О предотвращении теракта против иранской оппозиции на фоне визита президента ИРИ Х.Роухани в Австрию

Правительство Австрии не планирует изменять программу визита президента Ирана Хасана Роухани в Вену 4 июля в связи с обвинениями против иранского дипломата по подозрению в планировании теракта в Париже. Об этом сообщило во вторник Австрийское агентство печати. Программа визита Роухани, которого будут принимать с военными почестями в Вене 4 июля, пока остается без изменений, отмечает АПА. Иранский президент собирается провести переговоры с президентом Австрии Александером Ван дер Белленом и канцлером Себастьяном Курцем. При этом отмены визита президента Ирана в Австрию потребовала организация иранской оппозиции в Вене. «В такой ситуации запланированный прием Роухани в Австрии станет позорным пятном для демократии и прав человека, а также только усилит терроризм и преступность. Этот прием — сенсационный удар по ценностям, на которые опирается ЕС», — говорится в заявлении Национального совета сопротивления Ирана.  Ранее во вторник МИД Австрии сообщил, что вызвал иранского посла в Вене, чтобы заявить ему о необходимости лишения особого статуса дипломата этой страны, который был задержан в Германии по подозрению в организации террористического акта против представителей иранской оппозиции в Париже. «Мы запросили у страны, направившей дипломатического работника, лишения иранского дипломата иммунитета. В течение 48 часов на основании ордера на арест он должен быть лишен дипломатического статуса», — процитировало АПА представителя МИД Австрии. Французские правоохранительные органы задержали в субботу трех подозреваемых в подготовке нападения во время встречи представителей иранской оппозиционной партии в городе Вильпент (парижский регион Иль-де-Франс) 30 июня. В тот же день по этому делу в Бельгии была арестована пара выходцев из Ирана, которые также подозреваются в планировании этого нападения. Кроме того, один иранский дипломат из посольства Исламской Республики в Вене был задержан в Германии. По данным АПА, задержанный в ФРГ сотрудник посольства был главным организатором предполагаемого теракта в Париже, он работал в австрийской столице с 2014 года. Президент Ирана Хасан Роухани посетит Вену с официальным визитом 4 июля. Главной темой переговоров с председательствующей с июля по декабрь 2018 года в Совете ЕС Австрией станет иранское ядерное соглашение. Речь пойдет, прежде всего, о том, чтобы послать четкий сигнал европейской поддержки для сохранения ядерного соглашения с Ираном после выхода США из этой сделки, отметили власти Австрии.

В этой связи отметим несколько моментов.

  1. Иранские спецслужбы (а это в основном подразделение «Кудс» КСИР) действительно практикуют ликвидацию за рубежом активных оппозиционеров в рамках пресечения их подрывной деятельности. Собственно недавно в Иракском Курдистане было осуществлено ряд таких ликвидаций. Попытка убийства Хусейна Яздана Банны, главы Партии свободы Иранского Курдистана (РАК) 12 апреля с.г., является последней по времени из последних попыток, успешных или неудавшихся покушений на иранских курдских политических деятелей в Иракском Курдистане. С начала этого года жертвами покушений стало около 16 человек, в прошлом марте было убито 7 человек. Все эти акции были проведены иранскими спецслужбами в качестве очень жесткого сигнала курдам из РАК в рамках пресечения их попыток установить контакт с представителями ЦРУ США. Американцы сейчас активно зондируют почву для таких контактов в Иракском Курдистане и не только в рамках создания своей агентуры в Иране, но и проведения актов тайной войны. В том числе и путем стимулирования активности сепаратистских течений, прежде всего курдов, арабов-ахвазов и белуджей.  Собственно эта угроза была зафиксирована иранцами еще в конце прошлого года в октябре, в итоге чего был разработан специальный план действий. В меморандуме, распространенном в Высшем совете национальной безопасности Ирана во главе с Али Шамхани в начале октября прошлого года, содержался призыв к службам безопасности и разведки Ирана повысить свою бдительность в отношении сепаратистских  движений. В документе, который был составлен в соавторстве с командующим КСИР Мохаммадом Али Джафари, было обозначено три угрозы  территориальной целостности, которые мы перечислили выше.  Что касается группы «Моджахеддин э-Халк» (МЭХ), то после прихода в Ираке к власти шиитов эта группа еще некоторое время базировалась в этой стране и сумела установить очень прочные рабочие отношения с ЦРУ США. Как полагают ряд экспертов, именно ее возможности были использованы в прошлом в рамках совместных операций ЦРУ и Моссада по физической нейтрализации иранских ученых, которые участвовали в ядерной программе Тегерана. После вывода под давлением Тегерана лагерей МЭХ из Ирака и заключения СВПД активность этой группировки резко спала. Теперь, судя по всему, американцы старится оживлять старые связи с целью использование  членов этой группировки в самом Иране. Отсюда и закономерная реакция Тегерана, хотя отметим, что речь в вышеуказанном меморандуме шла прежде всего о сепаратистах.
  2. Удивляет в этой связи время и место акции, если, конечно, в данном случае не идет о серьезной провокации тех американцев или израильтян. Визит и переговоры иранского президента по ключевым вопросам сохранения СВПД не самый лучший выбор в этой ситуации. Можно конечно говорить о внутренней борьбе внутри иранских элит и попыток со стороны КСИР сорвать таким путем (а если проще, то запланированной сдачей своей агентурной группы ради информационнной шумихи) визита Роухани. Но сохранение СВПД и стимулирование раскола по этому вопросу между ЕС и Вашингтоном — есть ключевая цель всех фракций иранской элиты, включая и КСИР.  К тому же такие действия, мягко говоря, не вызовут одобрения со стороны верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи с негативными последствиями для организаторов такой провокации. Рискнем предположить, что дело все-таки в американских играх со своей агентурой из МЭХ, которые в рамках своих дипломатических усилий по убеждению европейцев к выходу из СВПД готовы подключить и провокации со стороны ЦРУ. В данном случае мы, скорее всего, имеем дело с агентами-двойниками, которых курировал высланный иранский дипломат, и которых ему подставили. А то, что эти иранцы имеют отношение к МЭХ сомнений нет: они должны были присутствовать на собрании этой группы во Франции, а посторонних туда не допускают. Один из этих двойников и создал эту агентурную группу из иранских эмигрантов, а затем сдал их европейским правоохранителям. При этом заметим, что широкой общественности не было представлено ни одной улики: ни аудиозаписей; не СВУ, которым планировалось осуществить теракт; ни собственно показаний задержанных. Есть только слова задержанного о его связях с иранским дипломатом. И ЕС отреагировало, но довольно сдержанно. При этом рассуждения ряда экспертов о том, что уликовые данные являются секретными, нас в истинных мотивах этого инцидента не убеждают. Достаточно вспомнить «дело Скрипачей» и т.п. эпизоды, коих сейчас в деятельности западных спецслужб много.  Их лейтмотив — «достоверные данные, о которых мы не можем говорить». Закон всех спецслужб один — когда дело касается разведчиков, которые работают под дипломатическим прикрытием, необходимо взятие с поличным или железобетонные и задокументированные улики. А в данном случае этого нет.  Но в любом случае эта провокация , судя по всему, не сработала.  А сама ее организация говорит нам еще раз о том, что по настоящему убедить Брюссель действовать в своем фарватере в связи с СВПД у Вашингтона пока не получается.
52.21MB | MySQL:103 | 0,478sec