Египет: об учреждении «Фонда будущих поколений»

15 июля парламент Египта утвердил окончательную редакцию законопроекта, представленного правительством, о создании, так называемого, «Фонда Египта», призванного «служить приумножению и сохранению природных богатств, постоянным образом, для блага будущих поколений». Делать это предполагается путем инвестирования в перспективные бизнесы и компании, которые осваивают новые направления или собираются ими заняться. Проект вызвал бурные споры и серьезные расхождения между позицией, занятой спикером парламента и оппозицией, которая подозревает опасность «не подконтрольности фонда парламенту».

Член согласительной комиссии от коалиции «25-30», депутат Зяуддин Дауд подверг критике, заявив, что правительство еще не получило доверия Палаты представителей, чтобы выдвинуть законопроект «такого размера». Он добавил, что законопроект ставит фонд вне контроля парламента, который предусмотрен Конституцией Египта в статье 101.

Хотя капитал фонда будет составлять 200 млрд фунтов  и будет находиться под управлением его совета директоров, что «произойдёт, если он будет потерян или расхищен, кто будет следить или нести ответственность», — задается вопросом парламентарий, указав, на примеры существования суверенных фондов, «созданных и рухнувших, и рухнувших, иногда, с теми правительствами, которые их учредили».

Министр финансов, Мухаммед Мейт ответил депутатам от оппозиции с той точки зрения, что этот фонд находится в подотчетном состоянии сообразно запросам Палаты представителей. «Существует много миллиардов активов, принадлежащих государству, которые не эксплуатируются и неактивны, у них нет эффективного использования в интересах народа и их следует использовать лучше», — полагает министр.

Этот закон был разработан в ответ на просьбу парламента. Министр разъяснил, что фонд, который будет создан, будет принадлежать государству. Чего же бояться? Весь вопрос в том, что активы будут переданы профессиональному руководству, которое подотчетно государству и будет сосредоточено на повышении эффективности их использования.

«Идея фонда была представлена правительством, ускорившим его формирование с тем, чтобы максимизировать отдачу вложенных ранее государством средств и использовать эти активы, — пояснил министр финансов, указав на то есть активы, оцениваемые в сотни миллиардов и при этом не эксплуатируемые и по-прежнему неработающие. «Мы создаем фонд, в который мы вкладываем эти активы для их возврата в оборот и в, результате, в казну», — подвел итог М.Мейт.

Не понятно, правда, что это, конкретно, за такие «многомиллиардные» активы и почему они не работали ранее. Министр не раскрыл никаких конкретных цифр и источников их происхождения.

В итоге, после долгих дебатов, проект был утвержден и предписывает учреждение фонда с уставным капиталом в 200 млрд фунтов. 5 млрд фунтов вносит центральное казначейство, 1 млрд сразу, наличными, по основании фонда, остальное будет переведено согласно планам директора по инвестициям от фонда, которые тот будет предоставлять, и, в течение трех лет.

Основным источником ресурсов Фонда будет являться та совокупность активов, в которые он будет инвестировать, во взаимодействии, как предполагается, с частным сектором. Фонд не будет заниматься приватизацией и должен иметь независимый бюджет, который будет проверяться двумя наблюдателями из Центральной аудиторской организации.

Кроме голосования по вопросу «Суверенного Фонда» или «Фонда благосостояния» — журналисты используют различные названия, а официального пока не присвоено, парламентарии единогласно одобрили ранее отложенные законопроекты, в том числе о создании филиалов иностранных университетов в Египте. Большинством в две трети голосов, парламент одобрил проект закона о внесении изменений в закон о въезде и пребывании иностранцев и о порядке приобретения египетского гражданства.

Идея Фонда, по нашей оценке, может свидетельствовать, что египетские власти пытаются сконцентрировать все финансовые потоки под жестким централизованным контролем. Разумеется, в любом государстве найдутся какие-то «зависшие» средства, остатки на корреспондентских счетах, не исполненные целиком бюджеты, таковых к конце года действительно может набраться на десятки миллионов, к тому же, в специфике арабских государственных финансовых структур эти средства имеют свойства аккумулироваться в течение нескольких лет, пока о них не вспомнят. Но, правила министерств финансов и особенности парламентских демократий не позволяют ими взять и распорядиться просто так. По всей видимости, такая «кубышка» и стала предметом парламентских разбирательств, поскольку ничем другим этот Фонд наполнить пока что нечем: на египетских недавно открытых месторождениях еще надо добыть газ и нефть и попродавать их, как минимум, пару лет, чтобы накопить какие-то свободные средства.

А их Египте на сегодня нет. О этом свидетельствует и такой факт: министр инвестиций и международного сотрудничества Сахар Наср начинает переговоры с официальными лицами Всемирного банка в Вашингтоне, округ Колумбия, о выделении Каиру 1,5 млрд долларов для поддержки развития Синая и дополнительного финансирования проекта создания социального жилья.

В рамках участия Египта в форуме   Международного экономического и социального Совета в Нью-Йорке, С.Наср встретился с рядом представителей ведущих американских компаний, чтобы обсудить увеличение инвестиций США в египетскую экономику и продвижение инвестиционной карты Египта.

Затем министр отправится в Вашингтон, чтобы встретиться с должностными лицами Всемирного банка, в том числе с вице-президентом группы Всемирного банка по Ближнему Востоку и Северной Африке, Фаридом Бельхаджем, чтобы обсудить направления сотрудничества между Египтом и банком в предстоящий период и заручится поддержкой ряда текущих проектов. Всемирный банк уже выделил Каиру на эти цели около 500 млн долларов.

52.27MB | MySQL:103 | 0,573sec