Роль государственных структур в незаконных поставках оружия в страны Ближнего Востока и Северной Африки

Если мы поднимаем тему незаконных поставок оружия в регион Ближнего Востока и Северной Африки, то следует первоначально четко констатировать один бесспорный тезис. В данных операциях принимает участие в качестве покупателя этого оружия исключительно структуры того или иного государства в рамках материально-технического снабжения лояльных себе сил в ходе того или иного локального конфликта. Применительно к нынешней ситуации надо отметить, что основными покупателями условно «советского» оружия являются КСА, ОАЭ, Катар, Египет и США. Причем последние в настоящее время такую деятельность сильно сократили, поскольку отказались от закупок «советских» образов оружия в рамках попыток создать некую альтернативную от исламистов силу сопротивления в Сирии. Условно, концом такой программы стал отказ президента США Д.Трампа в прошлом году от соответствующей программы ЦРУ США и выход на единственный на сегодня алгоритм действия американцев на сирийском направлении в рамках поддержки исключительно курдских отрядов. Таким образом, говорить сейчас применительно именно к американцам о каких-то незаконных операциях по торговле оружием было бы натяжкой. Курды точно по объему поставок не являются центральными субъектами в этой деятельности. Отметим также, что синхронно резко снизилось и количество рейсов зафрахтованных грузовых самолетов из Болгарии, Украины, и Сербии (в данном случае часть оружия идет через хорватские фирмы) в КСА и ОАЭ, а уже оттуда в Сирию через Турцию, а также в Ливию и Йемен. И объясняется это простым фактом: такие «сирийские» рейсы в основном были обусловлены именно программой США по подготовке сирийской оппозиции. В 2015 году, на который пришелся пик активности в рамках этой американской программы, таких рейсов было зафиксировано порядка 68. И с каждым годом их число неуклонно снижалось. Отметим, что собственно вместо той же Болгарии или Хорватии Саудовская Аравия более активно в последнее время в такой своей деятельности старались использовать альтернативные площадки, и прежде всего азербайджанскую. Ряд данных независимых экспертов, которые подтверждаются документально, говорит о том, что с  2015 по первую половину 2017 г. Азербайджан начал активные поставки вооружений, которые через военные ведомства и компании Саудовской Аравии и США доставлялись в Йемен и Сирию. При этом Баку только наращивал экспорт. И если в 2016 году Азербайджан перепродавал, скорее всего, в КСА болгарское оружие, то в 2017 начал поставки в зоны конфликтов на Ближнем Востоке вооружений собственного производства. В этой связи отметим один нюанс: не так много в Азербайджане своего «советского» оружия для того, чтобы наращивать его экспорт. Поэтому более правдоподобной выглядит версия о том, что азербайджанская площадка используется для переброски закупаемого КСА оружия в Болгарии, Украине и Белоруссии. И не только, но и еще в других балканских странах и в Израиле. Рискнем предположить, что Израиль таким образом торгует с Саудовской Аравией не только оружием, но и рядом технологий в области производства беспилотников и конечно систем радиоэлектронной борьбы и прослушивания. Два последних направления являются для Эр-Рияда первоочередными, если мы говорим в принципе о каком-то сотрудничестве между Израилем и КСА в области безопасности. В общем, в данном случае Азербайджан используются как «прокладка» для камуфлирования такого рода операций, которые по понятным причинам несут для Эр-Рияда серьезные репутационные риски. Одновременно скрываются основные поставщики оружия из числа стран НАТО. При этом роль Баку сводится исключительно к предоставлению своих логистических каналов для доставки такого оружия и технологий. Всего за три года с 2015 по 2017 гг. государственная авиакомпания Азербайджана Silk Way Airlines совершила 350 доставок вооружений. Каждый раз под дипломатическим прикрытием в КСА доставлялись десятки тонн вооружений, в том числе для радикальных исламистов в Сирии. Как следует из раскрытых документальных данных, за 2016 год азербайджанцы осуществили всего шесть рейсов на базу «Принц Султан» в КСА. Естественно чаще всего с залетом в болгарскую Варну (там шла основная загрузка зарядами для РПГ), но в ряде случаев отправителем было Министерство обороны Азербайджана. Всего за 2016 год из Азербайджана в Саудовскую Аравию могли доставить, по оценке экспертов, около 8,5 тыс противотанковых гранатометов РПГ-7. В 2017 году есть данные только об одном полете в Саудовскую Аравию из Азербайджана. 