Президент Ирана Хасан Роухани и его правительство в центре нападок конкурентов

После вступления в силу нового пакета санкций США против Исламской Республики Иран экономические проблемы в стране ежедневно усугубляются, что не может не сказываться на внутриполитической атмосфере и грозит новыми потрясениями. Многие, однако, видят причину всех проблем не в санкциях, а в неправильном управлении и неэффективной работе правительства. Среди сторонников подобных взглядов и верховный лидер Ирана Али Хаменеи, который в своем выступлении 13 августа в Тегеране заявил: «Экономические эксперты и многие официальные лица считают, что причина экономических  проблем не является иностранной, она – внутренняя. Не то, чтобы санкции не имели никакого влияния, но главным фактором является то, как мы с ними справляемся». По его мнению, если управление в стране будет эффективным, своевременным и сильным, то вред от санкций будет значительно меньше.

Отметим, что система власти в ИРИ предусматривает согласование политического и экономического курса исполнительной власти с верховной властью страны. Верховный лидер поддерживал кандидатуру Хасана Роухани на пост президента, что можно расценивать как одобрение его подходов к управлению. Однако, в данной своей речи он заявил, что переговоры по СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) были ошибкой, и признал в этом свою собственную вину, и объявил: «Так же, как Имам (Хомейни) запретил переговоры с Америкой, я так же запрещаю».

В рамках шагов по борьбе с экономическим кризисом, верховный лидер распорядился о создании специальных судов по модели постреволюционных, которые будут рассматривать дела об экономических преступлениях и коррупции, решения которых не должны оспариваться и исполняться неукоснительно. В результате этого приказа, представитель иранской судебной власти объявил, что десятки правительственных чиновников, а именно 67 человек, были арестованы по обвинению в коррупции, часть из них была освобождена по поручительству. Более 100 обвиняемым, включая государственных и негосударственных служащих, а также правительственных чиновников, было запрещено покидать страну.

Некоторые западные информационные агентства интерпретировали слова верховного лидера в качестве критики в адрес Хасана Роухани, в то время, как А.Хаменеи признал собственную ответственность за провал СВПД. Это не единственный случай, когда антиправительственные и западные СМИ используют высказывание иранских чиновников против президента. Так, например, в качестве нападок на Хасана Роухани были представлены слова военного советника верховного лидера Яхьи Рахима Сафави. Выступая на церемонии, посвященной военным врачам, Я.Сафави осудил деструктивные действия некоторых СМИ, осветивших его речь в неполном и перевернутом виде, и обвинил их в подрыве авторитета правительства в нынешних чувствительных обстоятельствах, вопреки национальным интересам. «Сегодня, когда чертовый треугольник — США, сионистский режим и саудовский режим, стремится подорвать авторитет Исламской Республики и посеять недовольство, разочарование и безнадежность среди иранского народа, и благодаря усилиям верховного лидера, руководители всех сил власти объединились для противостояния американской экономической войне против Ирана. Наш долг объединиться и координировать действия для помощи уважаемому правительству и другим органам власти в решении экономических проблем, чтобы нейтрализовать планы врага по экономической и психологической войне».

Яхья Рахим Сафави имел в виду недавний инцидент, когда в одном из своих высказываний он отметил: «Люди идут в департаменты, организации и муниципалитеты, но их проблемы не решаются, и эти проблемы создают неудовлетворенность. Контрреволюция сразу же злоупотребляет этим фактом, и убеждает недовольных людей в том, что часть этого недовольства вызвана неэффективностью властей. Иногда кажется, что если правительство не будет существовать, страна будет управляться лучше». Эти слова были опубликованы на сайте  консервативного агентства Fars News, аффилированного к КСИР, в июне текущего года в связи с водным кризисом, вызвавшим акции протестов в некоторых южных провинциях Ирана, однако, вскоре запись была удалена со всех иранских источников. Тогда, пресс-секретарь правительства Мохаммад Багер Ноубахт назвал это частным мнением Сафави, отметив, что «он не выражает официальное мнение органа, в котором он служит, что, конечно же, отражает свободу выражения мнений в стране».

