О ситуации в Марокко /апрель 2006г./

Состоявшееся в Рабате заседание Совета НАТО с участием семи стран-участниц программы Средиземноморского диалога Североатлантического альянса /Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис/ стало главным событием апреля в Марокко. Основной итог встречи, проходившей при закрытых дверях — решение о присоединении Алжира, Марокко и Израиля к антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Активные усилия», в которой также участвует Россия. И пусть пока не определена точная дата присоединения кораблей «Средиземноморского диалога» к операции НАТО, это решение отражает стремление трех стран продемонстрировать политическую волю совместно с Альянсом и Россией противостоять современным вызовам и угрозам. Североатлантический альянс своей стороны «одобрил в принципе» решение «средиземноморской тройки». Другое решение встречи — создание «партнерской структуры», призванной содействовать развитию сотрудничества в военной сфере в формате «26 плюс 7».

На встрече, впервые проходившей в номинально арабской стране /от государств НАТО в ней участвовали постоянные представители при штаб-квартире организации, от «семерки» высокопоставленные представители МИД/, глава израильской делегации Одед Эран сидел между представителями Египта и Иордании. Возможно, поэтому в заявлении для прессы он подчеркнул, что «мы имеем общие границы и сталкиваемся с общими угрозами нашей безопасности». Он также сообщил, что в Рабате обсуждались вопросы создания совместного тренировочного центра НАТО и «семерки» в Иордании и специального фонда для финансирования сотрудничества с «семеркой».

В период проведения встречи несколько сотен марокканских левых организовали пикет у здания Палаты представителей под лозунгом «Нет — подключению Марокко к военным планам американского империализма». Эта манифестация отразила общий настрой «улицы» по крайней мере шести арабских участников «семерки», в отличие от их руководителей традиционно негативно относящейся к НАТО.

Программа Средиземноморского диалога НАТО работает с 1995 года. Алжир присоединился к ней в 2000 году. До последнего времени эта программа не работала из-за палестино-израильского конфликта и сдержанного отношения некоторых арабских участников «семерки» к возможному сближению с Альянсом, в котором доминирующую роль играют США.

Операция «Активные усилия» была развернута после терактов 11 сентября 2001 года в США с целью не допустить использования террористами морских путей Средиземноморья для транспортировки оружия массового поражения и средств его доставки.

Важное место среди внешнеполитических событий в апреле занял визит в Марокко президента Китая Ху Цзинтао. В ходе визита были подписаны 7 не много значащих соглашений о сотрудничестве в сферах туризма, здравоохранения, культуры, научных исследований и других. Исключение составило одно соглашение — о поставках в 2007 году в Китай марокканских фосфатных удобрений. Но поскольку объявление о подписании соглашения не было подкреплено ни одной цифрой, можно только гадать, сколько и чего оно стоит.

Этот визит сопровождало много шума в прессе. Чего стоит, например, предложение сделать из Марокко «трамплин для китайских товаров, предназначенных для Европы и Африки»! Реализовать этот «трамплин» предполагается через создание на севере королевства совместных предприятий для производства китайских товаров с использованием марокканской рабочей силы и местных полуфабрикатов. Однако реально говорить об его практической значимости можно будет только несколько позднее, когда практики — китайские бизнесмены — столкнутся с тем, о чем, возможно, не знают теоретики — с марокканским законодательством в сфере найма рабочей силы на иностранные предприятия и предприятия со смешанным капиталом.

В 2005 году Китай экспортировал в Марокко товары на сумму 1,04 млрд долларов /продукты питания, текстиль, оборудование/. В свою очередь Марокко продало Китаю товары на сумму 68 млн долларов /морепродукты, фосфаты/. Поток китайских текстильных товаров привел к тому, что объем экспорта марокканской готовой одежды в 2005 году сократился на 5,8 проц., из-за чего Марокко потеряло 90 млн евро.

Еще 7 соглашений Марокко подписало в апреле с Мавританией по случаю работы двусторонней межправительственной комиссии. Согласно одному из них, Марокко окажет помощь своем южному соседу, предоставив ему технологии искусственного провоцирования осадков. Здесь стоит напомнить, что США первыми овладели технологиями искусственного провоцирования осадков. Они широко применяли эти технологии в ходе войны во Вьетнаме. Затем опыты по провоцированию осадков применительно к пустынной местности было проведены в Марокко, после чего американцы поделились с Рабатом частью своих наработок. В Марокко техникой подобного воздействия на природу располагают королевские ВВС и жандармерия. Такие работы уже выполнялись в ряде африканских стран по их просьбе.

Еще одним высокопоставленным гостем Рабата в апреле был глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас. Он открыл новое здание палестинского представительства в столице Марокко. Его визит в королевство состоялся сразу после того, как Евросоюз приостановил оказание помощи палестинцам в связи с победой на выборах движения ХАМАС.

