Президентские выборы в Мали на фоне нестабильной ситуации в сфере безопасности

29 июля в Мали, которая  стала в последние годы ареной ожесточенных столкновений между исламистскими радикалами (в основном подставленные группировками туарегов), прошли очередные президентские выборы. В списке претендентов на высший государственный пост, согласно решению Конституционного суда Мали, зарегистрировано 24 кандидата. По мнению наблюдателей, наибольшие шансы на победу имеют действующий президент — 73-летний Ибрагим Бубакар Кейта, выдвинутый партией «Объединение за Мали», — и лидер оппозиции Сумаила Сиссе. Бубакар Кейта, по сообщениям местным СМИ, уже проголосовал в столице страны — Бамако, а Сиссе воспользовался своим правом в городе Ниафунке (регион Тимбукту на северо-западе Мали). Согласно конституции 1992 года, президент является главой государства, гарантом конституции и верховным главнокомандующим. Он по собственному усмотрению назначает премьер-министра и утверждает предложенный им состав правительства. Президент избирается на пять лет большинством голосов в ходе всеобщего прямого голосования и может быть переизбран еще на один срок.  Внутренние проблемы Мали огромны, и любому правительству предельно сложно успешно преодолеть их. После своего избрания в августе 2013 года, спустя семь месяцев после военной интервенции под руководством Франции, Кейта и его правительство безуспешно в основном пытались решить вопросы внутренней безопасности Мали, улучшить административный потенциал правительства и подавить разгул коррупции. Сейчас политическая коалиция Кейты явно утратила поддержку со стороны различных  серьезных сегментов малийского общества, включая религиозных лидеров, бывших военных деятелей и групп гражданского общества. Но самое главное, Кейта серьезно потерял в популярности среди французской правящей элиты и Елисейском дворце, который остается главным международным партнером Мали. Несмотря на свою непопулярность, Кеита имеет все шансы сохранить свой пост еще на один срок, прежде всего за счет административного ресурса и огромного количества претендентов (более двух десятков человек) на президентский пост, что размывает электоральное поле, которое оппозиционно нынешней власти. Впрочем, эта ситуация может измениться в случае наступления второго тура голосования.  Если ни один из кандидатов не выиграет большинство голосов, поданных 29 июля, два кандидата,  получивших наибольшее количество голосов, пойдут на второй тур выборов 12 августа.

Сейчас однако Париж более всего волнует иной вопрос. Он  заключается в том, сможет ли Мали вообще в принципе  провести справедливые и заслуживающие доверия выборы, что должно стать индикатором способности Парижа  в принципе создать устойчивую политическую систему во франкофонных странах зоны Сахеля на фоне безусловных возрастающих вызовов со стороны джихадистов. При этом эксперты отмечают высокую апатию малийского гражданского общества к этим выборам, а также соответствующий пессимизм по этому поводу со стороны французских властей. Оппозиционные кандидаты заявили, что шансы на фальсификацию выборов высоки. В этой связи ряд экспертов отмечает, что в случае случаев откровенной фальсификации выборов власти и французы могут столкнуться с очень серьезными проявлениями массового неповиновения уже со стороны собственно африканского населения страны, что еще в большей степени дестабилизирует ситуацию в зоне Сахеля.  Но самой большой проблемой для властей является вопрос безопасности. Безопасность более 23 тысяч избирательных участков обеспечивают несколько десятков тысяч сотрудников силовых структур. Повышенные меры безопасности обусловлены сохраняющимися угрозами со стороны боевиков экстремистских группировок, действующих в северных и центральных районах страны. Премьер-министр Сумейлу Бубейе Маига со своей стороны заверил, что «правительство внимательно следит за прозрачностью избирательного процесса и принимает необходимые меры для обеспечения спокойного хода голосования». На севере Мали группировки, ранее подписавшие перемирие с правительством, помогают поддерживать порядок на избирательных участках и вокруг них. В Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) указали на важность «сохранения бдительности в день выборов». «Если выборы 2013 года позволили восстановить конституционный порядок, то в 2018 году малийцы должны доказать, что демократический процесс необратим», — заявил глава МИНУСМА, спецпредставитель генсека ООН в Мали Махамат Салех Аннадиф. При этом эксперты отмечают, что ситуация накануне голосования (и с большей долей вероятности какое-то время после них, особенно в случае второго тура) серьезно обострилась. 29 июля  боевики выпустили 10 минометных снарядов в окрестностях города Кидаль на севере Мали во время проведения президентских выборов в воскресенье, один из снарядов взорвался рядом с избирательным участком. Об этом сообщило агентство Рейтер.  Сообщается, что жертв нет, однако голосование было временно приостановлено. В настоящий момент ни одна группировка не взяла на себя ответственность за нападение. 24 июля аэропорт малийского города Севарэ в центре страны, расположенный рядом с базой миротворцев ООН, был подвергнут минометному обстрелу в ночь на вторник. Об этом сообщило агентство Франс Пресс (АФП) со ссылкой на источники в силовых структурах. «Два снаряда были пущены ночью террористами в сторону аэропорта», — отметили они, добавив, что жертв в результате атаки нет. «Один минометный снаряд взорвался возле взлетно-посадочной полосы, а другой возле здания аэропорта, после минометного обстрела был открыт огонь из автоматов», — сообщил источник. Аэропорт Севарэ в регионе Мопти стратегически важен как один из основных пунктов воздушного сообщения в этой части страны. В Севарэ расположена база Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) и штаб военного контингента стран «Группы пяти» (G5) зоны африканского Сахеля, в которую входят Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад. В данном случае эти проявления носят безусловно характер четких сигналов Парижу прежде всего со стороны джихадистов, как неспособности Бамако поддерживать необходимый уровень стабильности и безопасности. И в более глобальном смысле — сигнал Парижу о том, что созданная им система политического равновесия в Мали не работает.   Нынешний президент Бубакар Кейта в ходе встреч с избирателями и сторонниками пообещал довести до конца реализацию Соглашения о мире и национальном примирении, подписанного в середине 2015 года в Алжире и нацеленного на урегулирование малийского конфликта между повстанцами и правительством. Он заверил граждан Мали, что хочет «получить второй президентский мандат с целью завершить начатое». Еще одной центральной задачей будущего президента станет создание перспектив для молодежи в Мали.

