О социально-экономических проблемах и достижениях Израиля на Конференции Эли Гурвица

В Израиле 19-20 июня прошла 25-я Конференция Эли Гурвица  по экономике и социальным проблемам под названием «Две экономики – одно общество», которую провел Центр управления и экономики Института демократии Израиля (IDI). Эли Гурвиц был президентом Teva Pharmaceutical Industries и одним из самых известных лидеров израильской промышленности. Он занимал пост председателя совета IDI и на протяжении многих лет возглавлял Кесарийский форум (название этой конференции шесть лет назад)[i].

В своем новом формате конференция является ключевым звеном многолетнего процесса, который обеспечивает непрерывность исследований, площадку для дискуссии и освещения ряда критических проблем. Работа конференции подразумевает круглогодичную работу ряда рабочих групп в тесном сотрудничестве с высокопоставленными правительственными чиновниками, представителями делового сообщества, авторитетными деятелями из академических кругов и экспертами «мозговых центров», а также израильского гражданского общества.

Результаты деятельности рабочих групп обсуждаются в ходе конференции. Они касаются решения стратегических задач, таких как: подготовка к вызовам рынка труда в будущем с особым вниманием к системе школьного образования, высшего образования и профессиональной подготовки; содействие изменениям в законодательстве, которые необходимы для адаптации к развивающемуся рынку труда; ослабление бюрократической нагрузки на бизнес; повышение уровня Израиля по глобальным экономическим показателям.

Часть рабочего времени конференции была посвящена рассмотрению комплексного вопроса о том, как правительство может разработать и реализовать социально-экономическое видение Израиля на основе долгосрочного стратегического мышления. Это обсуждение основано на тестовом примере программы «Израиль 2028», которая разработана и начата 10 лет назад под руководством уже покойного Эли Гурвица. Поскольку на сегодняшний день пройдено полпути до 2028 года, постольку была поставлена задача изучить, насколько сегодня актуальны рекомендации доклада «Израиль 2028»; были ли они реализованы и почему; оценить прогресс в достижении целей, изложенных в этом историческом документе; и извлечь уроки из имеющегося опыта для продолжения работы по государственному  планированию.

Обсуждение опиралось на доклад «Разработка долгосрочной социально-экономической стратегии в Израиле», подготовленном по поручению правительства Израиля в 2011 году американским стратегическим исследовательским центром Rand Corporation и Shaldor Strategy Consulting (ведущей консалтинговой компанией по конкурентной и корпоративной стратегии бизнеса). В то время как в программе «Израиль 2028» акцент делается на содержании рекомендованной стратегии, в докладе Рэнда-Шэлдора подчеркиваются структурные изменения и изменения в процессах, которые позволят правительству начать мыслить стратегически и приступить к планированию как к неотъемлемому компоненту работы.

Дод Бродет представил рекомендации программы «Израиль 2028»[ii]. Среди основных социально-экономических проблем Израиля выделяется:

  • Двойная экономика
  • Высокие доходы и поляризация общества
  • Небольшая доля рабочей силы в общей численности взрослого населения
  • Проблемы глобализации – технологические изменения, временные риски и относительные преимущества, вход развивающихся экономик.

Среди основных инфраструктурных проблем отмечаются:

  • Низкие достижения в области народного образования
  • Отказ от долгосрочного мышления и ухудшение качества государственной службы
  • Низкий уровень инвестиций в физическую инфраструктуру и качество окружающей среды

Национальная стратегия экономического роста и сокращения поляризации общества предполагает, что Израиль станет одной из десяти-пятнадцати развитых стран мира с точки зрения дохода на душу населения, государство будет работать на благо всех своих граждан, на повышение качества жизни и во имя будущего молодого поколения. В Израиле должно быть построено открытое и просвещенное общество, экономика которого свободна, сбалансирована и справедлива, основывается на своих культурных особенностях и научно-технических возможностях, на богатстве человеческого капитала, инновациях и предпринимательстве. Государство будет добиваться всего этого в сотрудничестве со всеми слоями общества в целях сохранения ценностей и укрепления имиджа Израиля в глазах своих граждан,  международных партнеров и всего еврейского народа.

Главнейшими целями программы являются: 1) быстрое и сбалансированное экономическое развитие (средний ежегодный рост производства около 6 % в год) и сокращение двойственности экономики; 2) сокращение социального расслоения; 3) привлечение всех слоев израильского общества к решению проблем.

Основные рекомендации по развитию в рамках программы «Израиль 2028» относятся к таким сферам, как:

  1. Конкурентоспособная экономика
  2. Макроэкономика
  3. Совершенствование и укрепление государственной службы
  4. Рынок труда
  5. Интеграция в глобальный процесс
  6. Промышленная политика
  7. Политика для технологических отраслей экономики
  8. Высшее образование и научные исследования
  9. Политика благосостояния
  10. Политика в области образования
  11. Физическая инфраструктура
  12. Качество окружающей среды

Выделяются  следующие достижения за десятилетний период 2008 – 2017:

  • Активное сальдо платежного баланса
  • Снижение соотношения долга к ВВП
  • Отсутствие инфляции
  • Низкий уровень безработицы
  • Увеличение доли рабочей силы в общей численности взрослого населения
  • Значительный рост в высокотехнологичных отраслях
  • Включение в процесс глобализации

Недостатки прошлого десятилетия (2008 – 2017):

  • Низкая производительность труда
  • Высокое неравенство в доходах (после уплаты налогов)
  • Ограничения и разрыв в социальной инфраструктуре
  • Небольшой объем инвестиций в бизнес
  • Слабые результаты образовательной системы
  • Процесс ведения бизнеса проблематичен и забюрократизирован (жилищный кризис)

Перечисленные слабые стороны являются тревожными факторами, влияющими на долгосрочный рост. Существует угроза для продолжающегося глобального технологического лидерства. Тем не менее, за последнее десятилетие отмечается ряд положительных тенденций – увеличение рабочей силы в общей численности взрослого населения, уменьшение неквалифицированного персонала, снижение неравенства в результате экономического дохода. Среди отрицательных – низкая производительность труда и, как следствие, низкая заработная плата, увеличение неравенства в чистых доходах в связи со снижением пенсий и налогов.

