Турецко-американские отношения: диалог глухих?

После того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган принял присягу 9 июля в Турции завершился переход от парламентской системы правления к президентской. Однако если во внутренней политике и государственном устройстве страны произошли важнейшие изменения, то на международной арене и в мировой экономике системных изменений не случилось и Анкаре придётся проводить внешнюю политику в существующих реалиях.

В двухсторонних отношениях для Турции задачей номер один является восстановление турецко-американских отношений, которые по всем меркам находятся в глубочайшем кризисе.

На состоявшегося с 11 по 12 июля саммите НАТО в Брюсселе, по всей вероятности, Р.Т.Эрдоган и президент США Д.Трамп обсудили ряд ключевых вопросов двусторонних отношений, таких как поддержка США курдских «Сил народной самообороны» (СНС) в Сирии, последствия санкций введенных США в отношении Турции,  в частности, при закупке истребителей F-35, экстрадиция Фетхуллаха Гюлена, Р.Т.Эрдоган предупредил о последствиях (которые могут повлиять на ситуацию в НАТО) от введения США санкций в отношении Турции. Со своей стороны, Д.Трамп ожидает, что Анкара освободит американского пастора, арестованного в Турции, отменит сделку по закупке российского зенитно-ракетного комплекса С-400, будет соблюдать санкции, введенные США против Ирана и улучшит отношения с Израилем.

По мнению главного редактора газеты «Хюрриет дейли» Мурата Йеткина и Эрдоган, и Трамп, возможно, захотят принять новый подход, «так как НАТО ожидает от Турции большего в обороне Европы с точки зрения как финансовых, так и военных взносов».

С другой стороны, американские эксперты считают, что НАТО должно сосредоточить внимание на Турции, которая является слабым звеном в альянсе. Турецкий президент, победивший 24 июня по итогам «довольно несвободных и несправедливых выборов», намерен купить российские С-400, в то время как российский президент  В.Путин пытается «использовать» Турцию в своих интересах. Такого мнения придерживается обозреватель агентства Блумберг Эли Лейк.

Для создания общего представления о политике нового руководства Турции достаточно взглянуть на назначения, сделанные  Р.Т.Эрдоганом, которые отражают три основные направления: безопасность, экономика и внешняя политика.

Турецкий президент оставил на своей должности министра внутренних дел Сулеймана Сойлу, который известен своей жёсткой политикой по курдскому впросу, особенно в отношении Рабочей партии Курдистана (РПК). Соответственно, оставив Сойлу во главе МВД, Эрдоган дал понять, что возобновления переговорного процесса по этой теме в ближайшем будущем ожидать не стоит.

Кроме того, Эрдоган назначил своего зятя Берата Албайрака на должность министра финансов и казначейства. Он занимал пост министра энергетики в предыдущем правительстве. Международное финансовое сообщество с тревогой наблюдало за тем, кто станет у руля экономики Турции. Существует два типа экономистов: ориентированные на рынок и ориентированные на рост. Учитывая, что Албайрак относится ко второму типу, можно предположить, что Турция будет больше ориентироваться на экономический рост, чем на реакцию рынка на те или иные события. В закулисных разговорах все чаще циркулируют слухи о том, что Р.Т.Эрдоган таким образом подготавливает своего преемника. Некоторые в правительстве осторожно выражают недовольство тем, что Албайрак присутствует и на тех встречах, где не обсуждаются вопросы, касающиеся финансовых дел республики.

Несмотря на различные прогнозы, глава Министерства иностранных дел Мевлют Чавушоглу, а также глава Национальной разведывательной организации (MIT) Хакан Фидан сохранили свои должности (интересно, что до сих пор в турецких СМИ нет информации ни о назначении, ни об отстранении Хакана Фидана. Однако на данный момент на официальном сайте MIT Фидан отмечается как глава MIT). Это означает, что основные приоритеты внешней политики и национальной безопасности Турции также сохранятся.  М.Чавушоглу, как и глава турецкого государства, является сторонником «громкой дипломатии», следовательно, риторика турецкой внешней политики не подвергнется кардинальным изменениям. Нужно отметить, что в кулуарах горячо обсуждался вопрос назначения на пост министра иностранных дел нынешнего пресс-секретаря президента, известного своей прозападной, точнее, проамериканской позицией, считающегося ключевым переговорщиком в турецко-американских отношениях Ибрагима Калына. Не исключено, что такое намерение было у Р.Т.Эрдогана, а реакция американских стороны на такое назначение была бы более чем позитивной, однако, как показывают факты турецкий президент не спешит урегулировать отношения с США и перенести их на новый уровень.

