Главный советник президента Турции о новой системе власти. Часть 2

19 июля с.г. главный советник президента Турецкой Республики Р.Т.Эрдогана — Мехмет Учум — дал развернутое интервью самому тиражному изданию страны – газете Hurriyet, в котором он объяснил основные особенности новой системы власти в стране, а также коснулся ряда вопросов, связанных с политическим устройством Турции в целом.

Напомним, что первую часть (ссылка — http://www.iimes.ru/?p=46235) мы закончили на мысли Мехмета Учума о том, что при создании президентской формы правления в Турции всесторонне анализировался зарубежный опыт, в первую очередь, президентских и полупрезидентских западных демократий.

Продолжаем обзор интервью советника:

  1. Важной мыслью М.Учума является та, что в новой системе «демократия получила развитие», поскольку в ней полностью отделены друг от друга правительство и парламент. Иными словами, члены кабинета министров больше не обязаны быть депутатами Великого национального собрания (Меджлиса) Турции. Те 4 члена правительства, которые были избраны депутатами, отказались от своих депутатских мандатов. Конечно, связь остается с членами своей партии, но не такая, как раньше. Таким образом, были освобождены от влияния исполнительной власти как генеральный совет Меджлиса, так и парламентские комиссии.
  2. Аналогичным образом, как указывает М.Учум, усилилась независимость судебной власти. С точки зрения «табеля о рангах» на высшей ступени властной пирамиды оказалась судебная власть, потом законодательная и, лишь потом, исполнительная. В прошлом, на случай конфликта мнений между ними использовались «неполитические механизмы» урегулирования, к примеру, через СМИ, Совет национальной безопасности, «активистов». Однако, сейчас последней инстанцией стал народ – и система обращения к нему стала гарантированной (речь, видимо, идет о механизме роспуска парламента, правительства и ухода президента на перевыборы – В.К.).
  3. В новой системе власти президент становится политически ответственным и ответственным за принятие решений. При этом новая система власти способствует совместной работе всех ветвей власти, министерств и ведомств. В центре этой системы – человек (т.е. президент – В.К.), выбранный народной волей. Однако, наличие у него политической ответственности не означает того, что он все будет решать в одиночку.
  4. В случае возникновения противоречий, они не превратятся в системную проблему. Просто люди «создающие проблемы уйдут» (кадровый вопрос – в руках президента – В.К.) и на их место придут люди «действующие правильно».
  5. Число министерств уменьшилось с 21 до 16, 5 помощников премьер-министра ушло, а вместо них остался лишь один помощник президента. Около 100 различных вспомогательных структур в министерствах было ликвидировано. То есть, структура самих министерств упростилась. Иными словами, государственный аппарат упростился, однако укрепился со своей функциональной точки зрения.
  6. В политическом смысле слова, нынешнее правительство – это правительство одного человека. Однако, с технической точки зрения – это командное правительство. При этом система построена таким образом, чтобы усилить процесс контроля над работой правительства с целью недопущения ошибок, которые из политических могут, при негативном развитии событий, стать уже юридическими.
  7. Невзирая на все слова о «режиме одного человека», он невозможен в случае работы в рамках законодательного порядка. Единственным вариантом для его (режима – В.К.) установления является «роспуск» существующей системы, что будет незаконно и против чего выступит и народ и все властные структуры. Собственно, эту ситуацию продемонстрировала попытка переворота 15 июля 2016 года, когда народ вышел против тех, кто попытался попрать законодательство и демократический процесс.

Итак, подводим черту под выступлением М.Учума.

Главной особенностью новой системы власти является централизация кадрового вопроса в руках президента страны и упрощение системы министерств и ведомств. Второй особенностью является необязательность привлечения для работы в кабинете министров депутатов Меджлиса. Это дает большой кадровый маневр для президента. А, кроме того, повышает репрезентативность народа в правительстве, когда кандидатуры на посты министров выбираются не из числа депутатов, а из «80-ти миллионного населения страны».

В настоящее время мы, в публикациях на сайте ИБВ, рассматриваем назначения на ключевые посты в министерствах и ведомствах Турции. И, как можно заметить, в правительстве Турции получили места не просто «варяги», но крупные представители частного бизнеса. Эта ситуация для Турции – новая и невозможная в предыдущих системах власти. Политическая система не пропустила бы предпринимателей просто в силу угрозы возникновения конфликта интересов у конкретного назначенца – между государственными интересами и интересами собственного бизнеса.

Произведя подобные назначения, президент Р.Т.Эрдоган взял на себя большую личную ответственность за результат. Поскольку очень легко заработать упрек в том, что новые министры работают в интересах своих компаний или ближайших коллег по цеху. А рейтинг у президента Р.Т.Эрдогана – «не путинский», а всего лишь 50% плюс-минус несколько процентов и он просто обязан показать успехи. В противном случае на последующих выборах вероятность его провала вырастет существенно.

52.21MB | MySQL:103 | 0,547sec