Оценки китайских специалистов возможностей самолетов огневой поддержки АС-130W Stinger II ВВС США, дислоцированных в Сирии

Как известно, сирийские правительственные силы при поддержке российских ЧВК и с использованием тяжелой бронетехники неоднократно предпринимали попытки возвращения контроля над нефтеносными промыслами, расположенными за рекой Евфрат. Так, в феврале и мае 2018 г. было предпринято две такие попытки, в результате которых сирийские военные и подразделения российских ЧВК понесли потери в живой силе и технике.

Основная причина потерь состоит в том, что в нефтеносных районах, которые контролируют оппозиционные исламистские группировки, дислоцированы подразделения Сил специальных операций ВС США общей численностью 2000 человек. В случае если, одно из подразделений или передовая разведывательная группа сталкиваются с превосходящими силами ВС САР по каналам боевого управления Центрального командования ВС США передается сигнал боевой тревоги, который поступает на авиационные базы ВВС США в Ираке, Катаре, Кувейте и Италии.

Благодаря высшему приоритету американские военные вправе рассчитывать на воздушную поддержку ударных вертолетов АН-64D, истребителей-бомбардировщиков F-15E, разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов MQ-9 и при самом неудовлетворительном развитии событий стратегических бомбардировщиков В-52Н.

Кроме перечисленных летательных аппаратов, начиная с июля 2018 г в воздушном пространстве северо-восточных районов Сирийской Арабской Республики регулярные полеты выполняют турбовинтовые самолеты огневой поддержки (СОП) АС-130W Stinger II. По данным открытых источников, подобные самолеты приняты на вооружение 1-ого крыла Сил специальных операций ВВС США, в состав которого входят 73-я эскадрилья специальных операций и 16-я экспедиционная эскадрилья специальных операций, дислоцирующиеся на АвБ «Кэннон» в штате Нью-Мексико.

Перелеты с американского континента, а также длительные патрульные полеты возможны  за счет того, что СОП АС-130W Stinger II оснащены подвесными топливными баками и штангой для дозаправки от воздушных танкеров КС-135 Stratotanker. В отношении конструкции АС-130W Stinger II известно, что это классический средний турбовинтовой самолет с прямым крылом, который благодаря четырем двигателям Т56-А-15 (мощность каждого 4300 л.с.) способен выполнять полеты на дальность 4630 км, а практический потолок составляет 10000 м.

Первой особенностью боевых полетов СОП является то, что они заходят на цель с левой стороны и описывают разворот вправо – т.н. «пилонный поворот». Вторая особенностью действий «летающих батарей» АС-130W Stinger II является то, что они выполняют полеты преимущественно в темное время суток, поскольку ночью стрелки-зенитчики вероятного противника не могут применять переносные зенитные ракетные комплексы, которые вполне успешно могут поражать турбовинтовой самолет, максимальная скорость которого составляет всего 482 км/ч.

Следует отметить, что для защиты от зенитных управляемых ракет на рассматриваемый самолет устанавливают систему отстрела тепловых ловушек AN/ALE-27

По данным китайских обозревателей, АС-130W Stinger II отличается от предыдущих версий следующими моментами.

Во-первых, конструкторы компании Orbital ATK разработали для нового СОП одноствольную пушку GAU-23/A (калибр 30 х 173 мм) с двухканальным питанием, которое позволяет применять как стандартные осколочно-фугасные боеприпасы PGU-13D/B, так и модернизированные PGU-46/B. Представляется возможным отметить, что новые боеприпасы обладают повышенной кучностью и дальностью.

Следует отметить, что американские оружейники учли, что новый боеприпас должен обладать минимальным «эффектом трассера» — т.е. не ослеплять оптико-электронные комплексы AN/AAQ-39 FLIR (пр-во компании EOTech, США), которые установлены под кабиной пилотов и с левой стороны под фюзеляжем. Американские специалисты отмечают, что боеприпасы PGU-46/B позволят операторам боевых постов с более высокой точностью вести обстрел противника, который находится на минимальном расстоянии от американских военнослужащих.