Тем не менее, консервативные силы продолжают искать компромат на реформистского президента для обоснования требования его отставки. В качестве аргумента на сей раз был приведен доклад специального комитета по расследованию наличия двойного гражданства у правительственных чиновников. В ходе открытого заседания Меджлиса 28 августа член следственного комитета Абольфазль Тораби заявил, что один чиновник «очень высокого и важного уровня» имеет, помимо иранского, и британское гражданство.  По его словам, за время учебы в Шотландии этот чиновник успел получить и гражданство Великобритании. Хотя имена во время заседания не назывались, очевидно, что речь идет о президенте ИРИ, т.к. именно Хасан Роухани получал юридическое образование в университете Глазго. Подобные обвинения звучали и после его победы на президентских выборах 2013 года, однако вскоре вопрос был закрыт.

В докладе также говорится, что «многие дети» должностных лиц, которые из-за рождения или проживания в зарубежных странах имеют гражданство этих стран, и занимаются экономической деятельностью или работают в этих странах. Среди них сыновья министра иностранных дел, министра нефти и некоторых советников и помощников президента. Следует отметить, что часть иранских граждан, которые имели возможность получить образование на Западе, в частности, в Канаде и европейских странах, стремятся получить гражданство этих стран, однако не афишируют и пытаются скрыть данный факт. Дело в том, что перманентные экономические сложности, внутриполитическая борьба и давление со стороны Запада, внушают опасения по поводу стабильности режима среди обычных граждан, и многие из них в ожидании серьезных потрясений готовят почву для того, чтобы покинуть страну в случае возможного кризиса.

В наличии британского и канадского гражданство обвиняется и Маджид Омрани, который по утверждениям некоторых источников, является сыном президента, однако заместитель Х.Роухани Хассам аль-Дин Ашна опроверг эти сведения.

О существовании Маджида Омрани долгое время не было известно. Он проживал в Великобритании, но после избрания Х.Роухани на пост президента, вернулся в Иран, устроился на работу в президентском аппарате, и, как пишут некоторые «желтые издания», он прекрасно подходил на роль «третьего уха» для президента, и в результате доносов М.Омрани Х.Роухани увольнял каждого, кто критиковал его за спиной.

Маджид Омрани неожиданно покидает Иран и возвращается в Великобританию перед президентскими выборами 2017 года. Тогда Конгресс США заявил, что дискуссия по поводу санкций будет возобновлена по итогам президентских выборов. После избрания Х.Роухани на второй президентский срок, М.Омрани вновь возвращается в Иран и занимает должность в системе безопасности. Вероятно, что именно ему принадлежит портал amadnews.com, который имеет доступ к множеству секретных документов, в том числе в области безопасности, не подвергается «фильтру» и цензуре. О деятельности Маджида Омрани и его контактах в Великобритании совершенно ничего не известно, о нем нет официальной информации и в иранских источниках, что дало почву для журналистов обвинить его и в связях с британскими спецслужбами.

Недавно М.Омрани стал фигурантом скандального инцидента. Неофициальные источники и социальные сети распространили информацию о том, что М.Омрани в ходе спора с одним из сотрудников президентского аппарата Резой Хеммати толкнул его, в результате чего последний упал с лестницы и от удара головой попал в кому, а через шестнадцать дней умер в больнице. Свидетели происшествия по личному распоряжению президента были сразу же задержаны в одной из комнат. Согласно тем же источникам, Х.Роухани пригрозил главе судебной власти, командующему КСИР и армии, которые попытались использовать данный инцидент против президента, что если информация дойдет до общественности, то он раскроет все секретные сведения о незаконной деятельности этих организаций. Было объявлено, что смерть чиновника наступила в результате несчастного случая.

Учитывая недовольство парламента экономической ситуацией в стране Хасан Роухани впервые за последние пять лет посетил Меджлис с целью ответить на вопросы депутатов в соответствии с законом о подотчетности должностных лиц. Представители «Фронта устойчивости», в который входят бывшие члены правительства Махмуда Ахмадинежада, и их сторонники намеревались помешать президенту отвечать на вопросы, и не дать ему довести свою речь до конца, но им это не удалось.

