О проблеме достижения мирного соглашения между противоборствующими сторонами в Южном Судане

Власти Южного Судана не допускают возможности возвращения лидера вооруженной оппозиции Риека Машара в состав правительства, возлагая на него главную ответственность за продолжение в стране гражданской войны. Соответствующее заявление, передает агентство Рейтер, в пятницу сделал министр информации африканской страны Майкл Маквей Лует. После пяти лет кровопролитных столкновений правительственных войск со сторонниками Машара южносуданские власти не желают включать его в состав нового коалиционного кабинета, соглашаясь при этом работать с другими представителями оппозиции. «Машар не может быть частью правительства. Если [он] хочет стать президентом, то ему нужно дождаться выборов и победить на них», — отметил Маквей Лует во время пресс-конференции в столице Эфиопии Аддис-Абебе, где проходила первая встреча президента Сальвы Киира с лидером повстанцев после нарушения очередного перемирия в июле 2016 года. Следующий раунд переговоров должен состояться на будущей неделе в столице Судана Хартуме. Вооруженный конфликт в Южном Судане, число жертв которого исчисляется десятками тысяч человек, был спровоцирован расколом Суданского национально-освободительного движения (СНОД), боровшегося за независимость от Республики Судан, на сторонников и противников президента Киира. При этом вокруг Машара, возглавившего вооруженную оппозицию, объединились представители его народа нуэр, тогда как правительственные войска состоят преимущественно из соплеменников главы государства — этнической группы динка. В июле 2013 года Киир отправил Машара в отставку с поста вице-президента, а в декабре обвинил в организации военного мятежа. С тех пор, несмотря на многочисленные попытки международного сообщества примирить враждующие стороны, вооруженные столкновения между сторонниками президента и его бывшего заместителя продолжаются, а все заключенные мирные соглашения в итоге оказываются недолговечными. Собственно они и не могут быть долговечными, поскольку у сторон отсутствует глубинное желание такого компромисса достигнуть. На примере Южного Судана мы имеем классический пример африканского трайбализма в действии, что стало в общем-то закономерным итогом политики США времен нахождения у руля Госдепартамента Х.Клинтон и т.н. «черной мафии», апологетом который надо считать С.Райс. Именно тогда давление Вашингтона на Хартум в рамках ужесточения санкций (а вернее, Хартуму было обещано их снятие в обмен на примерное поведение) привело в конечном счете с отделению Южного Судана и превращения его в очередное «несостоявшееся государство» со всеми вытекающими последствиями. Имея в виду сложные, мягко говоря, межличностные отношения между недавними собратьями по «освободительной войне» в лице Киира и Машара, а также полиэтническую природу южносуданского общества (в реальности там идет война не только между динка и нуэр, но и внутри самих динка, и между динка и частью народа шулук, и т.п), говорить о каком-то мире там не приходится по определению. Единственный силой, которая удерживала весь этот полиэтнический конгломерат от междоусобной войны, было мирно соглашение, которое подразумевало наличие фактической федерации между Джубой и Хартумом, что позволяло южносуданцам занимать ключевые посты в кабинете министров Судана и пользоваться всеми экономическими преференциями, типа трудоустройства в Судане и экспорта нефти со своих месторождений через Порт-Судан. Вот на этом варианте и надо было остановится, сделав его промежуточным переходным этапом. И он собственно таким и был по соглашению между Хартумом и СНОД, но только на два года. И вот тогда на пролонгацию этого режима и надо было бросать американцам основные усилия, а не на пестование своих идей «черной гегемонии» в ущерб «арабскому национализму» со стороны Хартума.
