Обзор официального визит председателя КНР Си Цзиньпина в Объединенные Арабские Эмираты

По данным китайских историков, первые контакты китайских торговцев с представителями арабской нации зафиксированы в 8 веке нашей эры. В исторических записках указано, что арабы достаточно охотно обучаются китайскому языку и полнее благожелательно устанавливают культурные и торговые связи с китайскими купцами.

К 9 веку нашей эры стали появляться записи арабских купцов, которые совершали путешествие в Китай и описывали культуру, быт и особенности жизни древних китайцев. Именно благодаря достаточно уверенным  и дружественным торгово-экономическим контактам между представителями китайской и арабской нации стало возможным появление «Шелкового пути» — транснационального торгового коридора, который на протяжении многих сотен лет позволял двум этносам поддерживать связь и обмениваться достижениями.

Как известно, официальные дипломатические отношения между КНР и ОАЭ установлены  1 ноября 1984 г. и к настоящему моменту Поднебесная является первым торговым партнером Абу-Даби. Следует отметить, что ОАЭ еще в 2012 г. вышли на уровень «стратегического партнерства» в двусторонних отношениях с КНР – т.е. Абу-Даби является лидером среди стран Персидского залива по процессу развития дипломатических  и торгово-экономических контактов с Поднебесной. В настоящее время, уровень взаимоотношений между Пекином и Абу-Даби, по определению китайских дипломатов и политологов, находится на уровне «стратегического взаимного доверия».

По данным китайских источников, в период с 19 по 21 июля 2018 г. председатель КНР Си Цзиньпин нанес официальный визит в Абу-Даби. Обозреватели китайских политических изданий указывают, что это первый визит руководителя китайского государства за прошедшие 29 лет. Как известно, первый визит в КНР совершил еще шейх Зайед Султан аль-Нахайян Следует отметить несколько важных, с точки зрения дипломатического и политического церемониала, моментов официального визита руководителя китайского государства.

Во-первых, визит Си Цзиньпина в ОАЭ – это его первая зарубежная поездка с момента переизбрания на должность в марте 2018 г.

Во-вторых, при подлете к воздушному пространству ОАЭ самолет председателя КНР встретили и обеспечили сопровождение 12 истребителей ВВС аравийского государства, т.е. это самый «мощный» воздушный эскорт для руководителя китайского государства за всю историю его зарубежных визитов.

В-третьих, в аэропорту Абу-Даби председателя КНР встретили монарх Дубаи Мухаммед бен Рашид аль-Мактум и премьер-министр ОАЭ Мансур ибн Зайед аль-Нахайян (также кронпринц Абу-Даби и заместитель Верховного главнокомандующего ВС ОАЭ), которые по окончанию визита руководителя китайского государства его и проводили, но уже в сопровождении ключевых министров ОАЭ.

Особо следует отметить, что на момент прилета председателя КНР и ключевых министров и представителей государственных корпораций в Президентский аэропорт Абу-Даби температура окружающего воздуха уже составляла +45 градусов по Цельсию. Во избежание солнечных и тепловых ударов членов высокопоставленной китайской делегации в аэропорту был приготовлен специальный закрытый телетрап, по которому руководитель китайского государства перешел в зал официальных лиц и делегаций.

В-четвертых, в рамках подготовки Абу-Даби к визиту председателя КНР национальные компании сотовой связи  — Etisalat и Du расширили возможности своих телекоммуникационных сетей из расчета повышенных нагрузок.

В-пятых, большинство известных достопримечательностей Абу-Даби были расцвечены в цвета китайского флага – красный и желтый (небоскреб «Бурдж Халифа», центральные офисы Abu Dhabi National Oil Company и Etihad Airlines были расцвечены специальными LED прожекторами).

В-шестых, на маршруте следования китайской делегации были специально установлены крупноформатные жидкокристаллические мониторы  с надписью на арабском и китайском языке с лозунгом «Горячо приветствуем председателя КНР Си Цзиньпина в ОАЭ». Традиционно по всему маршруту движения колонны были установлены флаги двух государств.

В-седьмых, на период с 17 по 24 июля 2018 г. в ОАЭ объявлена «китайско-арабская неделя» в рамках которой в средних и высших учебных заведениях эмиратов были проведены выставки предметов китайской культуры, прошли концерты и спектакли с исполнением песен на китайском языке.