Президент ответил на пять вопросов, волнующих иранское общество: в чем причина безработицы, о проблемах в банковском секторе, причинах падения курса национальной валюты, почему потрясения происходят в условиях, когда люди не ожидают? В своей речи Х.Роухани в первую очередь выразил негодование тем, как всего за несколько месяцев надежды народа так быстро изменились и появились сомнения по отношению к правительству, ведь последние четыре с половиной года экономическая статистика росла вверх, а сейчас появились новые условия.

Он призвал парламентариев как можно скорее утвердить банковские законы, «которые влияют на наши банковские отношения». Противостояние Меджлиса с правительством обострилось после того, как оно представило пакет из четырех законов по борьбе с отмыванием денег, предусматривающих конституционные изменения с целью вывода страны из черного списка FATF. Однако, Совет стражей Конституции отклонил законопроекты, т.к. они противоречат положениям шариата и конституции, и вернул их в парламент. Что касается устранения безработицы, то президент поддержал программу своего кабинета в данной сфере. Он также отметил, что вопросы внешней политики, социальные и даже ментальные проблемы, больше влияют на рост цен, чем экономические аспекты. Говоря о дальнейшей судьбе СВПД, Хасан Роухани заявил, что у Ирана есть «третий путь» в случае, если европейские страны так же выйдут из договора. Он не стал раскрывать подробности, но отметил, что если будет необходимо, то он огласит третий вариант действий.

Президент попросил всех критиков, не заявлять о том, что страна находится в кризисе: «Страна не в кризисе, в некоторых случаях мы на грани его угрозы, но в стране нет кризиса. Разрушение приносит разрушение, очернение делает жизнь людей черной», — сказал президент. Во второй части своей речи Х.Роухани неоднократно призывал к «единству», «братству» и «сосуществованию» трех ветвей власти Исламской Республики и сказал: «Другого пути нет». В конце своего выступления он добавил, что правительство увеличивает свои валютные резервы «на месяцы и годы вперед», поэтому акции в настоящее время не используются. Тем не менее, все ответы президента, кроме ответа о банковских санкциях, не удовлетворили парламентариев, и они выразили свое недовольство деятельностью правительства.

Экономическое положение в стране обсудил и Совет экспертов 4 сентября на своем пятом заседании. Примечательно, что в это время президент Х.Роухани находился в городе Ассалуйе на открытии нового нефтяного проекта и как глава исполнительной власти не мог присутствовать на заседании, в котором принимали участие руководители всех ветвей власти. Было объявлено, что президент не принял приглашение на участие в заседании, за что передал Совету свои извинения, однако пресс-секретарь Совета Ахмад Хатами заявил, что лучше бы президенту отложить свои извинения и явиться на заседание, т.к. это хорошая возможность выступить с разъяснениями в связи с экономическим положением. В качестве докладчиков выступали главы законодательной и судебной власти, которые представили проекты по борьбе с коррупцией и решения экономических проблем. Подробности обсуждений неизвестны, т.к. после выступления председателя Совета экспертов Али Джаннати журналистов попросили покинуть зал, и заседание продолжилось за закрытыми дверями.

Пока иранские политики ищут виноватых в сложившейся ситуации, курс доллара достиг 13000-15000 туманов. Иранским властям необходимо предпринять срочные и решительные меры. Однако, наличие разногласий лишь осложняет процесс принятия решений, как, например, это произошло с принятием законопроектов для присоединения к FATF. Плеяду критиков Хасана Роухани возглавляет бывший президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад, который требует отставки действующего главы исполнительной власти, а также бывшие члены его правительства, которые не имеют никаких полномочий и власти в стране. Однако, их риторика активно используется в качестве пропаганды для давления на иранское руководство и распространение антиправительственных настроений.

Тем временем, ожидается, что некоторые страны прекратят покупку иранской нефти. Об этом уже заявили японские компании. Они ищут альтернативу нефти из Ирана, вместе с тем, пытаясь договориться с Вашингтоном о послаблениях в этом вопросе. О своей решимости продолжать импортировать иранскую нефть заявили Турция и Китай, готовые на конфронтацию с США.

62.87MB | MySQL:102 | 0,557sec