КСА, «экономические санкции второго уровня» в отношении Ирана и ситуация в Йемене: взгляд из Китая

Нефтяной аспект

Как сообщают китайские специалисты, на нефтяных промыслах Королевства Саудовская Аравия ежедневно осуществляется добыча 10,5 млн. баррелей нефти сорта Arab Light, стоимость которой постоянно снижается по требованию президента США Дональда Трампа. Необходимо учитывать, что США импортируют 9,5 млн баррелей Arab Light. По данным китайских источников, психологическое влияние от возможного введения экономических санкций США в отношении Ирана повлияло на нефтяников из Канады, Ливии и Венесуэлы, которые выразили готовность снизить цены.

Д.Трамп уже сообщал, что официальный Эр-Рияд готов увеличить объемы ежедневных поставок на 2 млн. баррелей, в случае если США смогут заблокировать иранские нефтяные терминалы, т.е. номинально для топливной безопасности Японии, Южной Кореи, Индии и нескольких европейских государств угроза отсутствует. Однако, по расчетам китайских специалистов, саудовские нефтяники могут реально увеличить объем ежедневной добычи только на 0,5 млн баррелей, тогда как в настоящее время только КНР получает из Ирана 658 000 баррелей (на 17,3% больше, чем в 2017 г.).

Одна из основных причин таких скромных возможностей саудовских нефтяников – это невозможность проведения очередного IPO компании Saudi Aramco стоимостью 100 млрд долл. США на Нью-Йоркской бирже. По данным китайских источников, американская сторона блокирует данное IPO без объяснения причин.

Подобная сговорчивость саудовских нефтяников обусловлена тем, что они обязаны продавать углеводородное сырье по схеме «товар–доллар» и не имеют права в одностороннем порядке менять порядок и схему оплаты. Китайские экономисты указывают, что экономика ресурсодобывающих стран-членов ОПЕК крайне неустойчива перед влиянием такого ключевого покупателя как США.

По данным китайских источников, официальный Эр-Рияд уже ведет переговоры с Пекином о возможности открытия прямой линии оплаты нефтяных поставок в юанях, что представляет угрозу «гегемонии» доллара на мировом нефтяном рынке. Как отмечают китайские специалисты, американская сторона пытается контролировать не только топливные поставки из КСА в КНР (саудовские компании строят в КНР базы национального нефтяного резерва), но и предпринимает усилия по вмешательству в военно-техническое сотрудничество Эр-Риядп и Пекина. Как известно, именно благодаря тесному и доверительному ВТС между двумя государствами арабские военные приняли на вооружение 30 баллистических ракет «Дунфэн-3» и около 20 «Дунфэн-21», которые обеспечивают КСА условный паритет с Ираном.

По оценкам китайских специалистов, прекращение поставок нефти из Ирана позволит саудовским нефтяникам поднять цену на собственную продукцию. Кроме того, ответные меры Тегерана по блокированию Ормузского пролива и прерыванию поставок всех поставок углеводородного сырья из стран Персидского залива также повлияют на стоимость нефти и газа для иностранных потребителей.

 

Йеменский аспект

Как известно, китайские специалисты пристально наблюдают за войсковой межвидовой операцией стран аравийской коалиции в Йемене, которая была начата 26 марта 2015 г. Как сообщают китайские специалисты, стоимость одного дня операции в Йемене для КСА составляет 200 млн долл. США, т.е. 6 млрд долл. США в месяц и до 73 млрд долл. США в год. Для сравнения: бюджет ВС КСА на 2018 г. составляет 56,725 млрд долл. США, а бюджет ВС ИРИ всего 6,3 млрд долл. США, при этом официальный Тегеран тратит на поддержку йеменских хоуситов еще 2–3 млрд долл. США.

По данным китайских источников, на начальном этапе военно-политическое руководство КСА направило для выполнения задач операции 15000 военнослужащих Сухопутных войск и около 100 боевых самолетов. Однако, по мере расширения зоны боевых действий и активизации Ирана (основной поставщик ВВТ для хоуситов) официальный Эр-Рияд был вынужден привлечь к процессу вооруженной борьбы подразделения ВС Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана. По подсчетам китайских специалистов, за прошедшие три с половиной года аравийская коалиция потеряла:

– 8 боевых самолетов (F-15, F-16, «Тайфун» и Су-24 ВВС Судана); – 9 вертолетов (в т.ч. ударные АН-64);

– 2 надводных боевых корабля и транспортный катамаран;

– 20 танков М1А2S;

– 3 танка «Леклерк»;

– около 400 бронемашин (гусеничные и колесные) разного назначения и класса.