Можно считать, что соглашение между Турцией и США по Манбиджу в Сирии является значительным шагом по направлению улучшения двухсторонних отношений. Бывший турецкий министр иностранных дел Яшар Якыш полагает, что Соединённые Штаты, наконец, поняли, насколько решительно настроена Турция в своём стремлении предотвратить создание курдского пояса на турецко-сирийской границе. «С другой стороны, Турция также должна была понять, что существуют пределы того, что она может получить на севере Сирии. Вашингтон, похоже, и дальше настроен поддерживать курдов на северо-западе Сирии, как в рамках своей политики поддержки курдского вопроса, так и в качестве рычага воздействия, призванного навязать определённые условия сирийскому режиму, когда придёт время демократического перехода. В свете этой политики США мы увидим, насколько осуществимо намерение Турции расширить военные операции к востоку от реки Евфрат»,- считает бывший высокопоставленны дипломат.

Отметим, что сделка по Манбиджу неоднозначно воспринялась в самих США. Так, в беседах автора  с бывшими американскими дипломатами, один вопрос беспокоил всех: что получает США взамен на соглашение на вывод курдских СНС. Ответ у всех был — «ничего». Трудно утверждать, что у всех собеседников был прокурдский подход, но всех особенно смущало переменчивость курдов, часть которых тесно сотрудничала с Россией. Эксперт по Евразийскому региону, в частных разговорах, выражала мнение, что США нужно воспользоваться тем, что курды считают себя преданными Россией в Африне. Отметим, что сирийские курды выступили с резкой критикой позиции России по турецкой военнной операции на севере САР. Официальный сайт СНС приводит слова их главнокомандующего: «У России в Африне было военное представительство в течение двух лет. Имели место определённые договорённости. Но Россия нас предала, игнорируя все ранее заключенные соглашения. Россия оказалась государством без принципов».  И действительно, на фоне боевых действий турецкой армии, комментарии различных российских кругов типа «Россия не предавала курдов – потому что она никогда ничего им не обещала» звучат более чем цинично.

По мнению бывшего американского дипломата, посла в Анкаре и Багдаде Джеймса Джефри по крайней мере в краткосрочных стратегических интересах США стабильная власть в Турции является лучшим исходом на раздираемом войной Ближнем Востоке. «У Вашингтона появляется хорошая возможность использовать более стабильную Турцию, разыгрывая свои карты». Интересно, что бывший американский дипломат считает, что Эрдоган также пояснил, что он хочет, чтобы войска США оставались на северо-востоке Сирии, чтобы помочь сдерживать различные угрозы, исходящие от СНС и «Исламского государства» (запрещено в России) , а также от иранских подразделений. Кроме того, Вашингтон разрешил передачу первого истребителя F-35 в Турцию, несмотря на угрозы Конгресса прекратить такие продажи из-за покупки Анкарой российских С-400. Примечательно, что именно вышеуказанные факты во время предвыборной компании Р.Т.Эрдогана послужили главными доказательствами того, что только он может защитить Турцию от всех врагов.

«Если администрация Трампа серьезно относится к приоритетам, изложенных в Стратегии национальной безопасности, а именно, сосредоточению внимания на конкуренции с враждебными государствами — ей нужны сильные союзники, такие как Турция, даже когда они приходят с тяжелым внутренним багажом по правам человека»,- пишет Д.Джефри. Если для многих подобный подход слишком откровенен, то для нас это не является неожиданностью, так как различные заявления, комментарии по ситуации с правам человека в Турции, без преувеличения, считаются лишь протокольными и практически никогда не являлись препятствием в двухсторонних отношениях.

