К вопросу о падении турецкой лиры. Часть 1

Накануне турецкая лира, продемонстрировав рекордное падение в своей новейшей истории, побила ещё один антирекорд: пятничный курс (10 августа с.г.) покупки американской валюты Центральным банком Турецкой Республики был зафиксирован на отметке в 5,9389 тур. лир за 1 доллар и в 6,8081 тур. лир за 1 евро.

Для того, чтобы читателям была понятна динамика, приведем ещё раз некоторые округленные значения курса турецкой лиры по отношению к американскому доллару за время правления Партии справедливости и развития. Итак: апрель 2002 г. – 1,3 (условно, поскольку тогда ещё не была проведена деноминация,  а турецкая лира ещё не стала «новой», отбросив при этом три нуля – И.С.), март 2009 г. – 1,7, ноябрь 2011 г. – 1,4, июнь 2014 г. – 2,1, апрель 2016 г. – 2,8, февраль 2018 г. – 3,75, начало августа 2018 г. – 5,1. И, наконец повторимся, накануне турецкой лирой было совершено очередное падение вниз.

Тем не менее, турецкое руководство демонстрирует в этой ситуации завидное спокойствие. Так, президент Р.Т.Эрдоган, выступавший в пятницу в черноморской провинции Гюмюшхане, демонстрировал твердую решимость и пообещал, что «Турция не будет поставлена на колени», после обещания президента Д.Трампа удвоить пошлины на сталь и алюминий, поставляемые из Турции в США. В качестве пути для урегулирования отношений «между двумя союзниками по НАТО» турецкий лидер видит лишь пролегающий через равноправный диалог за столом переговоров. А, отнюдь, — не через поддавки в условиях, когда американцы оказывают давление на турецкую валюту.

В частности, турецкий президент заявил: «Мы не позволим никому останавливать нас на пути к нашим целям… Несмотря на атаки, совершенные на курс валют, мы продолжим расти во втором квартале и в конце 2018 года с рекордной скоростью».

Интересным образом, в своем выступлении, видимо в качестве противовеса, турецкий лидер горячо приветствовал экономические связи с Россией, предсказав, что в 2018 году Турцию посетит около 6 млн туристов из нашей страны. Турецкий лидер указал: «Конечно, эти отношения, эти контакты делают нас сильнее».

Стоит напомнить, что объявление Д.Трампа о будущем повышении пошлин последовало после того, как в Вашингтоне состоялась очередная, какая уже по счету, безуспешная попытка обсуждения двусторонних проблем. Встреча была на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

После того, как президент США Д.Трамп объявил, что он утвердил новые пошлины на импорт из Турции алюминия (20%) и стали (50%), как сообщили турецкие СМИ, состоялся телефонный разговор между президентами России В.В.Путиным и Турции Р.Т.Эрдоганом. Напомним, что ранее, ещё в июне месяце этого года, США уже повышали пошлины на сталь и алюминий из Турции до 25% и 10% соответственно. Таким образом, в течение всего лишь двух месяцев США вдвое подняли «высоту заградительного забора» против турецкой продукции.

Как было подчеркнуто, «Эрдоган и Путин выразили свое отношение к позитивным экономическим и торговым отношениям между двумя странами». Также на повестке дня в беседе стояли сирийский кризис и развитие астанинского процесса. Также турецкая пресса напомнила, что в ближайшие дни, 13-14 августа с.г., состоится встреча между министрами иностранных дел двух стран – М.Чавушоглу и С.Лавровым для обсуждения двусторонних и региональных тем, включая ситуацию в Сирии, астанинский процесс, а также развитие сделки по системе С-400.

Стоит заметить одно, весьма характерное обстоятельство. Если судить по турецкой прессе, то сделку по С-400 российская и турецкая стороны обсуждают постоянно. Причем, делают это на всех уровнях – вплоть до президентов двух стран Путина и Эрдогана. Хотя, как можно давно уже было заключить из заявлений руководства двух стран, все вопросы со сделкой утрясены, турками оплачен аванс, Россией предоставлен льготный кредит, а процесс изготовления начат с тем, чтобы первые поставки были начаты уже в 2019 году. Иными словами, проект находится приблизительно на той же стадии, что, к примеру, и АЭС «Аккую» и газопровод «Турецкий поток». Однако, почему же о С-400 турецкая сторона (не российская – И.С.) говорит постоянно, а об упомянутых энергетических стройках – на порядок меньше? Представляется, что объяснение этому может быть весьма простое. С одной стороны, С-400 – это один из самых больших раздражителей для Запада, в лице США и НАТО. С другой стороны, говоря о сделке, турецкая сторона показывает всем, что «там ещё есть что обсуждать», а, следовательно, окно возможностей для Запада ещё существует.

52.16MB | MySQL:103 | 0,531sec