За время трехдневного официального визита председатель КНР провел переговоры с монархом Дубаи Мухаммедом бен Рашидом аль-Мактумом и заместителем премьера ОАЭ Мансуром бен Зайедом аль-Нахайяном, в ходе которых подчеркнул, что Объединенные Арабские Эмираты являются ключевым участником стратегического плана «Один пояс, один путь». В этой связи представляется необходимым отметить, что военно-политическое руководство ОАЭ первым среди государств Персидского залива и Аравийского полуострова заявило о своем желании участвовать в глобальном проекте по созданию сети новых промышленных парков, портов и транспортных линий, который предложил действующий Председатель КНР.

В процессе переговоров Мухаммед бен Рашид аль-Мактум и  Мансур бен Зайед аль-Нахайян вручили председателю КНР высшую награду ОАЭ – Орден Зайеда. Кроме того, за особые заслуги в развитии аравийско-китайских отношений были подарены два арабских скакуна.

В ходе переговоров руководитель китайского государства отметил, что Пекин и Абу-Даби активно движутся по пути к установлению отношений «стратегического всеобъемлющего партнерства» и заверил руководство ОАЭ в том, что китайские партнеры будут оказывать содействие как в вопросах экономического развития, так и обеспечения национальной безопасности.

Очевидно, что председатель КНР Си Цзиньпин преследовал несколько целей в ходе своего визита в ОАЭ.

Во-первых, руководителю китайского государства необходимо закрепить и расширит присутствие китайских компаний в ОАЭ. К настоящему моменту на территории рассматриваемого аравийского государства работает около 4000 компаний и проживает, по разным оценкам от 200 до 300 тысяч граждан КНР. Следует отметить, что китайские предприниматели ведут активную конкурентную борьбы с индийскими компаниями на рынке ОАЭ.

Во-вторых, развитие торгово-экономических связей между КНР и ОАЭ должно позволить официальному Пекину минимизировать потери от торговой войны с США. В ходе переговоров на высшем уровне руководители КНР и ОАЭ отметили негативное влияние американского протекционизма на торгово-экономическую ситуацию в мире.

В-третьих, председатель КНР активно содействует усилению присутствия китайских компаний в инвестиционном секторе ОАЭ. Как известно, китайские предприниматели вложили в проекты на территории Аравийского полуострова около 30 млрд долл. США, тогда как 1,66 млрд долл. США инвестированы в ОАЭ. Следует отметить, что в 2018 г. согласно решения Государственного Совета КНР на перспективные проекты в странах Аравийского полуострова будет выделено 20 млрд долл. США. Основными областями применения китайских инвестиций являются нефтедобыча, энергетика, строительство зон свободной торговли, специальных экономических зон, промышленных парков и портов

Как отмечает руководитель филиала банка HSBC в Дубай Абдулфаттах Шараф «В ОАЭ расположен самый загруженный морской порт, который уже входит в планы «Одного пояса, одного пути». Благодаря удобному расположению этой морской гавани, в перспективе, китайско-арабские промышленные парки и свободные экономические зоны будут привлекать все новые национальные и иностранные компании, поскольку, арабские и китайские компании предоставляют наилучшие условия для развития бизнеса на территории свободных экономических зон и промышленных парков». По оценкам некоторых зарубежных аналитиков, именно ОАЭ наиболее активно сотрудничает с КНР в вопросе создания «нового глобального торгового порядка».

В дополнение к вышесказанному представляется возможным отметить, что товарооборот между КНР и ОАЭ  постепенно и достаточно уверенно растет. Так, если на момент установления официальных дипломатических отношений он составлял 63 млн долл. США, то в 2015 г. уже 47 млрд долл. США.

По данным китайских источников, в 2016 г. объем двусторонней торговли составлял 46,3 млрд долл. США, то в 2017 г. этот показатель уверенной вырос на 15,1% и составил уже 53,5 млрд долл. США. Вполне вероятно, что в 2018 г. объем двусторонней торговли достигнет около 58,5 млрд долл. США., а к 2020 г. выйдет на уровень 70 (по другим данным 80) млрд долл. США.

Следует отметить, что уже по состоянию на 2017 г. товарооборот КНР и ОАЭ составлял 23% от всего объема торговли Китая со странами Персидского залива. По оценкам арабских специалистов, около 52% от объема экспортный товаров ОАЭ производят предприятия, расположенные в зонах внешней торговли и свободных экономических зонах. Основными пунктами экспорта ОАЭ в КНР в несырьевом секторе являются поставки автомобилей – 1,143 млрд долл. США и этиленовых полимеров – 1,09 млрд. долл. США.

 

52.1MB | MySQL:103 | 0,480sec