Консультативное совещание на высшем уровне Совета сотрудничества арабских государств Залива

6 мая 2006 г. состоялось внеочередное совещание в верхах Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), которое было названо консультативным. Оно проходило в Эр-Рияде под председательством шейха Халифы бен Заида — президента ОАЭ и было посвящено обсуждению тех проблем региона, которые руководители стран Залива считают наиболее актуальными. Это – иранское ядерное досье, палестинская проблема, положение в Ираке и вопрос трех островов, оккупированных Ираном, которые, по мнению стран-членов ССАГЗ, являются неотъемлемой частью территории ОАЭ.

Центральное место среди волнующих государства Залива проблем занимает ядерное досье Ирана. Этот вопрос беспокоит соседние с Ираном страны не только с точки зрения того, что Иран создаст ядерное оружие и будет обладать неоспоримым военным преимуществом по сравнению с другими государствами региона. Для государств-членов ССАГЗ эта проблема высвечивается и с точки зрения безопасности создания атомных электростанций в непосредственной близости от границ их государств. Ее интерпретируют и как стремление Ирана к региональной гегемонии. Для государств-членов Совета сотрудничества невыгодна ситуация, сложившаяся сегодня в отношении Ирана и потому, что его отношения этой региональной организации с США и странами ЕС осложняются, и в случае дальнейшей эскалации напряженности они должны будут занять какую-то определенную позицию.

Разумеется, страны ССАГЗ не будут выступать защитниками Ирана, хотя бы потому, что он может стать реальной угрозой их собственной безопасности. Кроме того, они зависят от США и ЕС в экономическом отношении и в вопросах поддержания региональной стабильности. В то же время они хотели бы избежать ситуации, когда им надо было бы вставать на сторону США или Ирана. Поэтому министр иностранных дел ОАЭ Абдалла бен Заид охарактеризовал ядерную проблему Ирана, как «вызывающую их тревогу». Он подчеркнул, что «Иран имеет международные обязательства перед МАГАТЭ, кроме того, он имеет гуманитарные обязательства и религиозные обязательства перед своими соседями». Кроме того, он отметил: «Мы смотрим на Иран как на мусульманского соседа. Между нами развиваются, — говорил он, — экономические и политические отношения. Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы упрочить эти отношения. Мы хотим разъяснить, что страны Совета сотрудничества заинтересованы в стабильности Ирана, которая непосредственным образом связана со стабильностью региона Залива».

В свою очередь, генеральный секретарь ССАГЗ Абдель Рахман Аль-Атыйя, говоря об иранской ядерной проблеме, подчеркнул, что члены Совета сотрудничества надеются на то, что иранский ядерный кризис будет разрешен путем мирного диалога. Он заявил: «Мы считаем, основываясь на заявлениях официальных лиц Ирана, что ядерные разработки ведутся там в мирных целях. Мы также надеемся, что Иран, как он официально об этом заявил, будет сотрудничать с МАГАТЭ». Руководители Совета сотрудничества проявляют крайнюю осторожность в отношении Ирана. Они хотели бы избежать военного вмешательства со стороны США и всеми способами пытаются воздействовать на Иран для смягчения его позиции.

Министр иностранных дел ОАЭ опроверг сообщение о том, что ССАГЗ, якобы, выступил посредником между Ираном и США в вопросе об иранском ядерном досье. Подобные шаги означали бы вмешательство со стороны соседних стран, и могли бы негативным образом восприняты Ираном. Однако, как подчеркнул генеральный секретарь ССАГЗ Аль-Атыйя, хотя в последнее время и состоялись взаимные визиты между представителями Ирана и государств-членов ССАГЗ, эти визиты не имели целью защитить Иран от возможного военного удара со стороны западных стран. Они касались лишь вопросов развития двусторонних отношений, а также проблемы вмешательства Ирана в дела Ирака.

Выступая по этому же вопросу, министр иностранных дел ОАЭ заявил о том, что никто не должен вмешиваться во внутренние дела иракцев. Подобное вмешательство возможно только с целью сблизить точки зрения различных политических сил Ирака и добиться их единства. Он также подтвердил, что между Ираном, США и странами Совета сотрудничества были контакты, направленные на улучшение ситуации в Ираке. Очень важное признание!

Однако, издающаяся в Лондоне саудовская газета «Аш-Шарк Аль Аусат», которая опубликовала отчет о совещании глав государств Совета сотрудничества, никак его не комментировала. Но, вполне обоснованно выглядит предположение о том, что Совет сотрудничества выступал в качестве посредника между США и Ираном, пытаясь заручиться согласием Ирана на то, чтобы не препятствовать урегулированию ситуации в Ираке в обмен на обещание США смягчить свою позицию, касающуюся иранского ядерного досье. Такую роль Совет сотрудничества вполне мог бы взять на себя, учитывая важность успешного продвижения политического процесса в Ираке для государств-членов этой организации, которые с момента создания новых органов власти в Ираке поддерживали этот процесс и которые заинтересованы в региональной безопасности, в значительной степени зависящей сегодня от положения в этой стране.

