Cитуация в Турции /апрель 2006 г./

Усилия Анкары в области внешней политики в апреле были сосредоточены в основном на американском направлении, отработка которого предполагала активное участие военно-политического руководства Турции в процессе урегулирования ряда сложных региональных проблем. Среди них, прежде всего, следует выделить ситуацию вокруг иранской ядерной программы, отношение к сформированному ХАМАС правительству, курдский и кипрский вопросы, а также перспективу российско-турецкого сотрудничества в энергетической сфере.

Именно эти вопросы и вошли в повестку дня переговоров, которые 25 апреля провела в Анкаре госсекретарь США К. Райс. Это второй визит главы американского внешнеполитического ведомства в Турцию за последние 12 месяцев, что дало основание некоторым политологам США считать это показателем хорошо развивающихся двусторонних турецко-американских отношений. Так, бывший посол США в Турции Марк Паррис, отмечая этот факт в интервью телеканалу CNN Turk, подчеркнул, что «К. Райс удалось наконец-то возвратить отношения Анкары и Вашингтона на рельсы стратегического партнерства».

Действительно, турецко-американские отношения сегодня переживают сложный период своего развития, для которого характерны существенные расхождения в позициях двух союзников по НАТО и стратегических партнеров по основным региональным проблемам. Именно они и стали предметом детального обсуждения и анализа в ходе переговоров К. Райс с министром иностранных дел А. Гюлем, главой правительства Р. Эрдоганом, президентом Турции А.Н. Сезером. Стороны обсудили ситуацию в Ираке, ядерную программу Ирана, курдскую проблему, процессы ближневосточного и кипрского урегулирования. По инициативе американской стороны была затронута и тема российско-турецкого взаимодействия в энергетической сфере.

Необходимо отметить, что какого-либо ощутимого прорыва в направлении сближения позиций Анкары и Вашингтона по перечисленным вопросам не произошло. По самому чувствительному для турецкой стороны курдскому вопросу К. Райс вновь ограничилась заявлением о признании РПК террористической организацией, а также о наличии обмена между двумя странами разведывательной информацией по этой проблеме. Турецкая сторона же настаивает на предметном взаимодействии, а именно на проведении совместных операций по уничтожению боевиков в Северном Ираке, ликвидации баз и источников их финансирования. С этой целью к визиту К. Райс генеральный штаб ВС Турции сконцентрировал на турецко-иракской границе около двухсот тысяч военнослужащих для проведения широкомасштабной операции по ликвидации курдских боевиков, в т.ч. и на иракской территории. Багдад выступил категорически против перехода турецкими военнослужащими иракской границы на глубину до 30-ти километров для преследования и уничтожения курдских боевиков, которые после совершения террористических актов в Турции укрываются в специально оборудованных лагерях на территории Северного Ирака. Иракское руководство заявило, что ранее достигнутое Анкарой с режимом С. Хусейна соглашение о возможности подобных действий со стороны турецкой армии сегодня недействительно.

Глава американского дипломатического ведомства, в свою очередь, поддержала Багдад и высказалась против проведения Турцией военной операции на иракской территории, отметила, что необходимо лишь оживить созданную ранее трехстороннюю комиссию по Ираку, состоящую из представителей США, Турции и Ирака и в ее рамках решать курдскую проблему. В связи с этим, в турецких политических кругах отмечают, что Вашингтон вновь уходит от оказания помощи в решении злободневной и очень острой для Анкары проблемы. «Американцы отправляют нас решать курдский вопрос с правительством Ирака, хотя прекрасно понимают, что оно не контролирует ситуацию в стране», — с сожалением констатируют в турецком руководстве.

