Результаты опроса: приход в политику Бени Ганца меняет расстановку сил в израильском левом лагере

Вторая по распространенность израильская газет «Едиот ахронот» (ее тираж уступает лишь тиражу газеты «Исраэль гайом») опубликовала в четверг результаты опроса общественного мнения, проведенного известным статистиком и социологом доктором Миной Цемах из тель-авивского института «Дахаф». Основное внимание в этом опросе было, как обычно в опросах такого рода, уделено электоральному потенциалу различных израильских партий, представленных в Кнессете нынешнего созыва или уже объявивших о своем намерении принять участие в предстоящих через полтора года (если в результате какого-либо коалиционного кризиса не будут назначены, как это нередко случается в израильской политике, досрочные выборы) новых выборах в Кнессет. Полученные по этой части опроса результаты интересны сами по себе.

Однако еще больший интерес составляет вторая часть опроса, которая была посвящена бывшему начальнику Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковнику запаса Биньямину (Бени) Ганцу, недавно объявившему о своем приходе в политику, но еще не определившемуся с партией, в рамках которой он намерен баллотироваться. Придерживающийся, насколько известно, в целом левоцентристской идеологии, Бени Ганц рассматривается израильскими левыми и особенно левыми центристами в качестве фигуры, способной составить реальную конкуренцию лидеру крупнейшей правой израильской партии Ликуд премьер-министру Биньямину Нетаньяху. Доктор Мина Цемах попыталась получить ответ на вопрос, насколько оправданы возлагаемые левыми и левыми центристами на генерал-полковника запаса Бени Ганца надежды.

Что касается результатов первой части опроса, то они свидетельствуют о том, что если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд остался бы крупнейшей фракцией и даже укрепил бы свои позиции. Он получил бы 33 мандата вместо нынешних 30 при том, что всего в Кнессете – 120 мандатов.

На втором месте оказалась бы находящаяся сейчас в оппозиции центристская партия «Еш атид», возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом. Она получила бы 18 мандатов (11 мандатов — в Кнессете нынешнего созыва). Заметное усиление «Еш атид», как и усиление Ликуда, предсказывается практически всеми предыдущими опросами общественного мнения.

Ныне занимающий второе место левый парламентский блок «Сионистский лагерь» (объединяет партии Авода и «Тнуа») во главе с Ави Габаем оказался бы оттеснен на третье место. Он получил бы 15 мандатов (24 мандатов – в Кнессете нынешнего созыва). Резкое ослабление «Сионистского лагеря» также предсказывается всеми предшествующими опросами такого рода.

Отрыто антисионистский парламентский блок «Объединенный арабский список», в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, получил бы 12 мандатов (13 мандатов – в Кнессете нынешнего созыва).

Тесно связанная с поселенческим движением религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» во главе с министром просвещения Нафтали Беннетом и ашкеназская ультраортодоксальная религиозная партия «Еврейство Торы» получили бы по 7 мандатов. Ослабление «Еврейского дома» (у него 8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) – результат неожиданный. Предыдущие опросы предсказывали его усиление. А вот некоторое усиление ашкеназских ультраотодоксов (у «Еврейства Торы» 6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) предсказывалось предыдущими опросами.

По 6 мандатов получили бы право-центристская партия «Кулану», возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном (10 мандатов – в Кнессете нынешнего созыва), «израильская партия с русским акцентом» «Наш дом – Израиль» (НДИ) во главе с министром обороны Авигдором Либерманом (сейчас у нее – 5 мандатов) и радикально левая партия МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Тамар Зандберг (5 мандатов — в Кнессете нынешнего созыва).

И, наконец, по 5 мандатов получили бы сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери (7 мандатов – в Кнессете нынешнего созыва) и все еще не имеющая названия новая партия, о создании которой объявила депутат Кнессета Орли Леви-Абукасис, прошедшая в Кнессет нынешнего созыва по списку НДИ, а затем вышедшая из ее состава и создавшая фракцию одиночки.

В целом же правые и религиозные партии, образующие нынешнюю правящую коалицию, получили бы, согласно результатам опроса доктора Мины Цемах, 64 мандата (сейчас у них суммарно 66 мандатов). Этого вполне достаточно для создания устойчивой коалиции. А если принять во внимание тот факт, что новая партия Орли Леви-Абукасис тоже, несомненно, будет правой, можно говорить даже о некотором усилении право-религиозного лагеря, которое полностью исключает возможность прихода к власти альтернативной лево-центристской коалиции.

Что же касается второй части опроса, то в ней было рассмотрено два теоретически возможных варианта вхождения генерал-полковника запаса Бени Ганца в большую политику:

  1. Создание им новой партии. Такая партия получила бы 14 мандатов. При этом «Сионистский лагерь получил бы только 10 мандатов, а Ликуд – 29 мандатов.
  2. Его присоединение в блоку «Сионистский лагерь» в качестве его нового лидера вместо Ави Габая. В таком случае «Сионистский лагерь» получил бы 24 мандата, а его основной конкурент, партия «Еш атид» получила бы только 14 мандатов.

Таким образом, похоже, что прихода Бени Ганца в политику должен, прежде всего опасаться  Ави Габай и только потом – депутат Кнессета Яир Лапид. Что же касается право-религиозной коалиции, то ее власти приход Бени Ганца в политику, по сути, не угрожает.

62.82MB | MySQL:102 | 0,523sec