21 апреля был опубликован доклад генерального секретаря ООН Кофи Аннана по западносахарской проблеме, в котором содержалось обращение к Марокко без предварительных условий сесть за стол переговоров с сепаратистами из Фронта ПОЛИСАРИО. К.Аннан предложил сторонам конфликта прийти к «компромиссу между международным правом и политической реальностью с тем, чтобы выработать политическое, справедливое, долгосрочное и взаимоприемлемое решение, гарантирующее самоопределение народа Западной Сахары». Он также предложил продлить на очередные 6 месяцев мандат Миссии ООН в Западной Сахаре. Несмотря на подобную риторику, новый доклад К.Аннана был расценен большинством наблюдателей как промарокканский, поскольку он фактически похоронил План Бейкера по подготовке референдума о самоопределении сахарских провинций. В ответ на его публикацию Фронт ПОЛИСАРИО пригрозил возобновить боевые действия в случае, если доклад будет одобрен Совбезом ООН.

Апрель не отличался от предшествовавших месяцев по части большого числа событий на антитеррористическом «фронте». В начале месяца было объявлено об аресте восьми марокканцев и одного гражданина Туниса, подозревавшихся в намерении совершить серию терактов в Марокко и за его пределами, и в частности, во Франции /Париж/ и Италии /Болонья/. В столице Франции среди целей террористов фигурировали несколько станций метро, один из торговых центров и штаб-квартира французской контрразведки ДСТ. Руководил группой 37-летний тунисец Мохаммед Бенхеди Мсахель, постоянно проживавший в Милане. В одну из задач группы входило установление и поддержание связей с алжирской Салафистской группой проповеди и джихада /СГПД/, близкой к «Аль-Каиде». Установлено, что с этой целью Мсахель и двое его сподручных побывали в Алжире. Арестованная террористическая группа стала третьей по счету из числа нейтрализованных в Марокко за последнее время. В декабре 2005г.была разгромлена группа во главе с бельгийцем марокканского происхождения Мохаммедом Рахой из 21-го человека, в феврале с.г.- группа марокканца Саида Адгхири /12 человек/.

Уже 13 апреля марокканские спецслужбы арестовали еще одну группу из шести человек, которые также обвинялись в подготовке терактов в Марокко и за его пределами. Руководил группой некий Мохаммед Брик, разыскивавшийся полицией в связи с терактами 16 мая 2003 года в Касабланке. Согласно обвинительному акту, вторым лицом в группе был Мурад Бельфакир /Абу Басир/. Про него известно, что в 2005 году он посетил Мавританию, где присоединился к действовавшему в этой стране формированию СГПД.

В апреле с предупреждением выступил автор редакторских колонок газеты «Аль-Баян» /Партия прогресса и социализма/ Ахмед Заки. По его мнению, Вашингтон стремится насадить в арабских странах западный образец демократии с тем, чтобы повсеместно «подготовить почву для демократического прихода к власти исламистских движений». Он напомнил — и с этой точкой зрения нельзя не согласиться — что «недавняя история свидетельствует: развитие исламистского движения является в первую очередь результатом усилий Вашингтона. Поэтому, полагает он, «неудивительно, что американцы, в частности, пытаются помочь исламистской Партии справедливости и развития /ПСР — третья по влиянию политическая сила в Марокко, прим.авт./ получить сертификаты кредитоспособности и уважения».

В апреле 50-летний юбилей отметили Королевские вооруженные силы. По случаю «круглой даты» «великий немой» наверно, впервые, заговорил — в Касабланке была организована демонстрация военной техники, состоящей на вооружении у марокканских военных. Возможно, военные были правы, когда все, что было связано с армией, было закрыто завесой секретности. Демонстрация военной техники показала, что демонстрировать то особо нечего. Как свидетельствует газета «Экономист», на вооружении марокканской армии находятся главным образом устаревшие морально и физически образцы военной техники. На новую технику у королевства нет средств. И все же, по данным газеты, наибольший интерес у посетителей выставки вызвал «Сталинский орган» — реактивная система залпового огня БМ-21. Эти давно устаревшие системы поставил в Марокко Советский Союз еще в начале 70-х годов прошлого столетия.

В апреле в прессу попали новые разоблачения относительно похищения и убийства в Париже в 1965 году лидера марокканской оппозиции Мехди бен Барки. На сей раз в роли разоблачителя выступил бывший французский полицейский в звании комиссара Люсьен Эме-Блан. В опубликованной во Франции книге воспоминаний бывший специалист по борьбе с бандитизмом утверждает, что во французской полиции знали о подготовке похищения оппозиционера, однако она не вмешалась в ход событий «либо по небрежности, либо по приказу». В 1965г. французские власти опровергли информацию о том, что их спецслужбы были в курсе операции, проводившейся офицерами марокканской разведки во главе с министром внутренних дел Мохаммедом Уфкиром при содействии группы продажных французских полицейских. Эме-Блан утверждает, что некоторое время назад нашел записи телефонных разговоров, «которые не оставляют никаких сомнений относительно намерений лиц, за которыми осуществлялась слежка».

В апреле группа марокканских экономистов и политологов представила доклад о перспективах страны к 2025 году. Их собеседником был Тауфик Мулин, который в личном кабинете монарха занимается исследованием перспектив страны к 2025 и 2050 годам. Вывод ученых не порадовал оптимизмом: если существующий курс государства в социально-экономической политике не изменится, страну до 2025 года ждет социальный взрыв.

52.26MB | MySQL:103 | 0,454sec