Что касается ядерной программы Ирана, то Турция в ходе переговоров, несмотря на заинтересованность США в ужесточении позиции Анкары в отношении Тегерана, вновь высказалась против силового решения этой проблемы, за дипломатический путь ее урегулирования. Кроме того, Анкара не среагировала положительным образом на рекомендацию К. Райс «заморозить» контакты с иранской стороной. Буквально через три дня после визита главы дипломатического ведомства США Анкара «дала зеленый свет» рабочему визиту Генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. Турецкие эксперты отмечают, что, по всей видимости, рекомендации американской стороны сократить контакты с Ираном оказались неубедительными. Анкара приняла решение продолжать диалог с Тегераном по вопросам иранской ядерной программы, полагая, что курс на изоляцию Ирана не даст положительных результатов. О такой позиции турецкой стороны свидетельствует и начавшаяся в аппарате главы турецкого правительства сразу же после визита К. Райс подготовка двусторонней встречи Р. Эрдогана с президентом Ирана М. Ахмадинеджадом в рамках майского саммита Организации экономического сотрудничества /ОЭС/ в Баку.

Отказ от силового давления, диалог и переговоры, по мнению Анкары, должны присутствовать и в отношениях с ХАМАС, к изоляции которой, как террористической организации, призывает Вашингтон. Анкара, напротив, считает, что такая изоляция приведет еще к большему обострению ситуации в зоне палестино-израильского противостояния. Такую позицию Турции поддержал глава палестинской автономии М. Аббас. Он практически параллельно с пребыванием в турецкой столице К. Райс вел в Анкаре переговоры с турецкими руководителями по вопросам предоставления Палестине финансовой помощи, которые завершились положительно для палестинской стороны.

По вопросу кипрского урегулирования Анкара настаивает на более активных действиях Вашингтона по ослаблению изоляции турок-киприотов, выполнению ранее данных обещаний, в частности, по организации регулярных авиарейсов и открытию на территории турецкой общины представительств американских компаний.

Значительное внимание по инициативе К. Райс в ходе анкарских переговоров было уделено российско-турецкому сотрудничеству в энергетической сфере. Глава дипломатического ведомства США выразила озабоченность в связи с увеличением объема взаимодействия Москвы и Анкары в этой области, что, по мнению Вашингтона, «ведет к росту зависимости Турции от России, которая пытается с помощью газового рычага решать политические вопросы». К. Райс были высказаны конкретные рекомендации турецкой стороне в плане сокращения, прежде всего, доступа российской компании «Газпром» к газовому рынку Турции. В частности, турецкой стороне было предложено отказаться от транспортировки российского газа по турецко-греческому трубопроводу, ввод в действие которого намечен на 2007 год. Кроме этого, Вашингтон не устраивают попытки «Газпрома» по созданию своих позиций в системе внутренних газовых распределительных сетей Турции путем создания совместных предприятий и строительства подземных газовых хранилищ.

Взамен американская сторона обещала всестороннюю помощь в создании и становлении турецкой атомной энергетики, а также в поиске альтернативных источников поставок энергоресурсов, в т.ч. газа, в Турцию. Среди таких источников назывался, в частности, азербайджанский и туркменский газ. Специалисты обращают внимание, что американские предложения в отношении российско-турецкого взаимодействия в энергетической сфере были озвучены накануне очередного заседания Смешанной российско-турецкой межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое состоится 29-30 мая, где основным вопросом как раз и будет усиление координации действий Москвы и Анкары на энергетическом направлении.

Турция, согласившись с необходимостью диверсифицировать источники поступления в страну энергоресурсов, в целом, сдержанно отнеслась к рекомендациям США. Турецкие эксперты отмечают, прежде всего, «хилые» альтернативы, предлагаемые Вашингтоном взамен российскому газу, который сегодня покрывает 65 процентов энергетических потребностей Турции. Кроме того, в Анкаре указывают на схожесть или же близость позиций России и Турции по ряду важных региональных проблем, среди которых, в частности, ситуация в Ираке и пути его послевоенного обустройства, процесс ближневосточного урегулирования, отношение к ХАМАС, ситуация вокруг иранской ядерной программы, курдская проблема, вопросы обеспечения безопасности на Черном море. Это также, считают турки, весомый уже политический довод для поддержания и далее отношений с Россией на уровне продвинутого партнерства.

