О переходе к новой системе власти в Турции. Часть 4

В развитие серии публикаций, сделанной нами на сайте ИБВ, касательно перехода Турецкой Республики от парламентской к президентской системе правления, продолжаем разбираться с составом нового кабинета министров, который озвучил после церемонии своей инаугурации 9 июля президент Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что мы закончили на личности нового министра энергетики и природных ресурсов Ф.Дёнмеза, который, в качестве профессионального энергетика, сделал шаг вперед по карьерной лестнице с должности заместителя министра. Так что, неожиданностей в энергетической политике Турции не предвидится.

Проекты, ранее получившие старт, продолжат реализовываться. Ряд шагов турецким руководством был предпринят (можно сказать, был приурочен – В.К.) к досрочным парламентским и президентским выборам 24 июня с.г. Среди них наиболее знаковыми являются торжественный пуск участка газопровода TANAP от турецко-грузинской границы до г. Эскишехир. Планируется, что газопровод достигнет западной границы Турции и соединится с европейской газовой системой в 2019 году. Также буквально сразу по следам выборов действующий еще тогда министр энергетики Б.Албайрак «подписал» кредитное соглашение с Мировым банком на расширение газохранилища «Соленое озеро».

Собственно, о продолжении ранее инициированных проектов в энергетической сфере говорил и Ф.Дёнмез после своего заступления на должность. Однако, одно заявление обратило на себя особое внимание о большей «агрессивности средиземноморской политики» в новой каденции руководства страны.

Приведём основные черты турецкой энергетической политики, продолжение которой ожидается в течение ближайших 5 лет. Напомним, что в её основе лежит так называемая «Зеленая книга» (полностью заголовок звучит как «Стратегический документ в сфере государственной энергетической и геологоразведочной политики» — В.К.), содержащая планы Турции на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.

Итак, какова ситуация с текущими турецкими энергетическими проектами и каковы у них перспективы?

  • Первые поставки природного газа по газопроводу TANAP в Турцию были начаты 30 июня с.г. Согласно подписанному межправительственному соглашению между Турцией и Азербайджаном, к 2020 году ежегодно 6 млрд куб. м будет поставляться в страну для удовлетворения внутренних нужд, а 10 млрд куб. м будет идти через Турцию в Европу.
  • Газопровод «Турецкий поток», проложенный в Турцию по акватории Черного моря, как указывают турецкие официальные лица, «также внесет свой вклад в обеспечение безопасности предложения» для Турции.
  • Фундамент АЭС «Аккую» был заложен в присутствии президентов двух стран – В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана в апреле месяце с.г. Суммарная установленная мощность станции, включающей в себя 4 агрегата, составит 4,8 ГВт. Первый реактор ожидается пустить в эксплуатацию к 2023 году.
  • Второй турецкой атомной электростанцией станет АЭС «Синоп» мощностью 4,560 ГВт (эта цифра, вообще говоря, должна быть идентична АЭС «Аккую», имея в виду, что и там и там будут использоваться одни и те же турбинные установки французского производства – В.К.). Проект будет реализован японско-французским консорциумом.
  • О вероятности строительства третьей атомной электростанции в районе Тракии (граница Турции с Грецией и Болгарией – В.К.) заявлял теперь уже бывший министр энергетики Б.Албайрак.
  • Турция уже располагает первым геологоразведочным судном собственного производства («Фатих» — В.К.). По заявлениям официальных лиц, в ближайшее время второе судно будет спущено на воду. Планируется, что в акватории Черного и Средиземного морей работы на постоянной основе будут выполняться Турцией 4 кораблями (по два на каждое – В.К.).
  • Будет проведена переоценка возобновляемых энергетических мощностей страны (солнечная, ветряная, геотермальная энергетика и т.д.).
  • К гидроэнергетическим мощностям страны будет добавлено ещё 10 ГВт.
  • В конце 2018 года в каждый ил (провинцию) страны будет проведен природный газ.
  • В ближайшее время Турцией планируется реализовать строительство «оффшорных» (т.е. вынесенных в море – В.К.) ветроэнергетических станций. В качестве предполагаемых районов строительства указываются Сарос, Кыйикёй и Гелиболу.
  • Объем хранилищ природного газа будет увеличен до 20% годового потребления (стандартной цифрой для обеспечения энергетической безопасности является 30% — В.К.).
  • Возрастет объем геологоразведочных работ, направленных на поиск местных источников энергии (до сих пор не привели к результатам, обеспечивающим промышленный масштаб добычи – В.К.).
  • На максимально возможный уровень будет выведен поиск местных лигнитов и геотермальных источников энергии.
  • Ускорится внедрение чистых технологий для ТЭС, работающих на местном, низкокалорийном угле (удорожание стоимости идет приблизительно на 30% — В.К.).
  • Планируется продолжение подготовки квалифицированных кадров в сфере энергетики.

Итак, как мы видим, энергетическая политика Турции отличается преемственностью, а главным вызовом, перед ней стоящим, является борьба за энергоносители Восточного Средиземноморья – вопрос тесно связанный с застарелой Кипрской проблемой. Наращивание геологоразведочных работ на собственной территории сопровождается интересом и к «заморским территориям». В этом смысле, можно отметить научную станцию, которую Турция в настоящее время сооружает на Южном полюсе. Таким образом, следует констатировать, что Турция начинает выступать в новом для себя качестве. Это именно та политика, продолжением реализации которой будет заниматься новый министр энергетики Ф.Дёнмез.

52.21MB | MySQL:103 | 0,498sec