О протестах политической элиты друзской общины против израильского Закона о Национальности

Закон о Национальности («Хок га-леом»), принятый недавно Кнессетом, носит почти исключительно декларативный характер. Он законодательно закрепляет тот факт, что Государство Израиль является национальным еврейским государством. Уместно напомнить о том, что в знаменитой резолюции ООН от 29 ноября 1947 года речь шла о разделе британской подмандатной территории Палестина на два государства – еврейское и арабское. Ни то, ни другое гипотетическое государство тогда еще не имели названия. Показательно, что на почтовых марках, напечатанный накануне провозглашения Государства Израиль, было написано – «Еврейское государство», точнее «государство евреев» («мединат га-егудим»). Более того, название «Государство Израиль», на котором в итоге остановились отцы-основатели, опять же подразумевало «Израиль» в качестве альтернативного имени еврейского народа, известного с библейских времен. Да и название государства – «Мединат Исраэль» было бы правильнее переводить на русский язык не как «Государство Израиль», а как «Государство Израиля», то есть еврейского народа.

Все это общеизвестные факты, однако упорные разговоры израильских левых радикалов (не говоря уже о представителях арабских партий) о необходимости превращения Государства Израиль в лишенное определенного национального характера «государство всех его граждан» привели в итоге к тому, что правое большинство сочло необходимым юридически закрепить в Основном (то есть гипотетически являющемся основой пока отсутствующей в Израиле конституции) законе тот факт, что Израиль – национальное еврейское государство. Этот закон юридически закрепил среди прочего хорошо знакомые всем государственный герб с изображением меноры, государственный флаг и с шестиконечным щитом Давида.

По сути, единственным обращающим на себя внимание нововведением стала отмена статуса арабского языка в качестве второго государственного языка Израиля. Отныне единственным государственным языком является еврейский язык – иврит. Правда за арабским языком был закреплен «особый статус», гарантирующий право на получение образования на этом языке и его использование в местном делопроизводстве в арабских, друзских и этнически смешанных (еврейско-арабских) населенных пунктах, а также право арабоязычных граждан обращать по-арабски к властям любого уровня. Иными словами и этот пункт Закона о национальности является по своей сути сугубо декларативным. На практике он ничего не меняет.

Арабские партии, декларативно отказывающиеся признать право еврейского народа на собственное национальное государство, и поддерживающие их левые радикалы и после принятия Закона о национальности продолжают борьбу против него. Прекрасно осознавая, что недовольство арабов-мусульман этим законом не произведет на подавляющее большинство израильских евреев никакого впечатления, они активизировали в последние дни попытки использовать в своих интересах друзов. Поскольку друзы – в отличие от арабов-мусульман и христиан – наряду с евреями (и мусульманами-черкесами) подлежат обязательному призыву на службу в вооруженные силы Израиля и друзы вносят весьма ощутимый вклад в обеспечение безопасности еврейского государства, противники Закона о национальности противники закона стали заявлять, что он ущемляет их права, игнорирует и оскорбляет их.

Развернутая в этой связи в социальных сетях пропагандистская кампания достигла такой остроты, что командование существующего при канцелярии премьер-министра специального подразделения «Маген» («Щит»), ответственного за охрану высокопоставленных лиц, решило в воскресенье вечером, поставить постоянную охрану вокруг дома министра связи Аюба Кары (Ликуд)  в расположенном к юго-востоку от Хайфы друзском поселке Далият эль-Кармель. Решение усилить охрану министра связи было принято в связи с угрозами в его адрес в связи с его поддержкой недавно принятого Кнессетом Закона о национальности.

Следует отметить, что Аюб Кара оказался единственным друзским депутатом Кнессета, проголосовавшим за упомянутый закон. Помимо него в Кнессете нынешнего созыва есть еще трое депутатов-друзов: Акрам Хасон («Кулану») из Далият эль-Кармеля, Хамед Амар («Наш дом – Израиль») из населенного мусульманами, христианами и друзами города Шфаръам и Салах Саад («Сионистский лагерь») из друзского села Бейт-Джан. Эти три депутатата проголосовали против Закона и Национальности. Поскольку депутаты Акрам Хасон и Хамед Амар оявляются членами партий, входящих в состав правящей коалиции, а потому связаны коалиционной дисциплиной, им потребовалось для этого получение особого разрешения о свободе голосования по данному закону. И такое разрешение было им дано.

Не ограничившись голосованием в Кнессете трое упомянутых депутатов-друзов совместно с Объединением глав друзских и черкесских местных советов (в состав этой организации входят главы 15 друзских и одного черкесского местных советов – В.Ч.) подали в воскресенье иск в Верховный суд справедливости (БАГАЦ) с требованием отменить Закон о Национальности. Депутат Акрам Хасон заявил в этой связи журналистам: «Мы (израильские друзы – В.Ч.) – плоть от плоти этого государства и еврейского народа. У нас нет проблемы с тем, что Государство Израиль это дом еврейского народа, но зачем ущемлять нас? Что с теми, кто приносил жертвы ради создания этого государства и сражался за него, что 420 павшими бойцами и более, чем 1200 инвалидами ЦАХАЛа (имеются в виду друзы, погибшие или получившие тяжелые ранений, сражаясь в рядах вооруженных сил Израиля – В.Ч.). Закон о Национальности делает из меня гражданина второго сорта (…) Ведь нас и так дискриминируют как граждан в планах строительства, в образовании, в бюджетах (…) А теперь еще надо было принять закон, создающий разрыв между национальными меньшинствами и евреями и, собственно, отдаляющий надежду на равные условия старта для моих сыновей и сыновей евреев».