Положение в Ираке было обсуждено членами Совета сотрудничества на своем консультативном совещании и с точки зрения действий террористов в этой стране. В этой связи было одобрено предложение Бахрейна о том, чтобы Бахрейн стал штаб-квартирой международного антитеррористического центра. Об этом шла речь на международном совещании по борьбе с терроризмом, проходившем в Саудовской Аравии в 2004 г. Практические вопросы, касающиеся создания антитеррористического центра на Бахрейне будут обсуждены министрами внутренних дел ССАГЗ на совещании, которое пройдет 23 мая 2006 г. в Абу-Даби. В то же время главы государств, входящих в эту организацию, подчеркнули необходимость постоянного внимания к этой проблеме и готовности поддерживать все действия, направленные на борьбу с этой угрозой региональной и глобальной безопасности.

На совещании также была затронута проблема Йемена. Эта соседняя страна имеет протяженную границу с двумя государствами-членами ССАГЗ – Саудовской Аравией и Оманом. Тяжелое экономическое положение Йемена, отсутствие внутриполитической стабильности могут стать факторами, воздействующими на безопасность государств Совета сотрудничества. Поэтому на саммите ССАГЗ было принято решение оказывать помощь Йемену и интенсифицировать развитие отношений сотрудничества с ним.

Кроме того, главы государств-членов ССАГЗ обсудили палестинскую проблему. Они подчеркнули тот факт, что их государства являются основными донорами палестинцев и оказывают им всемерную поддержку. Генеральный секретарь Совета сотрудничества заверил, что члены организации действуют в рамках тех решений, которые были приняты Лигой арабских государств. Подтверждая солидарность арабских стран по этому вопросу, члены Совета сотрудничества хотели бы отвергнуть какие-либо обвинения их в том, что они действуют вразрез с американцами и европейцами, которые занимают иную позицию, отказывая в помощи правительству, возглавляемому ХАМАС.

Объясняя позицию Совета сотрудничества, его генеральный секретарь заявил: «Мы считаем, что нельзя наказывать палестинский народ, который пошел по пути демократии и сделал свой выбор в ходе законных выборов». Он призвал международное сообщество позитивным образом отреагировать на призыв об оказании помощи палестинскому народу. Он сказал: «Палестинский народ находится в трудном положении, он переживает кризис. Все страны мира должны посмотреть на эту проблему с позитивной точки зрения». Он еще раз подчеркнул, что Совет сотрудничества занимает принципиальную позицию в отношении необходимости оказывать помощь палестинцам.

Трудно было бы ожидать иных действий от организации, которая стремится подчеркнуть свою принадлежность к единому арабскому миру, быть действительно активным игроком на ближневосточной региональной арене и сохранить престиж организации, последовательно выступающей с позиции защиты интересов палестинцев.

Лидеры государств ССАГЗ затронули и некоторые экономические вопросы, касающиеся сотрудничества между членами организации и укрепления их связей с партнерами. Было официально заявлено о том, что создание таможенного союза и единого экономического рынка в рамках ССАГЗ находится в завершающей стадии. Кроме того, государства ССАГЗ проводят переговоры с некоторыми странами и экономическими группировками, направленными на создание зон свободной торговли сними. В частности, генеральный секретарь ССАГЗ Аль-Атыйя заявил, что подходят к завершению переговоры, которые Совет сотрудничества ведет с Китаем и что в ближайшем будущем с ним будет подписано соглашение о создании зоны свободной торговли.

Кроме того, он отметил, что только технические препятствия не позволяют достичь соответствующего соглашения с Европейским Союзом. Вопрос об устранении этих препятствий станет предметом переговоров между министрами финансов обоих региональных объединений, которое пройдет в ближайшем будущем. Между Советом сотрудничества и Европейским Союзом налажено постоянное взаимодействие. Очередное совещание Министерского совета, постоянного органа, созданного этими организациями, состоится 15 мая 2006 г. в Брюсселе. Это совещание должно дать заключение о степени готовности соглашения о создании совместной зоны свободной торговли. Совет сотрудничества также ведет переговоры о создании зон свободной торговли с Индией, Пакистаном и Турцией.

Внеочередной саммит Совета сотрудничества продемонстрировал, что эта организации стремится к большей интеграции в мировое экономическое пространство. В то же время нерешенность таких региональных проблем, как ядерное досье Ирана, внутриполитическая нестабильность в Ираке и осложнение положения палестинцев могут стать реальными препятствия для реализации этих целей. Поэтому Совет сотрудничества пытается активно воздействовать на их решение.

62.85MB | MySQL:102 | 0,540sec