О потенциальных возможностях улучшения турецко-израильских отношений

Политический ажиотаж, царивший в Турции после досрочных президентских и парламентских выборов 24 июня, постепенно сошел на нет, сменившись переходом к конкретным действиям на различных направлениях. Поскольку израильская проблематика во время президентской гонки звучала часто, то и после её окончания вопрос о будущем отношений с Иерусалимом из повестки дня исключен не был. Мало того, переизбранный президент Турции Р.Т.Эрдоган, судя по всему, решил действовать так, как это предсказывали его конкуренты. Напомним, во время одной из поездок, посвященных презентации предвыборной платформы, М.Индже от Народно-республиканской партии уличил соперника и действующего президента в том, что за резкими политическими высказываниями в адрес Израиля он скрывает экономический союз со еврейским государством. Тогда в качестве главного своего аргумента претендент на ключевой пост заявил о том, Р.Т.Эрдоган не откажется от турецко-израильских  торгово-экномических контактов.

По сути, так оно и получилось. Как стало известно в конце прошлой недели, Анкара приняла решение о расширении штата своего представительства в Израиле за счет торгового атташе, которому поручено заняться укреплением двусторонних контактов в данной сфере. Вместе с тем не исключается, что он будет фактически наделен и политическими функциями, поскольку после кризиса в турецко-израильских отношениях, разразившегося на фоне палестинского «Марша возвращения» и переноса посольства США из Тель-Авива  в Иерусалим, власти республики отозвали из Израиля своего посла и объявили главу израильской дипломатической миссии в Турции персоной нон-грата. Помимо этого стороны выдворили и генеральных консулов.

Турецкие действия для многих оказались удивительным, поскольку конфликт между сторонами не был исчерпан, а действия Анкары выглядят как некое намерение переломить эту негативную тенденцию. При этом предположения о мотивах турецкого руководства могут выглядеть по-разному. С одной стороны, экономический фактор является серьезным элементом поддержания отношений даже на фоне политических разногласий. По оценкам экономических изданий, Израиль входит в топ-10 рынков, на которые поступает турецкая продукция. Следовательно, терять это направления нельзя, особенно в условиях, когда мировые рейтинговые агентства рисуют для Турции не самые радужные перспективы.

Moody’s и Standard & Poor’s предсказывают снижение эффективности деятельности Центрального банка Турции на фоне мер по централизации власти. Основные опасения аналитиков связаны с тем, что от Р.Т.Эрдогана ожидают дальнейшего усиления идеологической составляющей политики во всех сферах. В экономической отрасли основная угроза, вытекающая из подобных прогнозов, касается назначения зятя президента Б.Албайрака главой Министерства финансов. Отношение к кадровой политике Р.Т.Эрдогана уже в день утверждения нового главы Минфина отразилось на валютных рынках, где турецкая лира обновила рекорды своего падения. В минувшую пятницу Б.Албайрак провел пресс-конференцию, на которой призвал не создавать спекуляций вокруг ЦБ Турции, одновременно отметив, что далее организация, отвечающая за кредитно денежную политику возьмет курс на большую предсказуемость и стабильность. Частично данные заявления помогли лире начать рост, однако негативную динамику на фондовых рынках министру финансов переломить пока не удалось. В данных обстоятельствах потеря торгового партнера была бы неуместной. Мало того, Б.Албайрак имеет опыт общения с израильскими коллегами. На волне прошлой нормализации он занимался обсуждением с министром энергетики Израиля Ю.Штайницем совместных проектов в газовой отрасли.

С другой стороны, не исключено и серьезное влияние политического фактора, характеризующегося недавним саммитом НАТО и нынешним состоянием отношений между Вашингтоном и Анкарой. Архитектором этого направления американской политики стал советник президента по национальной безопасности Дж.Болтон, которого отличает прагматичный подход ко всем вопросам, включая экстрадицию в Турцию исламского проповедника Ф.Гюлена и аресты граждан США в республике. Основным компонентом работы с Турцией должно стать совпадение интересов по иранскому присутствию в Сирии. И для его обеспечения контакты с Израилем оказались бы не лишними. В этой связи, как считает колумнист турецкой газеты Hurryet С.Наси, примирительным шагов в сторону Иерусалима Анкара могла продемонстрировать в первую очередь жест доброй воли Вашингтону, однако, для действительно позитивного развития событий все же необходимо, чтобы за назначением атташе по торговле последовало и возвращение послов.

В целом, в текущих условиях пока рано прогнозировать скорое сближение Турции и Израиля, хотя основания для него есть, как в экономической, так и политической сфере. В этой связи можно прогнозировать сохранение отношений на их нынешнем уровне. Серьезный импульс для сближения сторонам может придать осознание того, что по иранскому вопросу в действительности они придерживаются схожей позиции.

52.21MB | MySQL:103 | 0,782sec