Во-вторых, в состав бортового комплекса вооружения включены универсальные ракеты типа «воздух-земля» под обозначением GBU-44/B Viper Strike (пр-во компании Northrop Grumman), которые размещаются в 10 вертикальных пусковых контейнерах, которые закреплены на одной из плоскостей задней рампы. Благодаря такому вооружению, экипаж СОП может бороться с подвижной тяжелой бронетехникой противника, в случае если возможностей (дальности и пробивной способности) снарядов основного орудия калибра 105 мм. недостаточно.

Следует отметить, что в ходе испытательных полетов 18-й тестовой эскадрильи ВВС США (АвБ Эглин, шт.Флорида) было установлено, что однотипные пусковые контейнеры позволяют выполнять пуски тяжелых противотанковых ракет (ПТУР) типа AGM-178 Griffin (пр-во компании Raytheon), а также ПТУР высотной модификации AGM-114P-2 Hellfire (пр-во компании Lockheed-Martin), которые первоначально были предназначены для установки на разведывательно-ударные БПЛА MQ-9 Reaper.

Представляется возможным указать некоторые основные характеристики упомянутых ракет американского производства

Таблица 1.

Сравнительные тактико-технические характеристики боеприпасов

Характеристика/модель GBU-44/B Viper Strike AGM-178 Griffin AGM-114P-2 Hellfire
Длина (м) 0,9 1,1 1,63
Масса (кг) 20 20 45,7
Диаметр (м) 0,14 0,14 0,178
Размах крыла () 0,9 0,33
Наведение По сигналу системы GPS и лазерная подсветка По сигналу системы GPS/инерциальная и лазерная подсветка Лазерная подсветка
КВО 1
Максимальная дальность пуска (км) 10 20,1 9
Масса БЧ (кг) 1,05 5,9 8
Тип БЧ Фугасно-бронебойная Фугасно-бронебойная

 

Сравнительный анализ перечисленных ТТХ показывает, что в распоряжении экипажа СОП находятся достаточно эффективные средства борьбы с тяжелой бронетехникой, которая не оснащена блоками динамической защиты или комплексами активной защиты.

Третьим отличительным моментом конструкции нового самолета является наличие дополнительных иллюминаторов для членов экипажа, которые они используют для внешнего осмотра частей самолета, орудий или для наблюдения за обстановкой.

Следует отметить, что американские оружейники оставили на борту АС-130W Stinger II полуавтоматическое орудие калибра 105 мм, которое является основным и самым тяжелым средством данного самолета для борьбы с наземными стационарными целями. Основной довод в пользу сохранения данного орудия состоит в том, что стоимость каждого выстрела составляет 400 долл. США, тогда как пуск одного ПТУР AGM-114P-2 Hellfire обходится бюджету ВВС в 100 000 долл. США.

Как и на более ранних модификациях, рассматриваемый СОП оснащен двумя внешними точками подвески на которых устанавливают специальные кронштейны, позволяющие применять малокалиберные крылатые корректируемые боеприпасы – бомбы GBU-39/B, которые при длине 1,8 м, диаметре корпуса 190 мм, имеют массу 129 кг, из которых 93 кг. приходится на боевую часть (существует три модификации). Наведение данного боеприпаса обеспечивает инерциальный модуль и приемник сигнала системы глобального позиционирования GPS. Максимальная дальность пуска составляет 130 км. Кроме того, АС-130W Stinger II могут применять и более современные малокалиберные бомбы под обозначением GBU-53/B, которые, хотя и обладают меньшей дальностью пуска – 60 км, но благодаря полуактивной лазерной головной части позволяют поражать движущиеся цели.

Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить, что американские военные планируют на базе АС-130 в дальнейшем создать самолет с лазерным вооружением, которое позволит выполнять больший спектр задач.

52.18MB | MySQL:103 | 0,637sec