Ситуация в зоне Сахеля: май 2018 г.

1 мая Миссия ООН в Мали (Minusma) на словах отреагировала на атаки против мирного населения, совершенные в предыдущие дни в районе Менака близ границы с Нигером, в результате которых погибли свыше 40 человек. В распространенном в тот день коммюнике Minusma осудила эти атаки и выразила «большую озабоченность» ростом насилия в этом районе. По ее данным, в результате нападений на дома туарегов в районах Аклаз и Авакасса, совершенных 26 – 27 апреля, погибли по меньшей мере 47 человек. В случае Авакассы речь шла о массовом истреблении людей.

Как заявил в этой связи глава Minusma Махамат Салех Аннадиф, «нападения на гражданских лиц, не принимающих участия с оружием в руках в боевых действиях, могут рассматриваться как военные преступления».

Французский контингент «Бархан», развернутый в странах Сахеля, и в частности, в Мали, также «осудил» «террористические акты» против гражданского населения. По данным французов, те, кто совершили эти «преступления», «по всей видимости, имеют отношение к «Исламскому государству в Великой Сахаре» (ИГВС)».

Считается, что формирования ИГВС обосновались в районе границы между Мали и Буркина-Фасо. Ее главарь – Аднан Абу Валид Сахрауи – ранее был полевым командиром в «Аль-Каиде в странах (исламского) Магриба» (АКМ), а также одним из главарей «Движения за единство и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА).

Убийства имели место в районах, где ИГВС, присягнувшая на верность «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в РФ), понесла большие потери в ходе боев против контингента «Бархан» и малийской армии. В этих боях двум последним оказывали содействие две вооруженные туарегские группировки – проправительственная «Группа самообороны туарегов Имгада и союзников» (ГСТИС) и некогда повстанческое «Движение за спасение Азавада» (ДЗСА).

В апреле с.г. Minusma сообщила о существовании информации, согласно которой в феврале с.г. в ходе антитеррористической операции вооруженные группы, в том числе ГСТИСи ДЗСА, казнили без суда по меньшей мере 95 человек.  Поэтому действия джихадистов можно рассматривать как месть туарегам.

Уже 2 мая ГСТИС и ДЗСА сообщили о двух новых атаках на деревни Тиндинбавен и Тайлален в районе Менаки, где накануне были убиты 17 человек, в том числе старики. Ответственность за новые атаки они возложили на ИГВС.

9 мая в районе Менаки побывал премьер-министр Мали Сумейлу Бубейе Майга. Его визит никак не помешал тому, что уже день спустя все в том же районе были убиты по меньшей мере 6 человек из числа гражданского населения при нападении неизвестных на автомобиль, перевозивший местных жителей на рынок.

5 мая впервые с 2014г. в г.Кидаль на севере Мали прибыли малийские солдаты с тем, чтобы участвовать в совместных патрулированиях вместе с бойцами проправительственных и бывших повстанческих группировок. С мая 2014г. Кидаль контролируют бывшие повстанцы-туареги. Прибытие туда малийских военных стало возможно после достижения договоренностей, заключенных в ходе визита в марте с.г. в этот город премьер-министра Мали Сумейлу Бубейе Майга.

Совместные патрулирования предусмотрены Алжирскими мирными соглашениями от 2015 г. Их цель – создать атмосферу доверия между малийскими военными, боевиками ГСТИС и ДЗСА. В дальнейшем предусматривается разоружение отрядов двух названных формирований, а также переформатирование малийской армии.

2 мая в Нджамене сообщили о передаче Соединенными Штатами Чаду в виде дара партии военной техники, в том числе двух разведывательных самолетов типа «Сесна-208Б». Известно, что Чад является союзником западных стран в борьбе против джихадистов. Более того, его военные считаются самыми дееспособными среди их коллег из других африканских стран. Тем не менее Чад одно время  — с сентября 2017 г. по апрель с.г. — фигурировал в одном из «черных списков» США. Церемония передачи техники прошла на авиабазе Чада «Адджи Коссей». Самолеты были поставлены еще в декабре 2017 г., однако несколько месяцев ушло на подготовку чадских пилотов.

США также поставили быстровозводимые укрытия для летательных аппаратов ВВС Чада. Известно, что их материальная часть пострадала в июле 2017 года в результате песчаной бури. Общая стоимость поставки – 43 млн долларов.

В Чаде находятся штаб-квартиры французского контингента «Бархан» и штаба региональных сил «Г5 Сахель».

8 мая генсек ООН Антониу Гутерриш констатировал, что логистическая поддержка со стороны ООН контингенту «Г5 Сахель» не отвечает уровню вызовов, с которыми сталкиваются военные пяти стран – участниц этого формирования, поскольку «ситуация в плане безопасности в зоне Сахеля продолжает ухудшаться». В частности, он отметил, что финансовое обеспечение Minusma не позволяет Миссии оказать надлежащую поддержку контингенту «Г5 Сахель» в частности, в вопросе строительства фортификационных сооружений, призванных обеспечить боевую устойчивость баз «Г5 Сахель».

А.Гутерриш также отметил, что развертывание сил «Г5 Сахель» отстает от запланированного графика. В частности, это происходит из-за того, что страны «пятерки» не торопятся выделить воинские подразделения, которые должны были войти в состав этих сил. Так же он отметил неготовность штаб-квартиры контингента к принятию на руководство выделенными в его состав подразделениями.

