О факторах, влияющих на отношения России к Южному Судану

Совет Безопасности ООН в пятницу, 13 июля, может проголосовать по вопросу введения эмбарго на поставки оружия в Южный Судан. Об этом корр. ТАСС сообщил в четверг дипломатический источник. «Да, этот проект документа действительно внесен в базу СБ и может быть вынесен на голосование», — сказал он. В феврале США решили ввести запрет на поставки американского оружия и военной техники в Южный Судан и призвали другие страны последовать их примеру. В марте США ввели ограничительные меры в отношении 15 компаний Южного Судана, связанных с добычей нефти, прибыль которых используется властями страны для поддержки «нерегулярных формирований». Как заявила тогда начальник пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт, Вашингтон готов принять и другие меры в отношении тех, кто по его мнению создает нестабильность в Южном Судане. В этой связи сразу скажем, что проект этой резолюции, если и будет внесен на голосование, будет практически однозначно заветирован Россией. И, скорее всего, Китаем. Москва целеустремленно уже несколько раз выступала против введения оружейного эмбарго против Джубы, несмотря не все попытки США на этом направлении. Смысл этой политики нам неясен в силу, видимо, недостатка информации. Что связывает Россию и фактически децентрализованный Южный Судан нам неведомо, поскольку в отличие от Китая, который до вспышки гражданской войны держал под своим контролем практически весь объем экспортируемый через Судан южносуданской нефти, никаких серьезных экономических интересов, кроме как торговли пивом «Балтика», которое контрабандно (а в Южном Судане до 90 процентов всего импорта — это контрабанда) ввозится в страну из соседней Уганды, и аренды фильтрующих насосов для нефтянки этой страны производства какого-то волгоградского завода (кстати, очень хороших и превосходящих зарубежные аналоги с точки зрения соотношения цены-качество), Москва никаких стратегических проектов, которые были бы завязаны конкретно на президента Южного Судана С.Киира, не имеет. Мы подчеркнули важность завязанности проектов именно на личность крепко употребляющего спиртное южносуданского президента, поскольку это вопрос для ведения бизнеса в Африке вообще ключевой. Чем ценен Москве С.Киир, который вообще состоялся в качестве президента независимого государства исключительно в силу усилий американского Госдепа времен «черного лобби» и Х.Клинтон, непонятно. В этой связи отметим видимо две основные мотивировки такой позиции Москвы. Это делать сейчас и везде ровно наоборот всем предложениям США, что логично вытекает из нынешних реалий в российско-американских отношениях. При этом отметим, что российская сторона с самого начала государственного обособления Южного Судана с помощью США времен Б.Обамы говорила о том, что этот путь к созданию еще одного «несостоявшегося государства» на карте Африки. Так, собственно и произошло, и теперь Москва не без удовлетворения наблюдает как Вашингтон пытается из этой ситуации выпутаться. И соответственно облегчать ему эти «барахтанья» не желает. Вторая мотивировка состоит в том, что послом в Южном Судане является по совместительству посол России в Уганде, а именно Кампала является основным союзником Джубы. Это безусловно оказывает влияние на формирование общей позиции Москвы по отношению к южносуданскому досье через призму отношений с Кампалой. И вот собственно аккуратность Москвы в отношении поддержки западных рестрикций в отношении Джубы может объясняться и попытками держать «высокий профиль» в отношениях с Угандой и не давать возможности влиять на эти отношения каким-то негативным шагам Москвы с точки зрения Кампалы в отношении Южного Судана. Есть еще позиция посредников из Африканского союза (АС), которые полагают, что введение эмбарго может сорвать робкие попытки диалога между противоборствующими фракциями в Южном Судане, но эта причина вторичина. Хотя попытаться вбить клин в отношения между американцами и АС никогда не мешает.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что возможное оружейное эмбарго в отношении Южного Судана собственно имеет в качестве основных субъектов только две страны. Это, если мы не имеем в виду тренинг и вооружения противостоящих С.Кииру ополченцев его ярого антипода и бывшего первого вице-президента Южного Судан Р.Машара со стороны Эфиопии. Две страны, которые собственно и занимаются основными поставками вооружения Джубе, это Украина и Уганда. Вернее Уганда в данном случае выступает реэкспортером украинского оружия в Южный Судан. Про Уганду понятно, но чем нам так мила Украина, «шалости» которой мы таким образом прикрываем? Чтобы не быть голословными, напомним, что последний по времени караван с украинским стрелковым оружием ушел из Уганды в Южный Судан в конце мая с.г. По нашей информации, именно 26 мая колонна из нескольких десятков грузовиков с военной амуницией и боеприпасами, полученными из Украины, покинула угандийский город Сороти и направилась в Южный Судан. Караван сопровождали солдаты Народно-освободительной армии Судана (НОАС). Собственно этом факт лишь подтверждает тезис о том, что Уганда (и безусловно Украина, которая должна оговаривать условия таких сделок невозможностью его реэкспорта без специального разрешения. И в данном случае оно видимо неофициально дано) не соблюдает эмбарго на поставки оружия в Южный Судан, введенное Соединенными Штатами. Наши источники утверждают, что Кампала использует свой сертификат конечного пользователя на экспортируемое стрелковое оружие и легкие вооружения из Украины для его реэкспорта поставок оружия своим соседям, включая Южный Судан. При этом утвержденный в мае бюджет Южного Судана на 2018/2019 предусматривает выделение значительных ресурсов на безопасность. Эта статья по сегодняшнему курсу составляет 122 297 тыс. долларов США, что составляет 19,8 процентов всей суммы бюджета. Для сравнения: на образование предусмотрено сумма в 9,5 процентов, а здравоохранение — 2,1. Таким образом, логичен только один вывод: никто в Джубе мириться по-настоящему не хочет, и до достижения внутринационального консенсуса еще очень далеко. Как и то, что поставки оружия будут продолжены.

55.78MB | MySQL:116 | 0,629sec