«Старая гвардия» иранских консерваторов в лицах: аятолла Мохаммад Таги Месбах Язди

Аятолла Мохаммад Таги Месбах Язди — одна из наиболее загадочных фигур иранского религиозно-политического олимпа. По праву считаясь стопроцентной теневой фигурой правящей элиты, этот шиитский богослов смог сосредоточить в своих руках значительные властные полномочия. Некоторые эксперты относят его к одним из главных идеологов «исламского фундаментализма» в Иране, а бывший президент С.М. Хатами однажды назвал его «теоретиком насилия». Однако формально аятолла М. Язди не является «марджа-аль-таклид» («достойным подражания»), то есть не имеет полномочий самостоятельного толкования и суждения по важным вопросам исламского права и, соответственно, не пользуется поддержкой большинства клерикального духовенства Ирана. Тем не менее М. Язди относится к представителям «новой формации» клерикальной элиты, он эрудированный интеллектуал, имеет качественное образование.

Среди «старой гвардии» иранского духовенства М. Язди относительно молод — ему 72 года. Он родился в 1934 году в г. Йезде, там же получил начальное и среднее образование. Далее учился в г. Куме (центре иранского шиизма), где в 1960 году приобрел высшее религиозное образование по «фикху» (исламскому праву). Его учителями были выдающиеся шиитские богословы, такие как имам Р. Хомейни (с 1952 по 1960 гг.), аятолла М.Т. Бахджат, А. Табатабаи. М. Язди занимался антишахской революционной деятельностью, был главным редактором оппозиционного режиму шаха журнала «Месть». После Исламской революции аятолла стал одним из основателей известной в стране религиозной школы «Haghani School» (г. Кум). Сейчас он — директор Института образования и исследований имени Р. Хомейни (г. Кум). М. Язди является автором множества книг по исламскому праву, общим вопросам ислама, комментариям к Корану.

Политическая активность М. Язди также находится на высоком уровне. С 1990 года он постоянно избирается членом Собрания экспертов (СЭ). Не исключено, что на предстоящих ориентировочно в августе–ноябре 2006 года очередных выборах в этот ключевой орган иранской государственной системы (СЭ выбирает пожизненно «первое лицо» государства – Верховного лидера Ирана) М. Язди будет претендовать на пост председателя вследствие серьезной болезни нынешнего председателя СЭ – аятоллы А. Мешкини. Помимо членства в Собрании экспертов М. Язди выступает (не часто) по различным вопросам международной и внутренней политики. В частности, иногда он проводит пятничные намазы в Тегеране.

По своим политическим взглядам М. Язди относится к радикальному крылу консервативного лагеря, проповедующему жестко-агрессивный курс на международной арене и фанатичную веру в исламские ценности и идеалы. В сравнении с ним Верховный лидер Ирана аятолла А. Хаменеи выглядит как довольно умеренный консерватор, допускающий хоть какую-либо возможность диалога с западной цивилизацией. Оппонируя другим известным авторитетам, в частности покойному аятолле М. Мотаххари, М. Язди полагает, что в его интерпретации «понимания ислама» насилие и агрессия, если они «справедливы», могут быть применены на практике. Он выступает против демократии и плюрализма. Он был одним из главных инициаторов ареста известного либерального деятеля, профессора Агаджари, который, по его мнению, «унижает ислам». М. Язди считает, что за «оскорбление ислама» нужно платить «кровью», причем «без судебного разбирательства». Ранее он поддержал действия террористов-смертников против «врагов ислама», будучи приверженцем уничтожения Израиля, что является одним из главных его идеологических императивов.

М. Язди выступал одним из наиболее ярых критиков президента М. Хатами во время президентских кампаний 1997 и 2001 гг., считая его проводником политики «развращения молодежи и ее адаптации к наркотикам и другим запретам». Так, в ходе президентской кампании-2001 аятолла Месбах Язди заявил, что «реформаторы отвлекают молодых людей от изучения Корана и тянут их в культурные центры, где девушки и юноши вступают в незаконные, запрещенные связи под видом культуры». Именно с этого времени имя аятоллы Язди получило широкое публичное распространение. Один из лидеров реформаторского движения, брат реформаторского президента – Мохаммад Реза Хатами — с завидной долей иронии предложил М. Язди выдвинуться на пост президента в качестве политического деятеля, «наиболее точно отражающего взгляды консервативного лагеря».

