К вопросу о целесообразности присутствия афганского движения «Талибан» в списке террористических организаций России. Часть 2

В Части 1 был начат анализ крайне актуальной и важной темы – теоретической целесообразности и возможности легитимации движения «Талибан». Был проведен исторический анализ того и как, как эта организация стала запрещена в России. Продолжим данное исследование. «Талибан» по-прежнему является экстремистской организацией, активно использующие теракты, как инструмент своей борьбы. Однако здесь следует обратиться к правовой части вопроса. Новый подход (обновленный подход) официальной Москва заключается в том, чтобы считать только те организации террористическими, которые хотя бы раз пытались осуществить или осуществляли теракты против интересов России. В пример можно привести такие радикальные организации ливанская «Хизбалла» или палестинский ХАМАС, которые также были замечены в осуществлении терактов против третьих стран, но, в общем-то, не пытались никогда всерьез атаковать интересы Москвы. В целом, при определенных обстоятельства и едином мнении международного сообщества, Москвы могла бы теоретически применить аналогичный подход и к определенной части умеренного, или если угодно прагматичного, крыла движения «Талибан». Под определенными обстоятельствами мы имеем в виду следующий фактор. Афганистан находится в самом центре мирового общественного и политического внимания. Снятия «статуса» террористической организации с «Талибана» Россией, мягко говоря, не останется незамеченной в мире. Помимо этого, не следует забывать участившиеся в последние годы публикации разных СМИ о том, что Россия якобы поддерживает талибов. Соответственно, решение о легализации движения должно сопровождаться долгой, тщательно спланированной и глубокой дипломатической и информационно-разъяснительной работой. Подобные решения не должны быть приняты скоропалительно и стать неожиданностью для международных партнеров и самих афганцев. Необходимо также учесть опыт третьих стран. Между прочим, США неоднократно обращались в ООН с просьбой убрать из черного списка террористов тех или иных главарей движения. Следует напомнить, что в рамках ООН существует «черный список» СБ ООН по санкциям против талибов и «Аль-Каиды» (запрещена в России) и включает несколько сотен фамилий.  Таким образом, решение о снятии с талибов метки террорист можно было бы привязать к ООН.

Например, спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов следующим образом комментировал возможность легализации движения. «После включения «Талибана» в санкционный список СБ ОНН, мы рассматривали их как террористическую организацию. Сегодня мы, с учетом изменений в программных установках движения талибов, внимательно изучаем и наблюдаем за их деятельностью. Если они готовы будут выполнить три условия по национальному примирению, то мы не видим оснований считать их террористической организацией, они станут одной из политических сил Афганистана, которая будет иметь право на дальнейшее существование и признание. Но не мы это должны решить, а афганское правительство должно подтвердить это, и СБ ООН должен признать это». Другим немаловажным геополитическим фактором является реакция на подобные действия части афганского общества – весьма влиятельного и политически активного и громкого». Речь идет об условном «Северном альянсе», то есть о «Исламское общество Афганистана» («Хезб-е Джамиат-е Ислами Афганистани») во глава с таджиками, «Национальное исламское движение Афганистана» во главе с узбеком Абдул Рашидом Дустумом, а также партии хазарейцев. Все эти силы, безусловно, выступят с жесткой критикой, в случае, если Россия или любая другая страна вычеркнет талибов из списка террористов. В связи с этим Москве, в случае принятия подобного политического решения, необходима активная работа с нацменьшинствами Афганистана для того, чтобы минимизировать риски на этом направлении. Однако нужно отметить, что в последние годы кооперация Москвы с этими партиями (особенно с таджиками) оставляет желать лучшего. Не последнюю роль в этом негативном тренде сыграли сами афганцы. В связи с ухудшением росийско-американских отношений, таджикские политики приняли решение дистанцироваться от Москвы для того, чтобы не «злить» лишний раз Вашингтон. Это привело к ответной реакции России и к относительному усилению ограниченных контактов с умеренными талибами. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Дыма без огня, как говориться, не бывает. Еще около года назад автор этих строк в разговоре с очень высокопоставленным российским дипломатом слышал точку зрения, что Москва теоретически готова убрать движения «Талибан» из списка террористических, потому что эта организация никак не угрожает России. Однако этому должны сопутствовать следующие обстоятельства.  Во-первых, обоюдное мнение международных акторов. Во-вторых, определенные решения в рамках ООН и СБ ООН. В-третьих, согласие афганского центрального правительства. Ну, и наконец, заверения и гарантии талибов, что они не будут никаким образом угрожать интересам и безопасности РФ и стран Центральной Азии. Теоретически все эти пункты вполне выполнимы в среднесрочной и дальнесрочной перспективе при активной дипломатической работе и кооперации между спецслужбами влиятельных стран.

62.53MB | MySQL:102 | 0,550sec