Министр нефти Ирака о планах по развитию внутреннего рынка в стране

Министр нефти Ирака, Джаббар Али Хусейн аль-Луэйби 19 августа объявил о намерении его ведомства заняться поставками «жидкого газа» гражданам через трубопроводы вместо используемых сейчас газовых баллонов, отметив также, что «министерство работает над тем, чтобы побудить граждан использовать жидкое газовое топливо для транспортных средств, что очень выгодно из-за экономической и экологической отдачи».

Позволим себе отметить, что сетевое газоснабжение, подобно тому как это организовано в России и в Европе, в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки отсутствует как таковое и никогда не применялось. Газ (пропан), для бытовых нужд, главным образом, для приготовления пищи производился и поставлялся в стальных баллонах, распределяемых со специальных площадок, точно так же, как поставлявшихся в обмен на израсходованные баллоны, которые могли также перезаправлены тут же.  Новация министра нефти Ирака могла быть не вполне понятна, если не считать ее следствием повышенного внимания последнего к проблеме переработки газа и желанием подготовить рынок сбыта для тех объёмов газа, которые появятся усилиями министерства после 2020 года. Внутренний рынок воспринимается как вполне перспективный, особенно с точки зрения развития газобаллонного автомобильного транспорта, это действительно так, а не популистская мера, поскольку грузовой транспорт в стране ощущает нехватку дизельного топлива.

Планы по реформе рынка бытового газа Д.аль-Луэйби озвучил во время своего визита в газонаполнительную компанию в северном пригороде иракской столицы, Таджи. Согласно заявлению пресс-службы ведомства, переданному в местные СМИ и ссылающемуся на выступление министра, «министерство стремится улучшить услуги, предоставляемые гражданам через внедрение современных механизмов в поставке жидкого газа через трубопроводы, а не в газовые баллоны». Решено ускорить разработку планов применения этого эксперимента, запланированного к проведению в ряде жилых кварталов в Багдаде и провинциях, а затем распространить их по всем городам».

В документе также сообщается, что «министерство работает над тем, чтобы побудить граждан использовать жидкое газовое топливо для транспортных средств и приоритет отдается распространение этого опыта на территории Ирака с учетом вытекающей из перехода на газ, экономической и экологической отдачи».

При этом достаточно расплывчато объясняется, что «снабжение граждан «жидким» (смесь пропана и бутана) газом по будет организовано по газовым сетям горизонтального залегания, и не послужит поводом для сокращения возведения высотных жилых комплексов и промышленных и торговых центров, в целом же, программа централизованного газоснабжения призвана способствовать предоставлению большого количества средств в поддержку национальной экономики, а также облегчению бытовых проблем граждан».

Позволим в этом месте себе небольшую ремарку. Перевод в перспективе части грузового транспорта на газовые баллоны понятен и тут Ираку далек за примерами ходить, что называется не надо. Достаточно вспомнить, что такая схема используется в масштабах всей страны в таких государствах как Бразилия и Пакистан. Гораздо запутаннее выглядит перспектива жилищного газоснабжения. У страны нет соответствующих технологий, традиции централизованного газопользования и технических знаний, отсутствует инфраструктура. Впрочем, иракские власти охочи до всяких новшеств, наподобие электронных удостоверений личности, единой карты избирателя и, как знать, вполне могут заняться газификацией городского жилого фонда, хватило же им желания и возможностей начать строить линию скоростного пассажирского железнодорожного сообщения, ведущую от столицы на юг.

Субботний визит министра нефти в Таджи стал поводом для опубликования данных о текущим поставкам энергоносителей для внутреннего рынка, обычно, на фоне данных по экспортным поставкам, они остаются без внимания экспертов. Нефте-газораспределительная компания в Таджи я объявила в субботу «о распределении в достаточном количествами нефтепродуктов всех видов топлива, подготовленных для провинции Багдад в июне месяце. Все они были своевременно распространены среди государственных и частных распределительных пунктов в столице страны и ее окрестностях».

Казем Масир Яссин, Генеральный директор дистрибьюторской компании, заявил в пресс-релизе, что «дистрибьюторская компания Багдада поставила в июле более чем 267 миллионов литров бензина, 28 миллионов литров «белой» нефти и более чем 189 миллионов литров дизельного топлива». То есть, месячное потребление основных видов топлива в столичном регионе приближается к полумиллиарду литров в месяц.

К.М.Ясин добавил, что «руководство распределительной компании провело несколько «полевых» (с выездом на место –авт.) визитов в распределительные пункты, размещенные в Багдаде, для мониторинга проведения восстановительных и ремонтных работ, в течение июня этого года было проведено около 143 комплексных инспекций государственных и частных бензозаправочных станций в провинции Багдад. Посещение государственных газозаправочных станций велось в рамках периодического графика с целью мониторинга реализации методов измерения жидкого газа отпускаемого потребителю.

Он отметил, что «дистрибьюторская компания продолжает готовить регулярные планы по распределению и переработке нефтепродуктов по всем провинциям и в соответствии с квотами для каждой из них, с соблюдением должных темпов поставок, в дополнение к проведению технического обслуживания и восстановлению возможностей распределительных станций с целью обеспечения предоставления качественных услуг гражданам».  Реновации за последний год подверглись свыше 150 заправочных станций, главным образом те, что были выкуплены частниками. Большинство же из них, остаются в неудовлетворительном техническом и бытовом видах.

Не отставать от центральных подразделений стараются и  «на местах». На НПЗ, расположенном в провинции Ди уль-Карр во вторник, 21 августа было объявлено о скором запуске нового производственного комплекса, возведенного на нефтеперерабатывающем заводе, с тем чтобы увеличить производство нефтепродуктов, ориентируясь на покрытие внутреннего потребления. Сообщается, что четвертая очередь увеличит производственные мощности еще на 40 тыс. баррелей нефтепродуктов в сутки.

«Министерство нефти завершило процедуру заключения контракта с одной из специализированных компаний, чтобы добавить четвертую производственную линию на НПЗ «Ди-уль-Карр» для удовлетворения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов в бензине, керосина, базовых маслах и мазуте», — сообщается в коммюнике территориального подразделения Министерства нефти.

63MB | MySQL:102 | 0,529sec