Следует отметить, что только за время операции по захвату порта Ходейда аравийская коалиция потеряла около 40 единиц бронетехники и до 1000 в/с.

В отношении потерь (убитые, раненые, захваченные в плен) аравийской коалиции в личном составе известно, что по минимальным оценкам они достигают 11000 в/с, а по максимальным до 20 000 в/с. Собственные потери хоуситов могут достигать от 40 до 50 тыс. человек. Для снижения потерь в личном составе среди национальных ВС военно-политическое руководство КСА и ОАЭ приняли решение о привлечении американских частных военных компаний.

Так, по данным китайских источников, на территории Йемена действуют подразделения американских частных военных компаний Academi (фактически это Black Water) и Security Consulate, которые осуществляют подготовку военнослужащих из КСА и ОАЭ, а также других наемников из мусульманских государств Африки и Юго-Восточной Азии. Следует отметить, что отдельные группы проходят подготовку в тренировочных центрах и на полигонах на территории США – в пустыне Мохаве. Программа обучения наемных подразделений включает элементы подготовки подразделений Сухопутных войск, Военной полиции ВС США и элементы тактических приемов подразделений специального назначения.

По данным китайских источников, в составе передовых подразделений аравийской коалиции действуют американские наемники, которые периодически несут достаточно чувствительные потери. Только в 2015 г. йеменские хоуситы разгромили две колонны противника и уничтожили более 70 американских наемников. Второй по значимости потерь для американских ЧВК стала операция по блокированию и захвату порта Ходейда, в ходе которой йеменские хоуситы смогли взять в плен около 10 высокопоставленных американских наемников: они планировали наступательную операцию и руководили действиями аравийских и суданских военных. По данным китайских источников, только для блокирования рассматриваемого порта саудовским военным пришлось сосредоточить группировку численностью до 30000 в/с, из которых 6000 – это суданские военные и еще 3000 наемников.

Основной мотив присутствия такого количества бойцов ЧВК является большой размер премиальных выплат за убитых или захваченных в плен руководителей хоуситов. По данным китайских источников, для оплаты ликвидации 40 ключевых целей официальный Эр-Рияд сформировал фонд в размере 4 млрд долл. США – по 100 млн долл. США за каждого из ключевых полевых командиров хоуситов.

Известно, что хоуситы предлагают Эр-Рияду и американским ЧВК выкупать своих бойцов по цене 10 млн долл. США за человека. Очевидно, что война – это достаточно прибыльный бизнес для хоуситов, которые в начале своей вооруженной борьбы захватили банки, в которых находилось около 7 млрд долл. США правительственных средств, а один порт Ходейда приносил от 30 до 100 млн долл. США ежегодно в бюджет хоуситов.   Кроме правительственных финансов в распоряжении повстанцев попали запасы вооружения американского производства (стоимость 500 млн долл. США), которые Пентагон поставлял в Йемен в период с 2006 по 2014 гг.

Китайские аналитики отмечают, что благодаря вооруженному конфликту в Йемене у официального Тегерана появилась возможность серьезно осложнить жизнь КСА. По данным китайских специалистов, иранские спецслужбы и военные  вполне своевременно оказывают военно-техническую помощь хоуситам, блокированным в Ходейде: иранские транспортные суда умело прорываются через заслоны боевых кораблей ВМС стран аравийской коалиции и США. Также вооруженный конфликт в Йемене позволил иранским военным и оружейникам проверить в действии некоторые из образцов ракетного вооружения – зенитные ракеты, модифицированные в баллистические боеприпасы.

За втягиванием Эр-Рияда пристально наблюдают и американские специалисты, поскольку для США очень важно, чтобы саудовское руководство было занято «йеменским вопросом» и ослабило контроль и внимание за другими аспектами жизни региона.

По оценкам китайских специалистов, вооруженный конфликт в Йемене имеет очень серьезные политические, экономические и военные последствия для КСА, поскольку:

– военно-политическое руководство ведущих государств аравийской коалиции – КСА и ОАЭ –  не желает оставлять свой воинский контингент на территории Йемена для контроля за ситуацией;

– саудовские военные не обладают должным уровнем тактического планирования и «стратегическим видением»;

– регулярные бомбардировки мирного населения обеспечивают хоуситам постоянный приток рекрутов;

– просаудовское правительство Абд Раббо Мансура Хади не располагает военными, политическими и экономическими возможностями для контроля Йемена, на территории которого действуют около 200 незаконных вооруженных формирований.

Фактически йеменская операция привела к тому, что военно-политическое руководства КСА втянулось в долговременное противостояние с Ираном, ослабило свои экономические и военные возможности и не будет способно адекватно противодействовать Тегерану в случае обострения ситуации в Ормузском проливе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,535sec