К вопросу о парламентаризме и политических партиях в Афганистане. Часть 2

В Части 1 был начат анализ весьма сложной и неизученной темы – афганского парламентаризма и политических партий. Были проанализированы общие тенденции и динами этих явлений, а также перечислены самые влиятельные политические силы страны. Как известно, 20 октября 2018 года в Афганистане пройдут долгожданные парламентские выборы. В этой связи необходимость в понимании парламентаризма и партийности – колоссальна. Времена изменились и много воды утекло. Из всех вышеперечисленных в Части 1 партий в выборах в октябре 2018 года примут участие только «Исламское общество Афганистана» во главе с таджиками, «Национальное исламское движение Афганистана» Абдул Рашида Дустума (узбек), «Исламская партия Афганистана» во главе с Гульбеддином Хекматиаром (пуштун) и ее спойлер с таким же названием. Возможно, но не точно «Исламский союз за освобождение Афганистана» (ИСОА) Абдулла Сайяфа также так или иначе будет задействован в избирательном процессе. Другим важным нюансом партийной системы Афганистана является тот фактор, что основная часть депутатского корпуса не аффилиирована с политическими партиями. То есть депутаты выдвигаются сами по себе, не имея официального прикрепления к той или иной политической партии. Фактически эта форма является своего рода пережитком прошлого. Избиратели, особенно на местах, прекрасно знают, за кого голосуют, и какую политическую силу представляет тот или иной кандидат. Так, в начале 2018 года лидеры некоторых афганских партий призвали к проведению избирательной реформы, в частности, повышению роли партий и политических движений при проведении выборов. Фактически тогда речь шла о закреплении партийных списков и использовании классической избирательной схемы: партия — кандидат. Ряд партий провели совещание и приняли решение обратиться с инициативой изменения Закона о партиях. Однако до выборов осталось три месяца и очевидно, что никакие изменения не будут иметь место. В поддержку реформ выступили партии «Исламское общество Афганистана», а также «Национальное исламское движение Афганистана». По данным афганского агентства Khaama Press, ожидается, что проведение выборов обойдется бюджету страны в 30 млн долларов США. Однако около 90% этой суммы будут оплачены странами — донорами Афганистана, включая США, Японию и т.д. Согласно статье 81 Конституции Афганистана, основным законодательным органом является парламент (Национальная Ассамблея), состоящий из двух палат — нижней (Волеси Джирга) и верхней (Мишрано Джирга). Согласно Закону о выборах, нижняя палата состоит из 249 депутатов, избираемых путем свободного, прямого, тайного голосования в один тур сроком на пять лет; 239 мест распределяются между представителями провинций пропорционально численности их населения, 10 мест распределяются между кочевниками.

 

Избирательный процесс регулируется Независимой избирательной комиссией, которая не позднее, чем за 180 дней до выборов объявляет о дате их проведения. Согласно статье 10 Закона о выборах, избирательным округом для проведения выборов в нижнюю палату парламента является провинция. Сейчас речь идет о выборах в нижнюю палату. Большинство депутатов в верхней палате назначаются президентом страны. Право выбирать депутатов имеют граждане Афганистана, достигшие 18 лет, не лишенные гражданских прав и зарегистрированные в списке избирателей. Право выдвигать свою кандидатуру на выборы имеют граждане Афганистана или лица, достигшие 25-летнего возраста; получившие гражданство не менее, чем за 10 лет до дня выдвижения; не имеющие судимости за преступления против человечности и тяжкие преступления; не лишенные гражданских прав в судебном порядке. Не могут участвовать в выборах в парламент: верховный судья, члены Верховного суда и судьи; генеральный прокурор и государственные обвинители; министры и их заместители, губернаторы и их заместители, районные управляющие, послы и сотрудники государственных миссий за рубежом; военнослужащие Министерства национальной обороны, Министерства внутренних дел и других силовых ведомств; государственные служащие; должностные лица избирательной комиссии. Избиратели и кандидаты должны принимать участие в выборах на основе свободного волеизъявления. Наложение любого вида прямых или непрямых ограничений на избирателей или кандидатов на основе языка, религии, этнической принадлежности, пола, племенного, географического или социального статуса запрещено. Лицо, подающее заявление о выдвижении своей кандидатуры, должно предоставить избирательной комиссии имена, номера регистрационных карт, подписи или отпечатки большого пальца лиц, проживающих в избирательном округе, поддерживающих выдвижение лица в качестве кандидата, в количестве одной тысячи. Кандидаты должны сделать взнос за выдвижение своей кандидатуры в размере тридцати тысяч афгани. Каждый избиратель имеет один голос на выборах и должен голосовать только от своего имени. Избиратели должны голосовать в избирательном округе, указанном в их регистрационной карте избирателя. Имеются отдельные избирательные участки для женщин.

56.73MB | MySQL:106 | 0,601sec