Через  пять лет после начала  французами антитеррористической операции в Мали итоги ее оставляют желать сильно лучшего. Мали по-прежнему остается эпицентром деятельности исламистов в обширном Сахельском регионе. Центральное правительство в Бамако остается неустойчивым, и международные партнеры, такие, как Франция, безуспешно ищут пути уменьшения своего бремени в рамках поддержания достаточного уровня безопасности в регионе. По данным самих французских экспертов в области безопасности, за годы, прошедшие после военной интервенции Франции в 2013 году, в Мали увеличилось количество нападений боевиков и этнического насилия. Кроме того, участились сообщения о внесудебных расправах со стороны малийских сил безопасности, что подпитывает их усилия по вербовке боевиков. Так  же тревожно, что насилие больше не является преимущественно проблемой исключительно севера Мали. Она  мигрировала в центр страны и даже на юг, поскольку усилия по политическому примирению не увенчались успехом. Боевики продемонстрировали четкую способность совершать нападения практически на любой объект внутри Мали, вне зависимости от уровня его охраны. После многих лет поддержания  тяжелого и дорогостоящего  режима безопасности по всему Сахелю в рамках своей контртеррористической  операции «Бархан», Франция безуспешно ищет пути выхода из этой патовой ситуации.  С момента вступления в должность в 2017 году президент Франции Эммануэль Макрон сосредоточился на главной цели: минимизировать роль в поддержании стабильности в Мали с собственно французских военных с переключением основной тяжести в этом вопросе на плечи самих африканцев. Одна из ключевых частей стратегии Макрона заключается в том, чтобы заставить объединенную «Группу пяти» (G5) стран Сахеля в составе 5000 бойцов, состоящую из солдат и Чада, Мавритании, Буркина — Фасо, Нигера и Мали, работать в полную силу. На сегодня, несмотря на все победные реляции Парижа в отношении этого проекта, эта структура остается крайне лимитированной по своим возможностям целом рядом вопросов, включая бюджетные, оперативные и региональные политические проблемы. Как бы подчеркивая серьезные проблемы в G5,  29 июня боевики напали на их штаб, убив двух солдат и одного гражданского. Связанная с «Аль-Каидой» (запрещена в России) группировка «Джамаат Нусрат аль-Ислам Валь-Муслимин» заявила о своей ответственности за эту акцию. По итогам этого нападения был уволен малийский генерал, который на тот период времени возглавлял объединенный контингент.   В реальности же отставка была вызвана более глубинными причинами, а нападение лишь стало предлогом. Раздраженные  подходом их малийского коллеги Ибрагима Бубакара Кейты к стратегии проведения контртеррористических операций, президенты Мавритании и Чада Мохамед Ульд Абдель Азиз и Идрисс Деби смогли  убедить Эммануэля Макрона пойти на увольнении командующего  «большой пятерки» малийского генерала Дидье Дако на встрече за закрытыми дверями 2 июля в Нуакшоте. Д.Дико, бывший начальник штаба малийской армии и доверенное лицо Кейты, был вынужден принять на себя командование этими силами в июне 2017 года. Сейчас его сменил заместитель начальника штаба мавританской армии генерал Ханане Ульд Сиди. И в общем-то эта ротация имеет очень плохой подтекст для нынешнего малийского лидера. Таким образом, он лишился всякого влияния в рамках сил G5 на фоне растущего влияния в регионе со стороны Чада и Мавритании. На этом фоне  должностные лица в Париже, ответственные за Африку, все более скептически относятся к способности малийского президента изменить ситуацию в стране к лучшему.

В этой связи, по оценке французских экспертов, ситуация в Мали с точки зрения стабилизации ситуации с безопасностью и минимизации джихадистских угроз не улучшится в среднесрочной перспективе, независимо от того, кто победит на выборах 29 июля или 12 августа в случае второго тура. Отсутствие политического примирения между различными группировками в стране, рост числа этнических нападений и повсеместная коррупция означают, что Мали будет оставаться страной, в которой в обозримом будущем будет сохраняться общая нестабильность. Что касается совместных сил G5, то они пока не способны стать  стать  профессиональной альтернативой французским силам. В том числе и по причинам дефицита финансирования и достаточного уровня координации и оперативной подготовки. К тому же недавно Организация Объединенных Наций осудила предполагаемые внесудебные убийства по меньшей мере десятка гражданских лиц малийскими солдатами, которые входят в состав этих сил.  В этой связи очевидно, что, несмотря на массированную поддержку Парижа, центральное правительство Мали остается ненадежным партнером для своих региональных союзников по борьбе с терроризмом. При этом планы Франции минимизировать свое военное присутствие в регионе за счет усиления африканского контингента  в среднесрочной перспективе к успеху не приведут.

44.82MB | MySQL:115 | 1,036sec