О переходе к новой системе власти в Турции. Часть 5

В развитие серии публикаций, сделанной нами на сайте ИБВ, касательно перехода Турецкой Республики от парламентской к президентской системе правления, продолжаем разбираться с составом нового кабинета министров, который озвучил после церемонии своей инаугурации 9 июля президент Р.Т.Эрдоган.

Напомним, что в предыдущей публикации мы подробно разбирались с основными «вешками» турецкой энергетической политики на предстоящий период и теми задачами, которые ставит перед собой Министерство энергетики Турции под управлением нового главы ведомства Ф.Дёнмеза.

Переходим к ведомству, которое для современной Турции имеет особое значение – а, именно, к вновь реорганизованному Министерству транспорта и инфраструктуры (из Министерства транспорта, мореходства и связи – В.К.), которое возглавил Джахит Турхан.

Прежде всего, несколько слов о личности нового министра. Вот его краткая биографическая справка:

Д.Турхан родился в 1960 году в черноморском г. Трабзон. В 1981 году он закончил бакалавриат и магистратуру Черноморского технического университета, факультет строительства и архитектуры по специальности «строительство». Свой трудовой путь Д.Турхан начал в Генеральном директорате автодорог (Karayollari Genel Mudurlugu – KGM – В.К.) в качестве инженера в 1985 году, где впоследствии занимал различные должности. С 1997 году он работал в структуре стамбульского 17-го Регионального директората по автодорогам, где достиг позиции регионального директора. После этого, на протяжении 2005-2015 годов он отработал в центральном аппарате Генерального директората по автодорогам. После этого поста Д.Турхан вышел на пенсию, однако продолжил работать сначала как главный консультант в Администрации президента, в дальнейшем как член Государственного совета (Danistay – В.К.). В итоге, Турхан занял пост члена Совета директоров консорциума, реализующего проект строительства скоростной автодороги Kuzey Marmara (которая проляжет по северному побережью Мраморного моря; проект реализуется консорциумом близких к действующей власти компаний Лимак — Дженгиз – В.К.). Д.Турхан – женат и является отцом троих детей.

Итак, если подытожить биографию Д.Турхана, то пост министра транспорта занял не просто опытный бюрократ, а человек с большим опытом практической работы. Напомним, что широкое привлечение частного сектора к реализации проектов строительства транспортной инфраструктуры, на основе различных моделей государственно-частного партнерства, — это тенденция лишь последних лет.

До тех же пор, этот вопрос оставался за государством, а, следовательно, профильные ведомства, включая Генеральный директорат по автодорогам не ограничивались лишь контролирующими функциями (требующими меньших компетенций: контролировать – не строить – В.К.), а занимались ежедневной практической работой по непосредственной реализации строительных проектов.

Уход человека с высокого поста в госслужбе и переход на не менее почетный пост в частный бизнес также является для Турции типичным. Называя вещи своими именами, частному сектору нужен не только опыт привлекаемого экс-чиновника, но и все его связи, вкупе с лоббистским потенциалом. Тот факт, что проект автодороги Kuzey Marmara реализуется весьма близкими ко власти компаниями, показывает лишний раз близость и самого Д.Турхана ко власти и, в частности, к бывшему министру транспорта, бывшему премьер-министру и, похоже, будущему спикеру Великого национального собрания (Меджлиса) Турции Б. Йылдырыму. Кстати, последний, в ранге министра транспорта, и объявлял победителя тендера на реализацию проекта Kuzey Marmara в мае 2016 года.

Буквально накануне (13 июля с.г. – В.К.) Д.Турхан, наконец, опубликовал свое обращение уже в качестве министра на веб-сайте ведомства. Итак, на чем новый министр предполагает сфокусироваться?

Неудивительно, в общем, что его главным тезисом является ускорение реализации того, что в Турции называется «мега-проектами»: «Первое указанием нашим бюрократам – Все наши проекты продолжат быстро реализовываться. Никаких промедлений не будет. Если нужно, то мы будем работать ещё больше».

О каком проекте, в первую очередь, завел речь новый министр? – Разумеется, о реализации проекта «Канал Стамбул», в отношении которого звучит столько скепсиса в российских СМИ и среди отечественных тюркологов. Как указывает министр в своем обращении, в ближайшее время будет определена финансовая модель реализации проекта. Вновь заступивший на пост министр поручил до конца этого года объявить торги.

От себя заметим, что вряд ли Министерство транспорта успеет собрать предложения и подвести итоги конкурсной процедуры. Однако, инициировать торги, в рамках определенной ими финансовой модели, и пригласить потенциальных инвесторов-подрядчиков к участию оно может. Тем более, что значительная часть необходимой подготовительной работы проделана – разработано технико-экономическое обоснование проекта, а также проведена его первая «защита» перед общественностью.

Следующим проектом, который назван министром «престижным для Турции» является третий аэропорт г. Стамбул, который должен быть введен в эксплуатацию 29 октября с.г. в ходе празднования Дня Республики. Этот аэропорт должен стать, по словам министра, крупнейшим в мире. После открытия первой фазы проекта, аэропорт будет в состоянии обеспечивать ежедневно 3500 взлетов-посадок и, как ожидается, внесет вклад в турецкую экономику в размере 73 млрд лир.

52.23MB | MySQL:103 | 0,502sec