Иран в ожидании нефтяного пакета американских санкций

Введенный две недели назад США первый пакет антииранских санкций еще только начал действовать, а в стране уже обсуждают неминуемо приближающееся введение следующего пакета, который коснется в основном нефтяной сферы. Именно на это указывает интервью Эсхака Джахангири, первого вице-президента, по сути исполняющего в Иране функции председателя кабинета министров. Он дал его государственному информационному агентству ИРНА, и заявил, что правительство уже занято поиском путей продолжения нефтеэкспорта после введение в действие второго пакета американских санкций против Иран. Как известно, США намерены ввести в действие эти санкции в начале ноября нынешнего года. Э.Джахангири сказал, что «мы изучает вопрос возможности перевода в Иран банковским путем средств, которые будут получены от наших экспортных операций с иранской нефтью». В этих вопросах, уточнил чиновник, «мы надеемся на Европу, которая должна действовать в соответствии с взятыми на себя обязательствами». «Если же этого не случится, мы будем действовать другими путями, но сумеем выполнить свои задачи», — добавил он.

Как известно, после выхода США из ядерного соглашения  (СВПД) в мае нынешнего года, ИРИ возлагает надежду на сохранение  венских договоренностей на европейских подписантов документа, в том числе – в сфере экономической политики, главным элементом которой является продолжение нефтяного экспорта. Сами эти страны – Великобритания, Германия и Франция – не раз высказывались в пользу сохранения СВПД. В Иране, однако, не склонны питать излишние иллюзии в этом вопросе, и глава МИДа ИРИ Мохаммад-Джавад Зариф не раз высказывал сомнение. В очередной раз заявив об этом в своем последнем по времени интервью участникам клуба молодых журналистов Иранского радио и телевидения, Зариф озвучил мысль о том, что подписанты СВПД от ЕС вряд ли готовы на издержки, которых от них потребует последовательная защита соглашения.  На сегодняшний день, сказал глава иранского МИДа, они больше говорят, чем реально действуют. Телеканал «Аль-Арабия» буквально привел слова Зарифа: «Если ЕС хочет спасти ядерное соглашение, ему придется за это заплатить…На данном этапе у нас нет ощущения, что Евросоюз готов заплатить за то, чтобы дать отпор США». В другой части своего выступления Зариф обрисовал ситуацию следующим образом: «Можно считать, что провалилась  их попытка, используя даже угрозы, удержать в Иране крупные компании, решившие продолжить свою производственную деятельность на иранском рынке». Реальность показала, что многие из этих компаний, трезво  просчитав возможность противостояния вводимым США антииранским санкциям, поспешили свернуть свой бизнес на иранском направлении. Как еще одно доказательство этой тенденции прозвучала на днях информация Министерства нефти ИРИ,  официально подтвердившая уход из Ирана такого нефтегазового гиганта как Total.

Однако руководители стран – участников СВПД, являющихся членами ЕС, до сих пор декларативно сохраняют приверженность обязательствам, вытекающим из венских договоренностей. Это подтвердила на днях канцлер ФРГ Ангела Меркель, заявившая на встрече с российским президентом В.Путиным, что ее страна верна СВПД. Вместе с тем, иранцев может насторожить окончание фразы германского лидера: «Но мы с беспокойством наблюдаем  такие шаги Ирана как продолжающаяся деятельность по созданию баллистических ракет, всесторонняя поддержка хоуситов в Йемене, действия в Сирии, и др.»

Как известно, США намерены  начать реализацию второго пакета антииранских санкций с 4 ноября нынешнего года. По всей видимости, эта дата не случайна, ибо как раз в этот день в 1979 г. было захвачены заложники в американском посольстве в Тегеране, которые удерживались там в течение 444 дней. Санкции США на нефтяном направлении преследуют своей целью полностью обнулить иранский экспорт этого стратегического товара. Хотя уже сегодня ясно, что полного свертывания иранского нефтеэкспорта не получится, поэтому в Вашингтоне заявляют, что возможны и исключения: США готовы применять нефтяные санкции избирательно, учитывая конкретные обстоятельства той или иной страны.  Учтем, что часть импортеров иранской нефти в странах Азии уже сегодня сократили ее покупки, и таким образом, процесс уменьшения нефтеэкспорта можно считать состоявшимся фактом. Это выражается ежедневно в сотнях тысяч баррелей нефти, и, вероятно, будет нарастать.  Разумеется, это повлечет за собой значительное сокращение иранской добычи нефти. В этой связи Иран озабочен тем, чтобы у стран-членов ОПЕК не возник соблазн увеличить свою долю нефтедобычи, чтобы компенсировать возникающий дефицит на нефтяном рынке.  Понятно, что ИРИ пытается не допустить такого развития событий, напрямую апеллируя к ОПЕК.  Иранский представитель в ОПЕК Казем Кариб-Абади потребовал от генерального секретаря ОПЕК Мухаммеда Сануси Баркиндо ни при каких обстоятельствах не допустить увеличения квот той или иной страны в сфере нефтедобычи и экспорта. На сегодня таких прецедентов не зафиксировано, да и руководящий орган ОПЕК никаких разрешений на увеличение объемов нефтедобычи не выдавал. Кроме того, страны-члены ОПЕК работают практически на пределе своих возможностей.

Однако обращение иранского представителя не беспочвенно: в Иране намереваются обвинить в подобном своего регионального конкурента – Саудовскую Аравию. Как передал 19 августа фарсиязычный радиоканал «Сэдайе Эсраил», эта страна обещала США, что в случае введения американских антииранских санкций  в нефтяной сфере, она увеличит добычу и экспорт этого продукта. Это, вероятно, предотвратит повышение цен на нефть. В этой связи запомнилось месячной давности заявление иранского президента Х.Роухани о том, что если США обрушат иранский нефтяной экспорт, Иран не позволит другим нефтепроизводителям и экспортерам вывозить нефть на продажу. Аналитики расценили его как угрозу закрыть Ормузский против, через который транспортируется изрядная доля нефти, добываемой в регионе Ближнего Востока. Угроза не была единичной, ее повторили некоторые иранские военачальники, а потом Иран артикулировал новую подобную угрозу, на это раз — с «участием» других проливов, в частности – Баб-эль-Мандебского. Это не было лишь декларацией, параллельно с этим патронируемые Ираном йеменские хоуситы обстреляли два саудовских танкера, везущих нефть.

Однако, ожидая введения пакета нефтяных санкций, из Тегерана грозят не только перекрытием жизненно важных для нефтеэкспорта артерий, но и новыми вооружениями, превращающими его вооруженные соединения в грозную силу как на региональном, так и глобальном уровне. Это касается реализации национальной программы создания продвинутых баллистических ракет, активным оппонентом которой выступают США,  Израиль и умеренные суннитские режимы. Во вторник, на параде в честь иранского национального праздника – Дня военной промышленности – мир увидел новые современные разработки, в частности – первый отечественный иранский истребитель «Коусар». По сообщению интернет-издания Mehr News, самолет был показан впервые в прошлом году на международном авиасалоне МАКС в Москве. Mehr News написало, что ««Коусар» — это усовершенствованный истребитель с функцией «воздушная поддержка» (CAS), который сделал Иран одной из немногих стран, обладающих ноу-хау по проектированию и производству таких самолетов, оснащенных и системами управления огнем 4-го поколения». Как видно, вместо стремления урегулировать кризис путем переговоров, ИРИ опять показывает мускулы.

62.83MB | MySQL:102 | 0,646sec