Некоторые аспекты американо-иранского противостояния

Согласно требованиям президента США Дональда Трампа, к 4 ноября 2018 г. все государства – покупатели иранской нефти должны заморозить поставки, а в случае нарушения требований они будут подвергнуты различным штрафным санкциям. Согласно требованиям американской стороны частные компании стран – нарушителей санкционного режима в отношении Ирана, действующие на территории США или поставляющие продукцию на американский внутренний рынок, будут подвергнуты серьезным взысканиям или лишены лицензии на ведение соответствующей деятельности.

В качестве примера такого подхода можно привести ситуацию с китайской компанией ZTE (производство высокотехнологичной электроники), которая была подвергнута значительным штрафам и лишена права деятельности в США сроком на семь лет, некоторые из ее сотрудников были лишены видов на жительство и рабочих виз, их счета заблокированы.  В настоящее время американская и китайская стороны ведут активные переговоры по смягчению принятых решений, поскольку уход такой компании с американского рынка привел к пагубным социально-экономическим последствиям для нескольких крупных американских фирм, которые были вынуждены прибегнуть к значительным сокращениям рабочего персонала и, как следствие, отчисления в федеральный бюджет сократились.

В настоящее время только три государства выразили протест односторонним «экономическим санкциям второго уровня», которые руководство США планирует ввести в отношении Ирана: КНР, Индия и Турция.

По словам министра иностранных дел Индии Сушмы Сварадж, «Индия не будет принимать в расчет американские санкции, поскольку придерживается буквы международного права и признает санкции, которые введены только соответствующим решением ООН». Министр транспорта Индии Нитин Джудкали, в свою очередь, отметил, что «индийские компании продолжат принимать участие в строительстве грузового терминала в иранском порту Чабахар». Высокопоставленный индийский чиновник выразил надежду, что новый портовый терминал начнет работу еще до 2019 г.

Однако, по данным китайских источников, Министерство нефти Индии уже распространило соответствующий циркуляр среди национальных нефтеперерабатывающих заводов –Nayara Energy, Reliance Industries с требованием разработать меры по сокращению приема и переработки иранской нефти. Китайские специалисты сообщают, что объем перевозок сырой нефти из Ирана в Индию только за июнь месяц снизился на 16,8% с 705 000 баррелей до 593000 баррелей. В свою очередь, министр нефти Индии Дхармендра Драдхан сообщил национальным СМИ, что эти вынужденные меры приведут к серьезному росту цен на все виды топлива для населения.

В отношении поставок нефти из Ирана в Индию китайские специалисты отмечают, что для официального Нью-Дели чрезвычайно важно сохранить этот канал получения углеводородного сырья, поскольку только в 2017 г. индийские компании приобрели 27,2 млн тонн нефти, а с начала 2018 г. ежедневно приобретают до 700 000 баррелей нефти; всего Индия импортирует 4,93 млн баррелей нефти ежедневно.

По информации СМИ КНР, правительство Индии планирует инвестировать в течение ближайших 10 лет около 300 млрд долл. США в развитие национальной системы нефтеперерабатывающих заводов для повышения скорости переработки сырья на 77%. Данная мера необходима, поскольку, согласно прогнозов индийских экономистов, потребление топлива будет устойчиво расти по 5,8% ежегодно до 2035 г. и к этому моменту доля нефтепродуктов на индийском топливном рынке составит 93%.

По данным китайских источников, высшее политическое руководство Индии и Ирана ведут переговоры о переводе расчетов за нефть в формат «индийская рупия – иранский риал», что позволит национальным кредитно-финансовым организациям выйти из-под удара американских валютных регуляторов, которые контролируют деятельность системы SWIFT. Следует отметить, что в настоящее время, индийские компании оплачивают поставки иранской нефти в евро – данное решение продиктовано решениями руководителей индийских кредитно-финансовых организаций, которые стремятся стабилизировать курс национальной валюты в условиях постоянных изменений цен на нефть.

Сотрудники аналитических подразделений китайской нефтегазовых корпораций сообщают, что индийская сторона ведет переговоры с Тегераном и Исламабадом о прокладке газового трубопровода.

В то же время, как отмечают китайские специалисты, официальный Нью-Дели фактически находится в серьезной зависимости от Вашингтона и на это указывает поворот индийского руководства на Запад, что подтверждается достигнутыми договоренностями между Нарендрой Моди и Дональдом Трампом. Индия играет ведущую роль в американской «индо-тихоокеанской стратегии», в соответствии с которой США планируют вернуть себе контроль над экономикой стран, расположенных в бассейнах Индийского и Тихого океанов, и тем самым составить конкуренцию КНР.  По оценкам китайских специалистов, военно-политическое руководство Индии планирует привлечь максимальный объем американских дотаций на поддержание боеготовности национальных ВС и развитие ОПК. По данным китайских источников, наблюдается серьезная конкуренция между Нью-Дели, Токио, Сеулом и Канберрой за «вторую роль» в «индо-тихоокеанской стратегии» США.

В этой связи необходимо отметить заявления высокопоставленных государственных руководителей КНР и представителей национальных нефтедобывающих корпораций о намерении увеличить импорт нефти из Ирана (как минимум на 10%) по мере ухода европейских, индийских, южнокорейских и японских компаний.

Как сообщают китайские наблюдатели, Премьер-министр Японии Синдзо Абэ планирует в ближайшее время нанести визит в Иран (в рамках официального турне в Арабскую Республику Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Саудовская Аравия, Бельгию и Францию).

Официальный Токио вынужденно согласовывал свою «ближневосточную» повестку с Вашингтоном на протяжении последних 40 лет (за указанный период не было ни одного визита премьер-министра Японии в Иран). Очевидно, что с позиции американского истеблишмента официальный Токио «не имеет права голоса», поскольку Вашингтон – ресурсный и валютный гегемон Ближнего Востока.

Китайские аналитики отмечают, что Японии необходимо перестроить свой подход по источникам углеводородного топлива, а именно заключать контракты с надежными поставщиками, которые не будут подвержены американскому влиянию и будут готовы вести расчеты в евро или японских йенах. Вполне вероятно, что Синдзо Абэ проведет соответствующие переговоры по данным пунктам с руководителями КСА и ОАЭ, поскольку от действий США японские компании могут лишиться определенного объема поставок сырой нефти из Ирана (не менее 5% от всего объема импорта) и компенсировать его через контракты с другими поставщика оперативно не получится, поскольку объемы добычи зарезервированы, а открытие и освоение новых месторождений требует времени от одного года и более.

Следует отметить, что иранские нефтепромышленники опасаются как блокады морских путей транспортировки углеводородного сырья, так и в равной степени не желают попадать в зависимость от поставок для единственного покупателя – КНР, поскольку китайские импортеры известны своими жесткими подходами в вопросах ценообразования и всегда стараются максимально снизить цену.

52.18MB | MySQL:103 | 0,445sec