Однако министр Аюб Кара, как уже было сказано, проголосовал за Закон о национальности. В связи с этим в последние дни он получил несколько анонимных писем, в которых было среди прочего сказано: «Мы ликвидируем тебя и твою семью». Подразделение «Маген» попросила министра связи быть внимательным и проявлять осторожность в связи с этими угрозами. Как было сообщено, рассматривается возможность приставить к нему дополнительного телохранителя (телохранители есть у всех израильских министров).

«Меня не остановят подстрекательство и угрозы в мой адрес и в адрес моей семьи – я не боюсь, — сказал по данному поводу министр Аюб Кара, — Я продолжу представлять сынов моей общины с достоинством и с гордостью. – Как я делал в это в прошлом, так я буду делать это и в будущем». По его словам, «Закон о Национальности не превращает нас (друзов и других израильских граждан нееврейского происхождения – В.Ч.) в граждан второго сорта, а наоборот – он дополняет основной Закон о Достоинстве и Свободе Человека, а не противоречит ему. Новый закон никоим образом не ущемляет гарантированных всем без исключения гражданам Израиля прав личности. (…) Закон о Национальности даже предоставляет особый статус арабскому языку, который не пострадает, и упорядочивает его использование в государственных учреждениях. Я не намерен отказываться от своего голосования – и угрозы моей жизни не изменят моей решительной позиции и моего национального (то есть правого – В.Ч.) и сионистского мировоззрения, — подчеркнул министр Аюб Кара.

К сказанному министром представляется возможным добавить, что разговоры о том, что друзы якобы являются в Израиле гражданами второго сорта, выглядят весьма неубедительными. Достаточно напомнить о том, что в Кнессете нынешнего созыва есть 4 депутата-друза из 120, то есть 3% всех депутатов. Все депутаты-друзы представляют сионистские партии. И это при том, что численность друзов в Израиле составляют около 130 тысяч человек (по данным 2011 года). Из них лишь несколько более 100 тысяч – граждане Израиля. Остальные — имеющие статус постоянных жителей Израиля друзы Голанских высот, сохранившие сирийское гражданство, которые не имеют права принимать участие в выборах в Кнессет. Всего же в Израиле 8,7 миллиона жителей (по данным 2017 года). Друзы составляют чуть более 1,5% населения страны. Таким образом, их представительство в Кнессете вдвое выше их доли в населении. Для сравнения: в Кнессете нынешнего созыва есть только одна депутат-христианка – коммунистка Аида Тума-Сулейман, представляющая парламентский блок Объединенный арабский список». И это при том, что христиан в Израиле 161 тысяча человек (по данным 2013 года) или 2 %.

Однако депутат Акрам Хасон пытается изо всех сил создавать видимость массового возмущения Законом о Национальности в друзской общине. Это выражается в присоединении к иску, поданному в БАГАЦ, офицеров запаса, родителей погибших военнослужащих из числа друзов и т.п. Следует отметить, что данную кампанию поддерживает ежедневная газета «Маарив», занимающая в целом правую политическую позицию, но в то же время активно действующую на протяжении лет лично против премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Характерно, что, например, газета «Исраэль гайом», последовательно поддерживающая Биньямина Нетаньяху, фактически игнорирует начатую депутатом Акрамом Хасоном кампанию.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что депутат Акрам Хасон и его сторонники фактически ничего не говорят об интересах арабов-мусульман и христиан. Они подчеркивают особый статус друзов (и черкесов) в Израиле их кровный союз с евреями, признавая тот факт, что Израиль – государство еврейского народа, но в то же время — требуя учитывать фактически особый статус друзов в нем. Если оставить в стороне риторику, речь идет о попытке, используя удобный политический момент, добиться от израильского правительства максимально возможных материальных и карьерных льгот для друзской общины. Можно быть уверенными, что в своей борьбе друзы не пересекут определенных «красных линий» и сделают все для того, чтобы не предстать в глазах еврейского большинства в роли внутренних врагов, как фактически воспринимаются большинством израильских евреев (хотя об этом считается неполикторректным говорить вслух) арабы-мусульмане.

Подобная позиция не удивляет, если вспомнить слова духовного лидера друзской общины Израиля шейха Амина Тарифа (1898-1993), деда нынешнего духовного лидера израильских друзов шейх Мувафака Тарифа, сказанные им в конце жизни в интервью известному израильскому журналисту друзского происхождения Рафику Халаби: «Друзы — ваши (евреев – В.Ч.) друзья, дайте им что-нибудь. Арабы (мусульмане – В.Ч.) – ваши враги, убейте их. Нельзя одинаково давать врагу и другу. Давая арабам, вы фактически отнимаете у друзов». Уместно напомнить о том, что именно шейх Амин Тариф заключил в свое время союз с евреями.

Сказанное не отменяет того факта, что внутри политической верхушки друзской общины еврейского государства имеет место внутренняя борьба за влияние, однако подводя итог, представляется возможным высказать достаточно уверенное предположение, что попытки арабских националистов и левой оппозиции разыграть друзскую карту в борьбе против правительства Биньямина Нетаньяху под предлогом борьбы против Закона о Национальности не принесут ощутимых результатов.

52.17MB | MySQL:103 | 0,625sec