Главная констатация в докладе генсека ООН – «присутствие государства на севере и в центральной части Мали, а также на севере Буркина-Фасо сокращается». Это звучит по меньшей мере тревожно. Он также отметил, что мировое сообщество должно предпринять срочные меры, чтобы «переломить эту тенденцию», в противном случае все больше территорий этого региона будет переходить под контроль вооруженных групп.

10 мая Пентагон опубликовал предварительные данные расследования о причинах гибели в Нигере в октябре 2017 года 4-х военнослужащих, участвовавших в совместном патрулировании с местными военными близ границы с Мали. Среди основных причин трагедии были названы недостаточная подготовка и проблемы в сопровождении совместного патруля, попавшего в засаду джихадистов. Тогда кроме американцев погибли еще 4 нигерцев. Всего в патруле участвовали 12 американцев и 30 нигерцев.

Опубликованный 8-страничный доклад – всего лишь маленькая часть закрытого конфиденциального доклада.

В открытой части отмечается, что американские военные прибыли в Нигер осенью 2017 г. с целью оказать содействие в подготовке нигерских военных в качестве инструкторов. По данным Пентагона, слабостью направленного в Нигер подразделения было то, что только половина солдат прошла до этого то, что на языке российских военных называется боевым слаживанием в составе подразделения.

Там же сообщается, что целью патрулирования было обнаружение или захват одного из полевых командиров ИГВС. Американцы признают, что план патрулирования был написан под копирку с предыдущей аналогичной операции и не принял в расчет изменившиеся обстоятельства. Не были отработаны варианты взаимодействия с нигерцами, которых, судя по численности, представлял взвод.

Интересная деталь. Американским военным было жарко, и они сначала не надели на себя бронежилеты. Для этой «операции» пришлось останавливать автоколонну, чтобы перегревшиеся американцы смогли одеться в «броню». В этот момент на них и напали. Ситуацию спасло только вмешательство самолетов ВВС Франции.

10 мая стало известно, что в состав контингента «Бархан» войдут 50 военнослужащих из Эстонии. Это первый случай участия иностранных военных в данной французской операции. В составе действующей параллельно миссии Minusma действуют военные из 30 стран.

В составе эстонского контингента 36 пехотинцев, переводчики (интересно, с какого языка на какой), а также 6 человек из «обслуживающего персонала». Пехотинцы используют 5 бронетранспортеров производства Финляндии Pasi XA-188. Эстонцы будут жить на базе контингента «Бархан», развернутого близ г.Гао.

Тем временем в Мали никуда не делась подготовка к президентским выборам, назначенным на 29 июля. 12  мая о вступлении в предвыборную борьбу заявил один из лидеров оппозиции, бывший министр финансов и экономики 68-летний Сумайла Сиссе. Действующий президент 73-летний Ибрагим Бубакар Кейта к тому дню не заявился на баллотирование на выборах, хотя это решение представлялось неминуемым. Так оно и случилось 28 мая.

Интересная коллизия приключилась 23 мая в ООН, где постоянный секретарь контингента «Г5 Сахель» Маман Сидику потребовал от Совбеза «расширенный мандат» для этой структуры, призванной бороться с джихадистами в регионе. Этот требование тут же было отвергнуто США.

По данным М.Сидику, на тот момент были развернуты свыше 80% сил, предполагавшихся к включению в состав контингента «Г5 Сахель». Они находились при штаб-квартире контингента в Севаре, а также в трех операционных зонах. Однако, по его словам, они недостаточно хорошо оснащены, требуют совершенства их базы.

24 мая стало известно, что народности пель и догон, проживающие в центральной части Мали, создали собственные группы самообороны. Вооруженное формирование догонов получило название «Дана Амассагу» («Охотики, верящие в Бога»). Его возглавил Давид Тембине. «Наша численность достаточна для того, чтобы защитить наших родных против вооруженных милиций, и в частности, пель, которые регулярно на них нападают в условиях отсутствия государства», — заявил он для АФП.

Со своей стороны «Альянс за спасение Сахеля» намерен защищать «гражданских представителей пель в Мали и Буркина-Фасо», заявил один из полевых командиров этого формирования Йесуф Диалло, ранее – чиновник местной администрации.

В центральной части Мали уже три года отмечаются столкновения между пель, традиционно занимающимися скотоводством, и народностями бамбара и догон – земледельцами. Пель регулярно обвиняют малийские власти в покровительстве группам традиционных охотников, которые регулярно атакуют пель под предлогом борьбы с терроризмом. С другой стороны необходимо отметить, что в джихадистских группировках, действующих в центре Мали, представлены главным образом выходцы из народности пель.

27 мая на северо-востоке Мали джихадисты атаковали блок-пост ДЗСА в момент, когда через него перемещалось много гражданских лиц на ближайший рынок. В результате нападения погибли до 20 человек, в том числе 4 бойца ДЗСА. По данным очевидцев, нападавшие говорили на пель, арабском и туарегском языках. Они потеряли 8 человек убитыми.

В целом, появление в центральных районах Мали двух новых вооруженных формирований, пусть и не джихадистских, но построенных по этническому признаку, вряд ли будет содействовать укреплению безопасности в этом районе. Скорее, там может повториться такая же трагедия, которая имеет место в Южном Судане, а именно – геноцид по племенному признаку.

52.31MB | MySQL:106 | 0,703sec