Оценки китайских специалистов операции ВС аравийской коалиции по захвату порта Ходейда

Как известно подразделения ВС стран аравийской коалиции в Йемене начали подготовку к операции по захвату порта Ходейда еще в мае 2018 г. В рамках первой фазы операции (начало 12 июня 2018 г.) подразделения наемников, действующие на колесной  и гусеничной бронетехнике  должны были взять под контроль аэропорт и перекресток дорог к северо-востоку от аэропорта. По данным китайских источников, пересечение автомобильных дорог в районе воздушной гавани стало местом ожесточенных боев, в ходе которых ВС КСА и ОАЭ потеряли около 40 бронемашин.

После установления контроля над воздушной гаванью и ближайшими дорогами основные силы аравийской коалиции должны были войти в порт Ходейда с моря и высадить десант. Только при условии выполнения указанных этапов возникала реальная возможность блокады самого города Ходейда (до начала войны население около 400 000 человек), который на протяжении последних четырех лет находится под контролем хоуситов. По данным китайских источников, американские военные не поддерживают планы аравийских военных по нанесению массированного ракетно-бомбового удара по порту, поскольку это приведет к излишним разрушениям такого важного транспортного объекта.

Следует отметить, что первая фаза операции, в результате которой аравийская коалиция должна была взять под контроль аэропорт и близлежащий перекресток дорог затянулась почти на 10 суток. При подведении итогов арабские военные поняли, что даже бомбардировки высокой интенсивности (100 вылетов за первые двое суток) и регулярные артиллерийские налеты не принесли желаемого результата.

По оценкам китайских аналитиков, подразделения аравийской коалиции и наемники получили контроль над частью территории аэропорта только благодаря тому, что сами хоуситы приняли решение оставить этот стратегический объект.

Анализ топографических данных показывает, что аэропорт находится на открытой, ровной местности и при небольшом количестве живой силы контролировать этот объект и обеспечивать транспортировку боеприпасов будет опасно для всей операции по обороне Ходейды. Подобное взвешенное решение высшего военного руководства хоуситов, состоящего из бывших кадровых йеменских военных, показывает высокий уровень тактического и стратегического мышления.

Следует отметить, что уже к 22 июня 2018 г. командование группировки аравийской коалиции предложило хоуситам объявить перемирие под предлогом необходимости проведения гуманитарной операции и доставки продуктов питания и предметов первой необходимости для мирного населения. Китайские специалисты ожидали, что аравийские военные предпримут попытку проведения специальной операции в стиле «троянского коня» и в колонне с гуманитарной помощью будут находится подразделения специального назначения, которые совершат внезапные нападения на опорные пункты хоуситов и тем самым гарантируют подход бронетехники к городу.

Штаб аравийской группировки использовал перемирие для переговоров с хоуситами об отпуске/выкупе военнопленных и подвоза боеприпасов и другого снабжения передовым подразделениям. В свою очередь хоуситы воспользовались перемирием для отдыха, смены позиций и скрытно выдвинулись на позиции в районе аэропорта, а затем нанесли несколько рассекающих ударов по аравийской группировке и захватили несколько десятков колесных бронемашин и другое вооружение. Как отмечают китайские обозреватели, регулярный захват вооружения и боеприпасов является одним из основных способов поддержания боеготовности хоуситов.

Как известно, в ходе выполнения операции по высадке морского десанта корабли аравийской коалиции попали под ракетный обстрел, в результате которого был потоплен один десантный корабль и один сторожевой корабль с ракетным вооружением. В данном эпизоде аравийские военные проявили низкие морально-волевые качества – оставили экипажи кораблей без помощи и вышли из района проведения операции без попыток нанесения ответного удара по ракетному подразделению хоуситов.

По данным китайских источников, военное руководство хоуситов предоставило возможность подразделениям наемников и аравийских военных беспрепятственно войти в Ходейду, однако это была продуманная засада, которая позволила подразделениям повстанцев уверенно рассечь колонны бронетехники, заблокировать их и методично уничтожить большую часть военнослужащих ВС КСА и наемников. По подсчетам китайских наблюдателей, саудовские военные и наемные подразделения только за первые 10 суток операции потеряли до 1000 убитыми. Кроме того, ВС КСА потеряли несколько беспилотных летательных аппаратов (в том числе и квадрокоптеры пр-ва китайской компании DJI), при помощи которых пытались проводить разведку местности.

Китайские аналитики внимательно наблюдают за операцией аравийских военных в Йемене, поскольку, в частности ВС ОАЭ достаточно активно используют разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) типа «Радуга-4Б» и «Птеродактиль» для поиска отрядов хоуситов в моменты передвижения и подготовки к занятию позиций на маршрутах движения колонн бронетехники.

По данным китайских источников, одной из основных «проблем» аравийской группировки являются как отдельные снайперы хоуситов, так и снайперские группы, которые наносят серьезный урон живой силе противника. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что снайперы хоуситов располагают различными типами винтовок калибров 7,62 и 12,7 американского, канадского, российского и китайского производства, что позволяет им бороться как с живой силой противника, так и с легкобронированной колесной техникой.

Достоверно известно, что в ходе операции по поиску и уничтожению самого эффективного снайпера хоуситов (ликвидировал около 123 в/с противника и 327 наемников) был сбит один разведывательно-ударный БПЛА «Радуга-4В», лицензионная сборка которых осуществляется в ОАЭ (контракт на поставку 300 аппарато-комплектов). Китайские специалисты отмечают, что командование ВС ОАЭ достаточно активно эксплуатирует китайские БПЛА для того, чтобы минимизировать потери пилотируемой  авиации, поскольку большинство истребителей – это дорогостоящие боевые самолеты европейского и американского производства, восполнение потерь которых невозможно в оперативном порядке.

Китайские специалисты указывают, что порт Ходейда является ключевым элементом системы военного снабжения подразделений хоуситов, и позволяет на регулярной основе получать доход от контрабанды оружия, наркотиков, медикаментов, продуктов питания и т.д. По оценкам китайских специалистов, даже при попытках аравийской коалиции установить морскую блокаду иранские торговые суда регулярно перевозят различные нелегальные грузы, что позволяет хоуситам собирать налогов и пошли на сумму от 30 до 100 млн долл. США ежегодно.

Очевидно, что военно-политическое руководство Исламской Республики Иран не может допустить блокады порта Ходейда, поскольку через рассматриваемую морскую гавань проходит от 70 до 90% всех военных грузов, необходимых хоуситам для продолжения вооруженного сопротивления агрессии аравийской коалиции. По данным китайских источников, финансовую поддержку хоуситам оказывает Катар, который находится в оппозиции к Эр-Рияду и другим государствам Аравийского полуострова. Официальному Катару чрезвычайно удобно финансировать хоуситов, а именно оплачивать вооружение, которое им поставляет оборонно-промышленный комплекс Ирана.

52.2MB | MySQL:103 | 0,565sec