8−9 февраля прошлого года Ил-76 ВВС Азербайджана доставил прямым рейсом AZAF005 из Баку на авиабазу в Эр-Рияде 1700 120-мм минометных мин и 1000 82-мм минометных мин. Отправитель — Cihaz, получатель — Минобороны Саудовской Аравии. На вторую половину прошлого года и начало нынешнего таких данных более не поступало. Повторим, что это тенденция связывается прежде всего с тем обстоятельством, что США закончили свою программу поставок оружия сирийской оппозиции и сделали основной акцент в этом на курдах. Всего же за весь период функционирования этой программы американцы (а именно они были основными архитекторами этого процесса, а не саудовцы) таким образом переправили через Азербайджан и КСА более 10000 РПГ-7 и 80 т зарядов к ним. Акцент был сделан при этом на борьбу против бронетехники сирийских правительственных сил, но этот расчет не сработал. Таким образом очевидно, что вся эта деятельность во многом была обусловлена именно этой американской  программой, а Эр-Рияд и Баку использовались как партнеры с целью зашифровки участия в этих операциях самих США. Нельзя сказать, что на этом саудовско-азербайджанское сотрудничество в этой сфере закончилось, оно просто приобрело несколько иные акценты. 1 марта с.г. в Эр-Рияд без излишней шумихи выехала делегация силового блока Азербайджана. Визит был инициирован лично министром обороны и наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом с целью установления более тесного и продуктивного сотрудничества с Баку в рамках проведения совместных антииранских действий (имеется в том числе и тема Иранского Азербайджана с точки зрения стимулирования там сепаратистских настроений). В этой связи остановимся в основном на варианте обмена развединформацией по иранскому досье. Эр-Рияд помимо этого не имеет большого интереса к ВПК Азербайджана, который в общем-то и в годы СССР не обладал большим потенциалом. Другой вопрос, что сейчас в планах Баку построить семь-восемь оборонных заводов, и это еще одна тема для разговора с Саудовской Аравией, как потенциальным инвестором, и Израилем, как поставщиком технологий. Но все эти планы в принципе зависли в воздухе с началом нефтяного кризиса и дефицита бюджета Азербайджана и оживились только сейчас. Поэтому указанный визит делегации азербайджанских силовиков надо рассматривать как попытку КСА возобновить работу этого канала уже в большей степени в собственных интересах. Как для снабжения своих союзников в Йемене, так и в Сирии. Хотя не исключены и попытки США использовать КСА  для создания таким образом параллельного канала наряду с Иракским Курдистаном (ИК) для снабжения курдов и арабов-суннитов в Сирии в рамках реализации создания там альтернативных от Дамаска органов государственной и военной власти. Плюс конечно таким образом работает канал военной контрабанды израильского оружия в КСА. Также обратим внимание и на тот факт, что после недолгого перерыва вновь заработал балканский канал контрабанды «советского» оружия в КСА. По крайней мере, в Йемене у сил йеменских «харакат», которые находятся в орбите саудовского влияния, в прошлом месяце появились АК сербского производства. «Перерыв» в такого рода операциях был обусловлен американскими санкциями в отношении главного сербского контрабандиста оружием Слободана Тезича с начала нынешнего года. Но сейчас такие поставки возобновились (пусть и в более мелких объемах), что свидетельствует о том, что сербские посредники нашли обходные пути.
