К итогам 6-го саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ)

3 сентября с.г. в Чолпон-Ате (Кыргызстан) прошло 6-е заседание Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), в который входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турция (создан в 2009 году согласно решению так называемого Нахичеванского соглашения). Соответственно, указанные страны были на мероприятии представлены на уровне глав государств. Кроме того, почетными гостями стали президенты Узбекистана и Венгрии. По итогам мероприятия была подписана совместная декларация, а, кроме того, был принят проект Концепции об интеграции тюркоязычных государств.

Обратимся к тем «месседжам», которые отправил своим тюркоязычным коллегам президент Турции Р.Т.Эрдоган, оставив в стороне вводные реплики о растущей роли тюркоязычных государств в международной системе, а также о количественных показателях Центральной Азии (как то, население – 70 млн чел., и ВВП – 350 млрд долл.), которые явно не добирают до своего истинного потенциала.

  1. Р.Т.Эрдоган охарактеризовал использование доллара США в качестве барьера для развития международной торговли. Привычным образом, прозвучал призыв о переходе в торговле на национальные валюты.
  2. Турецкий президент упомянул о том важном значении, которое придается Турцией развитию транспортного коридора Восток – Запад, который выходит за географические пределы Кавказа и Центральной Азии. Таким образом, по словам Р.Т.Эрдогана, «поезд, стартующий из Западной Европы может напрямую достичь побережья Каспийского моря и оттуда, через порт Актау – Шанхая». Этот путь охарактеризован им как важный, сулящий благосостояние народам всех стран.
  3. Другим важным направлением сотрудничества турецкий лидер назвал энергетику, среди флагманов которой нефтепровод Баку – Тбилиси — Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси — Эрзурум. Как напомнил Р.Т.Эрдоган, так называемый Южный газовый коридор был введен в эксплуатацию в июне с.г. (строго говоря, частично – В.К.).
  4. Призыв к совместной борьбе с так называемой террористической организацией Фетхуллаха Гюлена прозвучал в данной аудитории далеко не дежурным образом, с учетом того обстоятельства, что сама же Турция и продвигала в страны региона гюленовские школы. Которые, к примеру, очень хорошо «зацепились» за Казахстан, где значительная часть нынешнего руководства и элиты является выпускниками этих учебных заведений. В этом смысле, турецкий лидер похвалил те шаги, которые в последнее время начали предприниматься со стороны Узбекистана.
  5. С целью передачи всех образовательных проектов в регионе, Турцией был создан специальный фонд (вакыф – В.К.) «Маариф», целью которого является укреплять отношения стран в сфере образования, в т.ч. через открытие своих школ. Турецкий лидер призвал все страны-участницы Совета оказать помощь Фонду.
  6. Не называя США «по имени», турецкий лидер отметил, что есть в мире страны, которые, при решении международных проблем, вместо языка дипломатии, диалога и инклюзивности, используют «угрозы, давление и шантаж». В числе мер, предпринимаемых такими странами, президентом Р.Т.Эрдоганом были упомянуты «торговые ограничения, таможенные пошлины и санкции». При этом ранее подписанные, на протяжении ряда лет являющиеся «достоянием», соглашения могут сегодня становиться «бессмысленными».
  7. В отличие от «неназванного государства», Турция, по словам Р.Т.Эрдогана защищает диалог, дипломатию, справедливость и право. И здесь турецкий руководитель заявил о том, что тюркские государства, через свое сотрудничество и солидарность, вносят свою лепту в то, чтобы международная система функционировала бы на основе принципов справедливости.
  8. В качестве объединяющих факторов для стран региона президент Эрдоган, кроме общности языка, истории, культуры и традиций, назвал решимость вместе строить будущее, основанное на «безопасности и процветании».
  9. Разумеется, в ходе выступления Р.Т.Эрдоганом была озвучена и проблема Нагорного Карабаха, по которой он, привычным образом выразил поддержку Азербайджану. Важным направлением сотрудничества для тюркского мира турецким лидером был назван Северный Кипр.

Итак, подводим черту под изложенным выше. Нельзя сказать, чтобы мероприятие получилось прорывным или пестрело бы громкими заявлениями. Однако, Совет тюркоязычных государств существует в своей повестке и, что самое главное, со своими интеграционными проектами, среди которых особенно выделяется инфраструктура. А она, в итоге, определяет очень многое, включая торгово-экономические и гуманитарные связи между странами. В этом смысле, политика Турции по попытке взять под свое «крыло» или «агабейлик» Кавказ и Центральную Азию отнюдь не изменилась. Хотя, в нынешней реальности экономического кризиса для Турции проводить активную экспансию в регион является слишком дорогим удовольствием. И тут на помощь ей может прийти «мягкая сила», к примеру, в виде экспорта турецкой кинопродукции, которая при относительно небольших затратах (по сравнению со строительством железных дорог или мостов) обеспечивает большой результат в виде повышения привлекательности своей культуры и образа жизни. Можно, по-разному, относиться к США, но американские фильмы смотрят все. Сегодняшняя реальность региона такова, что турецкие сериалы смотрит весь Кавказ и вся Центральная Азия. И на этой поляне Турции нет конкурентов и это не может не приносить свои плоды и далеко не только в виде кассовых сборов от просмотра.

62.82MB | MySQL:102 | 0,578sec