То, что мы наблюдаем сейчас в рамках каких-то консультаций между сторонами конфликта, есть не более чем политический маневр со стороны С.Киира, который таким образом пытается уйти из-под угрозы объявления санкций со стороны США и ООН. Совет Безопасности ООН в четверг 30 мая продлил на 45 дней режим санкций в отношении Южного Судана, пригрозив введением рестрикций в отношении членов правительства страны и главарей мятежников, если они не прекратят боевые действия и не добьются прогресса в мирных переговорах. Соответствующий проект резолюции, подготовленный делегацией США, набрал минимально необходимые для принятия девять голосов членов Совбеза. Текст получил поддержку западных стран, включая Великобританию, Нидерланды, Швецию и Францию, в то время как Россия, Боливия, Китай, Казахстан, Экваториальная Гвинея и Эфиопия при голосовании воздержались. Ключевую роль сыграл Кот-Д’Ивуар, который, в отличие от своих африканских коллег, решил занять позицию Запада. В соответствии с принятой резолюцией режим санкций, введенный в отношении Южного Судана в 2015 году, продлевается до 15 июля 2018 года. Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу при этом поручено представить к 30 июня «доклад о том, не произошло ли с момента принятия настоящей резолюции каких-либо боевых действий с участием сторон соглашения о прекращении боевых действий в Южном Судане», а также «сообщить о том, достигли ли стороны жизнеспособного политического соглашения». Если столкновения продолжатся, а переговоры ни к чему не приведут, то «Совету Безопасности будет необходимо рассмотреть вопрос» о введении санкций против шести человек и «введении эмбарго на поставки оружия». В число выбранных для введения санкций лиц вошли министр обороны Южного Судана Куол Маньянг Джуук, министр информации Майкл Маквей Лует и министр по делам кабинета министров Мартин Элиа Ломоро, временно исполняющий обязанности главы МИД. В числе прочего им инкриминируются нападения на гражданских лиц, а также препятствование оказанию гуманитарной помощи населению. Кроме того, в список включены бывший глава Генерального штаба ВС Южного Судана Пол Малон Аван, бывший заместитель главы Генштаба Малек Рубен Риак Ренгу и один из главарей повстанцев Коанг Рамбанг Чол. Меры, которые им грозят, включают замораживание счетов и запрет на выезд из страны. Выступая на заседании Совбеза, постоянный представитель США при ООН Никки Хейли отметила, что с момента введения режима санкций против Южного Судана в черный список не было внесено ни одной фамилии. По ее словам, за это время вооруженный конфликт в стране разрастался, а в отношении мирных жителей совершались «зверские преступления». Дипломат напомнила, что в декабре 2017 года власти и повстанцы подписали соглашение о прекращении боевых действий, а несколько дней назад заявили о приверженности достигнутым договоренностям. «Пока это просто слова на бумаге. Стороны нарушали эти договоренности с самого первого дня. Ни Межправительственная организация по развитию [ИГАД, региональная структура, выступающая в роле посредника в урегулировании конфликта], ни Африканский союз не обеспечили последствий для нарушителей. Что нам нужно сейчас — это конкретные действия со стороны всего международного сообщества, которые позволят привлечь воинствующие стороны к ответственности», — заявила Хейли. В данном случае мы видим четкий настрой Д.Трампа на разрушение всех тех «достижений», которых сумела достигнуть Х.Клинтон, в том числе и путем прессинга на некогда ее главные креатуры на континенте.