В экономическом и военном плане Турция является одним из сильнейших, наиболее стабильных государств на Ближнем Востоке и партнером для США. Многие аналитические круги США все еще помнят поддержку Турции США в Афганистане, в Ираке и в борьбе с Ираном, однако, именно тут нужно учитывать, что реалии в Турции кардинально изменились со времен американского вторжения в Афганистан и правящая элита Турции сегодня имеет совсем другой ориентир. По итогам наших обсуждений с бывшим высокопоставленным американским военным, мы пришли к выводу, что даже в военных кругах многие пока не осознают или не хотят осознавать всю трагедию военных операций в Ираке, и что сегодня американская военная база Инджирлик находится совсем в другой стране.

Посол США в Турции во времена президента Джорджа Буша-старшего Эрик Эделман считает, что «проблема, заключается в том, что Соединенные Штаты продолжают делать акцент на женевский процесс, который можно считать отжившим, а Турция исходит из сложившейся реальности, работая с русскими и иранцами», которых Анкара считает более решительными арбитрами в будущее Сирии. «Я думаю, что только когда турки посчитают, что Соединенные Штаты действительно будут играть определяющую роль в вопросе будущего Сирии, мы можем вернуть их на сторону процесса, инициированного ООН, удаляя ее от Астанинской платформы, проводимой Россией и Ираном».

С самого начала сирийской войны Турция и США ведут диалог глухих. Обе стороны твердят о неизменности их позиций, что является ненормальным явлением в международной практике. Именно этот разговор глухих привел столь важные двухсторонние отношения в глубочайший кризис. Однако, отметим, что наших частных беседах с представителями аналитических кругов в США, мы услышали достаточно конструктивные подходы. Например, Турция настаивает на прекращении поддержки СНС, тут США должны уверить турецких коллег, что это в интересах Турции, что американцы продолжают сотрудничать с СНС. Это предоставляет возможность выступать в качестве сдерживающей силы в северо-восточной Сирии. «Только откровенный разговор может помочь Турции понять, что это действительно не только то, что в наших, но и в их интересах»,- сказал Эрик Эделман в своем интервью аналитическому центру «Институт мира».

Другой эксперт мозгового  центра «Институт мира» в Вашингтоне Джейк Саливан придерживается мнения, что «Позиция Турции кардинально отличается от российской и иранской, в таком ключевом вопросе, как будущее Асада и политическое решение сирийского кризиса. США, со своей стороны совместно с Турцией должны найти понимание в сирийско-курдской проблематике, которая является задачей номер один для урегулирования двухсторонних отношений, и ключевым фактором в политическом разрешении сирийского кризиса». По мнению Д.Саливана, США должны дать гарантии Турции в том, что они сделают все возможное, чтобы курдские партнеры в Сирии не представляли прямой военной угрозы для самой Турции. «Настало время сказать Турции «Это ваша проблема- вернуть турецких курдов за стол переговоров». Со своей стороны, мы будем работать для отмежевания СНС от Рабочей партии Курдистан (РПК). Нам нужно, чтобы Турция наконец признала, что сирийские курды должны иметь определенную уверенность в своем политическом будущем в постконфликтной Сирии, а в конечном итоге они должны иметь статус».

Считаем, что одной из главных проблем в США в понимании Ближнего Востока в целом, является тот факт, что подавляющее большинство американских экспертов сужают свое представление о регионе до борьбы с терроризмом, что является лишь верхушкой айсберга. Только немногие пытаются понять Ближний Восток изнутри, понять мышление кардинально другого населения со своей историей, религией и культурой. Борьба с терроризмом, старт которой можно считать был дан президентом Джорджем Бушем-младшим в его речи в военной академии Вест Поинт 2002 году, служит объяснением и причиной для практически всех внешнеполитических событий в регионе Ближнего Востока.

52.22MB | MySQL:103 | 0,464sec