О новых дискуссиях по поводу иордано-палестинской конфедерации

В минувшее воскресенье глава ПНА М.Аббас, слухи об ухудшающемся состоянии здоровья которого продолжают распространяться в СМИ, провел встречу с представителями израильской стороны в лице активистов левого НПО «Шалом ахшав» (ивр. «Мир сейчас»), а также депутатов Кнессета от партии «Сионистский  лагерь» К.Светловой и МЕРЕЦ М.Раза. В ходе мероприятия, направленного на обсуждение перспектив мирного урегулирования, глава ПНА отметил, что ранее получил от представителей США предложение о создании конфедерации с Иорданией, на которое в целом согласился с условием, что Вашингтон договориться с Иерусалимом, и предполагаемый союз станет трехсторонним. По его словам: «Я сказал ему (Дж.Кушнеру -авт.) да, я хочу трехстороннюю конфедерацию с Иорданией и Израилем. Я спросил, а израильтяне согласятся на это предложение». На фоне сообщений о том, что американские посредники все же представят свой проект урегулирования, новость мгновенно распространилась в СМИ, насторожив больше всего власти Иордании.

Для Иорданского Хашимитского Королевства, которое уже пытались выдать за воплощенную идею палестинского государства, из-за числа палестинцев, в нем проживающих, приход Д.Трампа на пост президента США во многом оказался страшным сном. Еще во времена заявлений американского лидера о том, что ему все равно, сколько государств будет создано по итогам мирного урегулирования, Амман насторожился, считая что речь идет именно о самом негативном для него сценарии. Затем на определенный период слухи стихли, уступив место более значимым событиям, таким как иерусалимская декларация. Однако теперь сообщение М.Аббаса привело к их обсуждению с новой силой. Так, по словам пресс-секретаря правительства Иордании Д.Гунаймата: «обсуждение идеи конфедерации с регионом Западного берега невозможно», а королевство всецело придерживается принципа урегулирования на базе создания двух государств для двух народов.

Израильские власти, как сообщило большинство местных изданий, от комментариев отказались. Специальный представитель США на международных переговорах Дж.Гринблатт, по сути,  вместе с Дж.Кушнером ставший основанием для информационного повода, также предпочел не отвечать прямо на поставленный вопрос, заметив лишь: «За последние 19 месяцев мы изучили заинтересованность сторон в отношении многих идей и возможностей… Сделка, когда она будет опубликована, будет отражать принципы, которые, по нашему мнению, реалистичны, справедливы и осуществимы, которые улучшат жизнь израильского и палестинского народа. Мы не будем обсуждать какие-либо конкретные идеи или частные беседы…». Активность, проявленная Вашингтоном в связи с комментарием,  в целом понятна. Учитывая, что из-за позиции Рамаллы работа над проектом фактически застопорилась, американской администрации выгодно создавать хотя бы иллюзию заочных переговоров с палестинцами. Вместе с тем администрация Д.Трампа не может подробно разбирать каждый вброс прессой информации о готовящемся проекте, ориентированный преимущественно не на сообщение о конкретном пункте, а на получение реакции США, по которой будет возможно хоть как-то судить о стадии работы над сделкой. Израиль, очевидно, это заявление не интересует, поскольку все, что может получить страна при таком раскладе – это экономическое бремя в виде расходов на содержание палестинцев. Да и вряд ли США, пусть и заявляющие, что для достижения мира от Иерусалима также потребуются уступки, сделают своему ближневосточному партнеру такой «подарок».

Обеспокоенность Иордании, кажущаяся неподдельной, в текущих условиях выглядит беспочвенной, поскольку словам М.Аббаса, пусть и охотно перепечатанным практически всеми региональными СМИ, мало кто поверил. Причин тому несколько. С одной стороны, нет никаких фактических подтверждений того, что глава ПНА сказал именно то, что потом попало в прессу, т.к., по замечанию Jerusalem Post, нет никаких аудио или видеозаписей, а лишь свидетельства участников. С другой стороны, палестинский лидер даже четко не обозначил, во время какой именно встречи получил столь «заманчивое предложение» от старшего советника президента США Дж.Кушнера.

Надо сказать, раундов личного общения у них было мало, опять-таки из-за отказа палестинцев от дальнейших переговоров, в этой связи крайне важным бы оказался бы контекст, в котором идея попала в повестку дня. Помимо этого, ни в одном источнике не фигурирует конкретика. Другими словами, если М.Аббас и получил предложение создать конфедерацию, то должны были озвучиваться и некие контуры будущего её устройства,  а именно распределение властных полномочий, без которого оценить степень возможности следовать данному сценарию не представляется возможным. Также, если палестинский лидер предложил сделать союз трехсторонним, то он также должен был обозначить, какие обязанности необходимо взять на себя израильской стороне.

Не были обозначены и территориальные границы будущего «новообразования», а именно то, как и на каких условиях в них должна существовать Газа. Сейчас Сектор фактически представляет собой отдельный палестинский властный центр, вовлечь который в этот предполагаемый альянс будет крайне странно без преодоления разногласий враждующих палестинских фракций. Вместе с тем нельзя и разрешить конфликт, особенно на основе конфедерации, оставив Газу «за бортом». Так, в середине минувшей неделе в рамках телефонного брифинга для представителей Американского еврейского конгресса (AJC) посол США в Израиле Д.Фридман сообщил: «нет возможности установить мир с палестинцами, если не будет мира со всеми палестинцами, включая полтора миллиона в секторе Газа». И если бы американская администрация действительно серьезно выносила на стол переговоров вопрос о многостороннем решении государственного вопроса, основываясь на существовавших ранее проектах, то к ним так или иначе должен был привлекаться Египет, а о его роли М.Аббас даже не упомянул.

Помимо этого стоит учесть, что даже палестинская администрация в Рамалле распространила после встречи с израильской делегацией противоречивые сведения. Так, неназванные источники в ПНА, на которые ссылается Jerusalem Post, сообщили, что с активистами «Шалом ахшав» обсуждалась перспектива создания независимого палестинского государства с претензиями на Иерусалим в качестве столицы. Пресс-секретарь М.Аббаса Н.А.Рудейна хотя и сказал, что принцип двух государств является приоритетом, все же отметил, что вопрос о конфедерации фигурирует в повестке дня.

В целом, сказанное палестинским лидером, прежде всего, выгодно ему самому, в то время как к мирному процессу имеет крайне опосредованное отношение. Сочетая свою «сенсацию» с обвинениями США и Израиля во всех возможных нарушениях, препятствующих урегулированию, он четко дал понять, что к переговорам по-прежнему не готов, независимо от того, к чему потенциально приведет американский проект. С другой стороны, на фоне сообщений о его состоянии здоровья, особенно после недавних слухов о потере памяти, М.Аббасу или его ближайшему окружению, было важно продемонстрировать, что он все еще активно вовлечен в принятие решений и уж точно не забыл, с каких позиций ведет переговоры с Вашингтоном. Одновременно с этим заметна и определенная «подрывная работа», которую Рамалла ведет в отношении возможной будущей сделки, пытаясь настроить Иорданию против инициативы США. В то время как Каир вовлечен в практическое решение проблем Газы и межпалестинские переговоры, Амман несколько отошел на второй план в числе региональных посредников, чем не очень доволен. Учитывая позицию королевства, на него оказывается целенаправленное давления, в котором попытки создать иллюзию покушения на статус Иерусалима чередуются с намерением внести разлад в контакты с Вашингтоном.

52.28MB | MySQL:103 | 0,632sec