В свою очередь постпред Эфиопии Такеда Алему указал на несвоевременность инициативы США, указав, что мирные переговоры под эгидой ИГАД находятся «на критически важном этапе», и предупредил, что принятие резолюции «нанесет ущерб этому процессу» (не нанесет, поскольку никакого прогресса нет и быть не может – авт.). Он подчеркнул, что подготовленный американской стороной документ не был поддержан ни ИГАД, ни Африканским союзом. Постпред РФ Василий Небензя также указал на абсолютно неверный подход, лежащий в основе предложенной США резолюции. По его словам, «в корне неверно угрожать санкциями в отношении участвующих в переговорном процессе высокопоставленных лиц в важный момент завершения очередного раунда форума высокого уровня ИГАД по ревитализации мирного соглашения». Он подчеркнул, что навязывание «искусственных временных рамок переговорного процесса» и принятие мер вразрез позиции стран региона «просто недопустимо». Дипломат выразил сомнения в том, что «введение санкций в отношении членов правительства и оружейного эмбарго в отношении Южного Судана может сыграть положительную роль в политическом урегулировании и нормализации обстановки в области безопасности». В данном случае мотивировки каждого из оппонентов США являются различными. Для Аддис-Абебы момент каких-то переговоров между противоборствующими сторонами в Южном Судане является попыткой позиционировать себя как центральную посредническую силу в этой части Африки. К тому же Р.Машар и его окружение является креатурами Аддис-Абебы: по крайней мере лагеря боевиков-нуэр до сих пор базируются в Эфиопии. И вообще надо иметь ввиду, что еще со времён Менгисту Хайле Мириама Южный Судан полагая Аддис-Абебой зоной своих национальных интересов, в том числе сейчас и из-за притоков Нила, что очень актуально в связи с проектом плотины «Возрождение» на Голубом Ниле. А также в рамках регионального противостояния с Угандой. И перспектива санкций в отношении лояльных себе сил безусловно Аддис-Абебе не нравиться. В этой связи отношения между новым руководством Эфиопии в лице премьера, мусульманина-оромо Абий Ахмеда Али и Сальвой Кииром нельзя назвать дружественными. В середине мая, эфиопский премьер-министр во время встречи с делегаций из Джубы (главный переговорщик со стороны Южного Судана по внутрисуданскому досье Ньяла Дел Ньяла и тот же М.Э.Ломоро), которая произошла в Аддис-Абебе в рамках форума высокого уровня, заявил, что он «очень огорчен тем фактом, что С,Киир не поздравил его с назначением на этот пост» и «что суданский президент О.аль-Башир сделал это первым, а значит и сотрудничество с Хартумом будет развиваться по возрастающей». Более, чем ясный намек. Что же касается Москвы, то в данном случае мы имеем классическую схему противодействия американским инициативам (кстати, в данном случае, вполне себе разумных) в любых точках пересечения в рамках обсуждения мировых конфликтов различной интенсивности. Такая позиция очень прозаична и логична: Вы решили попробовать обойтись в мировых проблемах без России, попробуйте. Иных мотивировок позиции Москвы по южносуданскому досье мы не видим.
Что же касается истинных желаний С.Киира в рамках нынешних консультаций, то их хорошо иллюстрируют следующие факты. По нашей информации, 26 мая колонна из нескольких десятков грузовиков с военной амуницией и боеприпасами, полученными из Украины, покинула угандийский город Сороти и направилась в Южный Судан. Караван сопровождали солдаты Суданской народно-освободительной армии (СНОА). Собственно этом факт лишь подтверждает тезис о том, что Уганда (и безусловно Украина, которая должна оговаривать условия таких сделок невозможностью его реэкспорта без специального разрешения. И в данном случае оно видимо неофициально дано) не соблюдает эмбарго на поставки оружия в Южный Судан, введенное Соединенными Штатами. Наши источники утверждают, что Кампала использует свой сертификат конечного пользователя на экспортируемое стрелковое оружие и легкое вооружение из Украины для его реэкспорта своим соседям, включая Южный Судан. При этом утвержденный в мае бюджет Южного Судана на 2018/2019 гг. предусматривает выделение значительных ресурсов на безопасность. Эта статья по сегодняшнему курсу составляет 122 млн 297 тыс. долларов США, что составляет 19,8 процентов всей суммы бюджета. Для сравнения: на образование предусмотрено сумма в 9,5 процентов, а здравоохранение — 2,1. Таким образом, логичен только один вывод: никто в Джубе мириться по-настоящему не хочет, и до достижения внутринационального консенсуса еще очень далеко.

62.84MB | MySQL:102 | 0,420sec