Экономика Израиля – основывается не на природных ресурсах, а на человеческом капитале. Для этого требуется качественное и равное для всех образование, способное обучить решению проблем будущего. Однако наблюдается потенциальный разрыв в уровне развития молодого поколения в соответствии с показателями международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Около половины студентов и выпускников испытывают затруднение на рынке труда. Имеется разрыв в навыках человеческого капитала в Израиле по сравнению с развитым миром, несмотря на уровень формального образования и относительно высокого уровня научных степеней. Рост удельного веса арабского населения и ортодоксов может усугубить проблему качества человеческого капитала без должного подхода к решению проблемы. Другими словами, без разрешения ситуации с высокой рождаемостью среди «харедим» (ортодоксальных еврейских общин) и израильских арабов в Израиле не будет экономического роста.

Относительно национальных инфраструктур, в докладе отмечается низкий уровень государственного капитала по сравнению с развитыми странами. Инвестиции в социальную инфраструктуру в течение последнего десятилетия составляли в среднем около 2 % ВВП, в то время как требуется инвестиций не менее 5-6%. В течение десятилетия образовался недостаток примерно в 300 млрд шекелей – две трети из них в транспортных перевозках. Для достижения средних показателей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Израилю не хватает приблизительно 600 млрд шекелей. Для того, чтобы успешно решать проблемы инфраструктуры требуется гораздо больше затрат, помимо тех, которые могут позволить бюджеты в небольшой и перенаселенной стране: на планирование, исполнение, интеграцию инвестиционных процессов и рассмотрение вопросов охраны окружающей среды.

Сегодня государственные расходы составляют 40 % ВВП. При этом за последнее десятилетие они сократились примерно на 2 процентных пункта в основном в сфере безопасности и выплаты процентов. В следующем десятилетии дальнейшего сокращения доли государственных расходов в ВВП не предвидится, поэтому расходы на безопасность, гражданское потребление и инвестиции в инфраструктуру должны стать приоритетными. Увеличение расходов на оборону или гражданское потребление ведет к дополнительным налогам. В деловом мире имеет место долговое финансирование инвестиций. На уровне правительства – партнерство с частным сектором и целевое долговое финансирование государственных компаний (электричество, вода, газ, связь и т.д.) По мнению экспертов, государственная политика в Израиле стоит перед дилеммой – бюджетный дефицит или увеличение налогов?

В докладе приводится таблица с израильскими компаниями по объему продаж за 2017 год.

Более 5.2 млрд долларов США Более 1 млрд долларов США
Teva Pharmaceutical Industries Ltd. (Тева) – фармацевтическая компания Rafael Advanced Defense Systems Ltd. (Рафаэль) – производство вооружения
Israel Aerospace Industries Ltd.(IAI) – производитель авиатехники Check Point Software Technologies Ltd. – IT–безопасность
Israel Chemicals Ltd. (ICL) – производство и продажа удобрений, металлов и др. химических продуктов специального назначения Mellanox Technologies (Меланокс) – производитель телекоммуникационного оборудования
Амдокс (IT – компания) Фрутаром – производитель пищевых ароматизаторов и парфюмерных отдушек
Intel I.C. Power – энергетическая компания
Искар (ISKAR) – производство твердосплавного металлорежущего инструмента и инструментальной оснастки Nice Systems Ltd.  – проектирование и поставки центров для бизнес-контактов, записи телефонных и видео разговоров
Elbit Systems (Элбит Системс) – разработка и модернизация различных видов вооружения INDGO – мультибрендовые магазины
VICHY – лаборатория профессиональной косметики Таро – фармацевтическая фирма
АДАМА – передовые сельскохозяйственные технологии Keter Group – производство пластиковых изделий народного потребления
НЕТАФИМ – производство экологически устойчивого капельного и микро-орошения
Тнува – крупнейший израильский пищевой концерн
Coca-Cola
Штраус – производство пищевых продуктов
Осем – производство продуктов питания

 

Конференция рассматривается как возможность собраться на одной площадке представителям экономического блока израильского руководство для участия в открытом, профессиональном и продуктивном диалоге, в рамках которого может быть оспорены существующие практика и мировоззрение. Это возможность представить на рассмотрение ряд конкретных политических рекомендаций, разработанных в течение года, для получения обратной связи и, в конечном итоге, их реализации.

 

[i]«Две экономики – одно общество». Материалы конференции Эли Гурвица. 19-20 июня 2018. URL:  https://en.idi.org.il/media/10771/hurvitz2018_eng.pdf (на англ.яз.)

[ii] «Израиль 2028». Резюме и основные рекомендации из отчета, опубликованного в 2008 году. URL: https://www.idi.org.il/media/10722/israel-2028-brodet.pdf (на иврите)

52.25MB | MySQL:103 | 0,483sec