Визит К. Райс в Анкару еще раз подтвердил наличие существенных различий в позициях двух союзников по НАТО по важным региональным вопросам. Это беспокоит Вашингтон и Анкару. С целью сблизить эти позиции главы дипломатических ведомств Турции и США договорились о подготовке специального Документа о стратегическом партнерстве, который будет определять взаимодействие двух стран в политической, военной, торгово-экономической и других областях. Думается, именно эту договоренность и можно назвать конкретным результатом рабочего визита К. Райс в Турцию, который сопровождался массовыми демонстрациями, организованными профсоюзами и общественными организациями в знак протеста против политики США в Ираке и регионе в целом. Следует обратить внимание, что раздел энергетического партнерства Турции и США в этом документе будет занимать центральное место, что позволяет прогнозировать усиление давления США на Анкару в плане свертывания ее энергетического сотрудничества с Москвой теперь уже с использованием положений данного Документа.

О попытках Вашингтона вернуть Анкару в русло своей политики в регионе говорят и планы американцев по созданию трех военно-морских баз на турецком побережье Эгейского и Средиземного моря. Для двух из них уже точно определено место. Это Искендерун и Урла. Пригодность для этой цели небольшого городка Мордоган, что на Эгейском побережье, в настоящее время исследуется. По информации одной из ведущих турецких газет «Джумхуриет», Вашингтон обратился к Турции с просьбой о строительстве на турецких морских побережьях трех военных баз в середине прошлого года. При этом эксперты указывают на тот факт, что США настаивали и на Черноморском побережье. Однако Анкара, сославшись на необходимость соблюдения Конвенции Монтре, отказала американской стороне в строительстве базы на Черном море. Напомню, что в соответствии с положениями этой Конвенции, иностранный военный корабль, не принадлежащий черноморскому государству, в случае захода в Черное море, должен покинуть его в течение трех недель.

Что же касается Эгейского и Средиземного моря, то восемь месяцев тому назад в Турцию прибыла группа американских специалистов, которая тщательно изучала морские побережья с целью определения их пригодности для военных баз с точки зрения возможности захода крупнотоннажных кораблей, обеспечения взлетов и посадок боевых самолетов. Посольство США в Анкаре не опровергло факта проведения американскими специалистами подобных работ, однако подробности сообщить отказалось.

По мнению турецких экспертов, планы США по созданию сети новых военных баз на турецких морских побережьях следует рассматривать как «часть глобальной стратегии Вашингтона по установлению своего контроля, поддержке стабильности в проблемных регионах». В список новых баз Пентагона следует внести и базу на севере Ирака, строительство которой уже оговорено с курдскими властями. Все эти военные объекты обеспечат Вашингтону военный контроль над такими регионами как Кавказ, Балканы, Ближний и Средний Восток, а это значит, прежде всего, контроль над нефтяными и газовыми потоками.

Планы США по созданию военных баз на турецкой территории вызывают беспокойство в политических кругах Турции. Так, заместитель генерального председателя Партии Верного пути Нюзхет Кандемир отметил, что ему ранее было известно о желании США открыть новые базы на турецкой территории. Теперь же, по его словам, речь уже идет о конкретных местах их дислокации. Он также подчеркнул, что решение о таких военных объектах на территории Турции «должен принимать народ и его представители в парламенте».

Депутат парламента от Народно-республиканской партии, много лет проработавший на высоких должностях в турецком внешнеполитическом ведомстве Инал Бату констатировал, что ключевым вопросом в этой ситуации является точная принадлежность новых военных объектов, то есть базы будут находиться под контролем США или же НАТО в целом. Депутат также отметил, что создание новых американских военных объектов на турецкой территории может затянуть Турцию в иракский хаос и критическую ситуация вокруг Ирана.

Из вопросов внутриполитической ситуации в Турции в апреле следует выделить подготовленный правительством пакет законопроектов, направленных на продолжение реформирования государственного аппарата в соответствии с европейскими нормами, что определено процессом вступления страны в ЕС в качестве полноправного члена. Среди них наибольший интерес представляет законопроект, предусматривающий обсуждение и утверждение бюджета вооруженных сил страны парламентом Турции наравне с бюджетами других государственных ведомств. Ныне армейский бюджет находится в привилегированном положении и для его определения не требуется парламентское обсуждение и утверждение. Турецкие эксперты рассматривают это как еще один шаг правительства Партии справедливости и развития по сокращению влияния армии на политические процессы в стране, усилению контроля над ВС со стороны правительства и парламента.

52.36MB | MySQL:103 | 0,652sec