Повторим, что во всех этих случаях имеет место контрабанда оружия в ту или иную зону локального конфликта со стороны именно государств, но никак не просто автономных «третьих» лиц. И такие поставки тем или иным повстанческим группам носят условный характер незаконной контрабанды оружия, поскольку официально не нарушают никаких международных санкций. В этой связи особняком стоят ситуации в Йемене, Ливии, Сомали и Южном Судане. В Йемене фактически существуют два правительства, в Ливии и Сомали — практически по три (плюс действует международное эмбарго), в Южном Судане речь идет о жестком прессинге на Джубу в этом вопросе со стороны американцев, а значит — о консолидированной позиции Запада. При этом туда при содействии Уганды поступает украинское оружие (последняя по времени партия в июне с.г.) в обход правил на запрет реэкспорта. Поставки оружия в Ливию  для Халифы Хафтара, который командует Ливийской национальной армией (ЛНА) Палаты представителей в Тобруке, осуществляется при активном финансировании со стороны ОАЭ теми же сербскими и белорусскими посредниками. Вернее, белорусское оружие продавалось тем же С.Тезичем через свои возможности, начиная с 2015 года. Именно он вплоть до своего попадания под санкции был основным организатором таких операций и главным поставщиком оружия для Х.Хафтара. Тезич имеет ценную сеть хорошо налаженных контактов в Ливии, поскольку многие ливийские офицеры, особенно из бывшей разведки, прошли в свое время подготовку в военных академиях в бывшей Югославии. Начиная с 2015 года именно белорусское агентство оборонного экспорта («Белтехэкспорт») было и есть центральным поставщиком оружия Хафтару, и оказывает содействие деятельности Тезича  в Ливии. Сам он вел переговоры о продаже оружия от имени «Белтехэкспорта» через зарегистрированную на Кипре компанию Charso, которая была основана в 2012 году. Оружие тогда перевозилось в Ливию, особенно в аэропорт в Лабрак, который контролируют войска Хафтара, и в аэропорт Гадамес, который контролировали его союзники на тот момент из клана зинтан. Рейсы выполнялись чартерной компанией Ruby Star Airlines, которая аффилирована с «Белтехэкспортом». Согласно нашим источникам, до последнего времени часто использовался Ил-76, регистрационный номер EW-78836. Поскольку самолет курсирует между Беларусью и Ливией, он часто делал техническую остановку в аэропорту Лейпцига, где расположены объекты НАТО. Эта косвенная поддержка «Белтехэкспорта» со стороны Запада совпадает с отменой Европейским союзом (ЕС) санкций в отношении белорусской компании в начале марта 2015 года. Санкции в отношении тогдашнего его директора Александра Пефтиева были сняты в конце 2014 года. В этой связи отметим, что Тезич тогда фактически перешел на другую сторону в ливийском конфликте: до середины 2013 года он поставлял оружие ливийским исламистам. Во время своих поездок в Триполи в 2013 году он имел деловые отношения с Халедом аш-Шарифом, тогдашним заместителем министра обороны и «вторым номером» Ливийской исламской боевой группы (LIFG) Абдельхакима Бельхаджа. Запрет ООН на ливийские поездки Tезича был снят в ноябре 2013 года вплоть до новых американских санкций в конце прошлого года. В этой связи отметим, что сейчас такие поставки продолжаются, в том числе и в рамках прямых контактов Абу-Даби и Минска на уровне государственных контрактов по линии министерств обороны. Начало таким прямым контактам положили переговоры в Минске в декабре 2016 года. Отметим также, что сейчас ОАЭ несколько расширили использование в операциях по переброске оружия различные авиатранспортные компании из стран бывшего СССР. Среди них помимо указанной белорусской компании надо отметить молдавские авиакомпании Sky Prim Air и Oscar Jet, которые предоставили для таких операций два самолета: Ил-18 и Ил-76. Казахстанская авиакомпания «Южное небо» также время от времени выполняет подобные полеты. В свою очередь Катар через суданский коридор по-прежнему осуществляет поставки оружия противникам Хафтара из числа исламистов Мисураты и Триполи. Мисуратские и триполитанские кланы долгое время получали оружие вообще в виде воздушного моста из Судана, сейчас такие же потоки идут оттуда сухопутным путем. И покупают его в Болгарии, Сербии и Албании Катар и Турция. Причем турки в меньшей мере. Кстати, из Мисураты водным путем с использованием турецких судов это оружие попадает частично на Синай, где идет война между исламистами и египетскими военными.   Клан зинтан пока не имеет таких целевых спонсоров, но охотно участвует в контрабанде оружия из стран Африки в Тунис. Правда отметим, что это малая часть  контрабандного бизнеса для этого клана: в основном он переправляет в Тунис топливо низкого качества. Таким образом вопрос в дефиците поставок  оружия в Ливию не стоит.
