К вопросу о возможности достижения единства палестинских фракций

На фоне шагов Каира, направленных на достижение долгосрочного перемирия между Израилем и ХАМАСом, египетские посредники продолжают прилагать усилия, необходимые в конечном итоге для обеспечения межпалестинского единства. Впрочем, тот факт, что попытки урегулировать гуманитарный кризис в Газе, равно как и конфликт в приграничной полосе, предпринимаются в обход Рамаллы, создает условия, в которых более очевидным становится не преодоление разногласий между ХАМАСом и ФАТХом, а их дальнейшее усиление, инициатором которого во многом является Рамалла, настаивающая на том, что её лишают легитимности.

В Каире на текущей неделе стали собираться делегации палестинских группировок. Среди них не только ХАМАС и палестинский «Исламский джихад», но и Комитет народного сопротивления (КНС), а также Палестинское движение свободы. По данным турецкого агентства Anadolu, опубликованным в четверг, в египетскую столицу в дальнейшем также прибыли уполномоченные от Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), Демократического фронта  освобождения Палестины (ДФОП) и Палестинского фронта народной борьбы (ПФНБ).  При этом о готовности ФАТХа участвовать в этих переговорах говорилось размыто. С одной стороны в ряде изданий, включая израильскую газету Jerusalem Post, фигурировали упоминания о том, что представители Рамаллы все же присоединятся к ХАМАСу и другим палестинским фракциям позднее, без уточнения сроков их приезда. С другой стороны, риторика главы ПНА М.Аббаса в последнее время свидетельствовала в большей степени о недовольстве политикой Египта, что, по сути, дает основания отказаться от участия в новом раунде переговоров.

Так, 15 августа глава ПНА выступил на заседании Центрального совета ООП, где подчеркнул, что палестинское единство возможно только при соблюдении принципа «одна власть, один закон, единые вооруженные силы», намекая, прежде всего на то, что камнем преткновения в споре двух ключевых фракций остается вопрос о будущем боевого крыла ХАМАСа. Добавил он к этому ставшую уже традиционной мысль, утверждающую, что именно руководство Газы не стремиться к единству. По словам главы ПНА: «ХАМАС в действительности не имеет намерения добиваться примирения…Клянусь, они лгуны». На той же площадке он раскритиковал инициированные США попытки добиться урегулирования гуманитарного кризиса в секторе Газа и перемирия ХАМАСа с Израилем путем обмана и экономических послаблений, в значительной степени намекая таким способом, что ХАМАС идет на поводу у Вашингтона.

Впрочем, стоит сказать, что мероприятие, заранее спланированное для демонстрации силы палестинского лидера, скорее выдало то, что его позиции продолжают стремительно слабеть. Прежде всего, нельзя не учитывать, что из-за реформ, проведенных М.Аббасом в начале августа, часть представителей палестинских фракций попросту бойкотировала заседание. Так, 1 августа было одобрено перераспределение задач и департаментов между членами Исполнительного комитета ООП, которым далеко не все остались довольны, поскольку делалось это преимущественно в интересах попыток обезопасить позиции М.Аббаса. В этой связи особенно важным кажется то, что в Каир на переговоры с участием ХАМАСа отправились палестинские фракции, пусть и не находящиеся в центре внимания мировых СМИ, но продолжающие играть важную роль в составе ООП, что также потенциально угрожает положению палестинского лидера. Прежде всего, это касается ДФОП, активно участвовавшего в работе ООП, включая подготовку упомянутого заседания Центрального совета, однако, отказавшегося от присутствия на нем.

Помимо этого Рамалла, как уже упоминалось выше, продолжает настаивать, что её властные полномочия оказались под угрозой. В среду один из высокопоставленных представителей ФАТХа, ранее участвовавший в переговорах с египтянами по поводу межпалестинского единства, А.аль-Ахмад заявил в эфире местного радио, что если какое-либо соглашение и может быть подписано с Израилем, то делаться это должно не от лица ХАМАСа. Как процитировало активиста движения новостное агентство WAFA: «перемирие, достигнутое между ХАМАСом и Израилем, является предательством палестинского народа».  Также А.аль-Ахмад отметил, что именно ХАМАС имеет «менталитет разделения». Вместе с тем вопрос о том, кому именно должна быть отведена эта роль, остается открытым. Так, на сайте  WAFA утверждается, что эта миссия должна быть возложена на ООП, в то время как в иных источниках, ссылающихся на то же интервью, говорится о ПНА.

Таким образом, можно констатировать, что попытки положить конец вражде палестинских фракций в текущих условиях наталкиваются на множество препятствий, часть из которых заложены в самом характере переговоров, разворачивающихся на фоне стремления добиться перемирия между Израилем и ХАМАСом и разрешить гуманитарный кризис в Газе, фактически отстраняя от этого ПНА. Дополнительным фактором нестабильности является деятельность М.Аббаса в ООП, направленная на то, чтобы обезопасить свое положение, одновременно исключив возможность усиления противников и потенциальных преемников. Эти шаги создают условия, в которых прочие палестинские фракции объединяются уже вокруг ХАМАСа, способствуя тем самым его укреплению в противовес ФАТХу. В итоге создается ситуация в которой первая группировка сознательно блокирует возможность объединения вооруженных формирований, настаивая на исключительности своего движения сопротивления, в то время как вторая всячески препятствует интеграции палестинских фракций на базе единого центра, такого как ООП. Впрочем, без адекватного решения этих задач речь ни о едином правительстве, ни уж тем более о государстве всерьез идти не может.

62.53MB | MySQL:102 | 0,421sec