назад, в результате которой были убиты 38 шиитских боевиков, была предпринята ЦАХАЛом. Израильтяне не делали по этому поводу никаких заявлений. Не исключено, что эта атака имела своей целью сорвать провоз новейшего иранского оружия из Ирака в Сирию и далее — в Ливан. Присутствие «Хизбаллы» в этом районе беспокоит как Израиль, так и Иорданию. Если упомянутые американские сообщения верны, то операция на сирийско-иракской границе свидетельствует о сотрудничестве между Израилем и Иордании в военной сфере, поскольку такая операция, безусловно, требовала координации между ними – хотя бы для того, чтобы израильские самолеты могли беспрепятственно достичь района сирийско-иракской границы через воздушное пространство Иордании.

Иордания видит в обеспечении своей безопасности высшую ценность. С точки зрения королевства, как и с точки зрения других арабских суннитских государств и, прежде всего, имеющей большое влияние на Иорданию Саудовской Аравии, Иран является главной угрозой в регионе. Это подталкивает иорданские власти к активизации своего сотрудничества с еврейским государством, несмотря на весьма распространенные в иорданском обществе антиизраильские настроения.

62.82MB | MySQL:102 | 0,495sec