Обратим внимание на то, что центром контрабанды во всеафриканском фактически масштабе, а также применительно к Йемену является сейчас Джибути. Хотя Сомали по-прежнему подпадает под оружейное эмбарго Совета Безопасности ООН на поставки оружия, Могадишо легко обходит его с помощью джибутийского канала. Так, например, в ночь с 22 на 23 июня с.г. из Джибути вылетел Боинг 737-4q8 с грузом в 1000 автоматов, 500 пистолетов и боеприпасами, который приземлился утром 23 июня на северной взлетно-посадочной полосе аэропорта, расположенного рядом с военно-воздушной базой Сомалийской национальной армии в Могадишо. Самолет, который с середины 2017 года эксплуатировался сирийской авиакомпанией FlyDamas (которая, как предполагается, арендует его у суданской Tarco Aviation Co), ранее несколько раз летал из Джибути в Могадишо, в том числе 14 июня, и из Хартума 12 июня, куда он прибыл из Адена 11 июня. Вот в данном случае мы имеем закамуфлированные поставки оружия в Йемен со стороны ОАЭ и КСА в том числе. Хотя это не целевые поставки: таким каналом активно пользуются и иранцы и сами йеменцы из различных лагерей. Владельцем FlyDamas, которая была основана в 2015 году, является сириец Самир аль-Дхени. Интересно, что ранее он был директором по продажам компании Cham Wings Airlines, которая попала под санкции США в декабре 2016 года по обвинению в перевозке оружия и солдат сирийском правительственной армии. Кстати, по итогам расследования Управления по контролю за иностранными активами США пришло к выводу о том, что представитель фирмы в Дубае Чам Винг играет важную роль в операциях по отмыванию валютных средств сирийскими разведывательными службами. Когда самолет FlyDamas приземлился 23 июня на базе в Могадишо, командир сомалийского спецназа полковник Ахмед Адан пытался заблокировать выгрузку оружия, но после вмешательства главы канцелярии президента Фомаджио Хасана Али Хайяре он вынужден был отступить. Затем оружие было передано главе Национального агентства разведки и безопасности (НИСА) Сомали в районе Банадира Садику Омару Хусейну «Джону» и позднее переправлено в тот же Йемен и страны Африки. Отметим также, что Джибути уже упоминалась в докладах Организации Объединенных Наций в связи с его ролью в торговле оружием с участием йеменских контрабандистов. В частности, в докладе указывалось что в феврале и марте 2013 года в порту Джибути было захвачено два контейнера с оружием, которые принадлежали Абдурабуху-Гухаду Сале Абдо (он же Абдо Рабо). По этому факту было возбуждено уголовное дело в городе Порту-Алегри в Бразилии. Тогда же было выяснено, что он осуществлял эти операции совместно с бывшим губернатором йеменской провинции Саада Фаресом Мухаммедом Хасаном Манаи и двумя бывшими директорами бразильской оружейной фирмы «Форджас Таурус» Эдуардо Пеццуола и Леонардо Сперри. Было также выяснено, что «Форджас Таурус» получил сертификат конечного пользователя на 80 000 пистолетов от начальника штаба армии Джибути Закарии Шейха Ибрагима, этого количества было бы достаточно для оснащения каждого военнослужащего армии Джибути пятью единицами такого оружия. При этом экспортный сертификат был выдан на фирму «Матрикс», которой руководит Абдо Рабо. В качестве конечного получателя груза была указана фирма Mahdouda (Джибути), которая аффилирована с Фаресом Манаи и его сыном Адибом. Фирма формально рыболовная, что позволяет ей держать флотилию шхун для переброски этого оружия в Йемен морем. Интересно, что оба они являются сторонниками мятежников-хоуситов в Йемене и самыми известными контрабандистами оружия. Причем еще с времен президента А.А.Салеха. Самым же крупным их контрагентом со стороны Сомали выступает бывший директор НИСА (с мая 2011 года по март 2013 года) Ахмед Муаллим Фики, который имеет и джибутийский паспорт. В настоящее время он является членом сомалийского парламента и регулярно посещает Сомали, Джибути, Иран, Турцию и Ливан.
Таким образом, можно констатировать, что незаконные поставки оружием не имеет конкретного адресата и выгодополучателя: в ней участвуют многие государственные деятели тех или иных стран в зависимости от складывающейся ситуации. И без ликвидации этого обстоятельства говорить о какой-то эффективной борьбе с этим явлением малопродуктивно.

62.87MB | MySQL:102 | 0,724sec