Еще одна интересная деталь биографии М. Язди – его принадлежность обществу «Ходжатийе» (известная радикальная организация исламского фундаментализма, выступающая с жестких антисуннитских позиций, которая была номинально запрещена в стране имамом Р. Хомейни в 1983 году, однако продолжает нелегально существовать и укреплять свой потенциал до сегодняшнего дня).

Несмотря на столь рьяный антагонизм Запада, аятолла Язди не прочь пользоваться «благами» западной цивилизации, в особенности технологиями, знаниями, ресурсами и инвестициями. Он стал одним из первых инициаторов отправки иранских студентов в престижные западные университеты. Многие из них получили ученые степени, вернулись в Иран и составили ядро интеллектуальной элиты страны.

За последний год имя М. Язди стало чаще мелькать в СМИ, о его реальном весе в иранской клерикальной верхушке заговорили эксперты. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, этот «теневой» деятель считается духовным наставником и учителем нынешнего президента Ирана М. Ахмадинежада. Считается, что именно его интересы и позиции представляет президент-неоконсерватор в своих жестких антиизраильских и антиамериканских выступлениях. Некоторые аналитики убеждены, что реальные директивы, которые озвучивает М. Ахмадинежад, исходят именно от семейно-клановой группировки аятоллы М. Язди, в то время как Верховный лидер А. Хаменеи, пребывая не в очень хорошей физической форме, вынужден молчаливо это сносить. Правда, иногда он вступает в пререкания с неоконсервативным ставленником (в частности, на недавнюю инициативу М. Ахмадинежада допустить на трибуны спортивных учреждений женщин, выделив им «лучшие места», А. Хаменеи наложил вето). В частности, считают некоторые эксперты, наиболее одиозные мысли иранского президента («стереть Израиль с лица земли», привнести мессианские идеи скорого пришествия 12-го «скрытого» имама и наступления Судного дня) привиты М. Ахмадинежаду именно его «духовным наставником». Примечательно, что после победы М. Ахмадинежада на президентских выборах наступательная риторика М. Язди усилилась: он уверенно заявляет, что президентские выборы — это лишь первый шаг на пути общей победы ислама, отмечает необходимость формирования «истинно исламской администрации». Еще одна интересная деталь – после оглашения результатов второго тура президентских выборов сестра М. Ахмадинежада и три женщины-парламентария от неоконсервативной фракции лично явились к М. Язди, чтобы поблагодарить его за поддержку, оказанную новоизбранному президенту.

Во-вторых, другой «талантливый ученик» аятоллы М. Язди, ходжат-оль-эслам М. Гавариян, в феврале 2006 года в одной из своих лекций допустил юридическое обоснование с точки зрения ислама возможности создания и применения ядерного оружия. «Когда весь мир имеет ядерное оружие, разрешается использовать его, в том числе и шариатом, как меру противодействия: важна только цель», — буквально заявил богослов. По мнению М. Гаравияна, Иран мог бы иметь ядерную бомбу «в качестве контрмеры». Это высказывание, идущее вразрез с фетвой Верховного лидера Ирана А. Хаменеи от 2005 года, в которой содержится запрет на создание, распространение и применение ядерного оружия, вызвало широкий общественный резонанс.

Таким образом, в 2005–2006 гг. политическая активность аятоллы М. Язди существенно возросла, а его радикальные взгляды получили широкое распространение, особенно сквозь призму агрессивных заявлений президента М. Ахмадинежада. М. Язди видит сегодня три главные угрозы исламскому режиму в Иране: «международный сионистский заговор», «намерение США сменить правящий режим» и «внебрачный секс». По его мнению, правящей элите страны предстоит сложная работа по «избавлению страны от последствий восьми лет реформизма». Большие надежды возлагаются в этой связи на президента страны М. Ахмадинежада, которого М. Язди называет «подарком Аллаха иранскому народу».

62.84MB | MySQL:102 | 0,595sec