Главный советник президента Турции о новой системе власти. Часть 1

19 июля с.г. главный советник президента Турецкой Республики Р.Т.Эрдогана — Мехмет Учум — дал развернутое интервью самому тиражному изданию страны – газете Нurriyet (ежедневный тираж 300 тыс. экз. – В.К.), в котором он объяснил основные особенности новой системы власти в стране, а также коснулся ряда вопросов, связанных с политическим устройством Турции в целом.

Отметим, что М.Учум является автором недавно опубликованной книги под названием «16 апреля» (2017 года, когда состоялся референдум по конституционным поправкам, обеспечивающим переход от парламентской к президентской республике – В.К.).

Можно отметить, что эти книга и интервью – это часть развернутой информационной кампании, которая призвана объяснить турецкому обществу, что такое президентская форма правления «а ля тюрка» и каким образом она поможет дальнейшему развитию страны.

Не секрет, что накануне выборов многие обозреватели Турции говорили о том, что централизация власти в руках Р.Т.Эрдогана после внесения конституционных поправок, дескать, способна оттолкнуть от него многих его сторонников и даже привести к поражению на предстоящих президентских и парламентских выборах.

Однако, невзирая на негативные прогнозы, на практике все получилось иначе. Впрочем, в любом случае, на глазах граждан страны происходит кардинальное и, самое главное, быстрое изменение государственной системы и чем подробнее оно разъясняется руководством страны, тем, в итоге, будет лучше.

Приведем некоторые основные тезисы М.Учума из интервью. В частности, он отметил следующее:

  1. В предыдущей системе власти на формирование правительства и назначение руководителей на ключевые посты (включая военное ведомство – В.К.), по самым скромным прикидкам, уходило по 2-3 месяца. В нынешней же системе власти оно произошло буквально мгновенно (после церемонии инаугурации 9 июля президент Эрдоган просто объявил имена новых министров – В.К.).
  2. Исполнительная структура власти уменьшилась и упростилась, однако, функционально и эффективно она выросла.
  3. Принятие поправок в закон о выборах привело к той ситуации, что необходимость в 10%-м избирательном барьере в Меджлис отпала. Возможно, что будет внедрена система квот на «федеральном» и «региональном» уровнях для обеспечения представительств различных групп населения.

В качестве одного из примеров, М.Учум указал на то, что для того, чтобы стать кандидатом в президенты страны, надо собрать 100 тыс. подписей в поддержку. И если ввести подобную систему (или её элементы – В.К.) и для парламентариев, то она может быть более демократичной, чем ныне существующая.

Но, в целом, советник президента высказался, для начала, в защиту снижения избирательного барьера с 10% до 5%.

  1. Касательно возможности перехода Турции в двухпартийному Меджлису, М.Учум указал на то, что турецкий народ «любит разнообразие». Это, в полной мере, относится и к разнообразию политических партий и народ «легко от него не откажется». Однако, внедренная практика коалиций может способствовать образованию нескольких центров силы в законодательном собрании без нарушения принципа многообразия и представительности политических движений страны.
  2. Приоткрыл М. Учум и занавес над подготовкой страны к переходу к новой системе власти, для чего, по его словам, было нужно «5 лет», а весь переход завершился за «3 месяца». Здесь он говорит о том, что ещё в сентябре месяце 2017 года была сформирована специальная комиссия из 15 человек и 7 подкомиссий по 5 человек, итого над этим вопросом работало 49 человек. И задача ставилась президентом страны исходить из того, что смена системы власти произойдет уже «завтра» (а не в ноябре 2019 года, как планировалось – В.К.). Активная работа же была начата в апреле месяце, когда, собственно, и было официально объявлено о проведении в стране досрочных выборов.

Темп работы, по словам М.Учума, был очень высокий: комиссия работала две недели до и одну неделю после инаугурации, буквально ночуя на своих рабочих местах.

  1. На вопрос о том, что было взято за основу при формировании президентской формы правления, функционирование частных компаний или же президентская модель в США, М.Учум указал на то, что исследовались буквально все президентские, полупрезидентские и прочие демократические формы правления – в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах Западной Европы. Что же до управления страной, как частным предприятием, то, как говорит М.Учум, в этом есть элемент метафоры с точки зрения эффективности и продуктивности.

Как частный сектор производит услуги, так и государство предоставляет услуги. Однако, между ними есть существенная разница. В частности, как отметил М.Учум, в государственных услугах за основу нельзя брать принцип извлечения прибыли. Здесь действует принцип «объективного и справедливого» предоставления этих услуг населению.

Иными словами, целью и задачей подобного сравнения между государством и частной компанией является нечто другое, а именно — эффективность и продуктивность (которая, надо понимать, частный бизнес отличает в лучшую сторону от государственных структур – В.К.).

52.17MB | MySQL:103 | 0,492sec