Реакция в Израиле на развитие ситуации после гибели в Сирии самолета Ил-20 ВКС РФ

После того, как 17 сентября 2018 года в районе сирийской Латакии в результате действий израильских истребителей F-16 был сбит разведывательный самолет Ил-20 ВКС РФ, в результате чего погибли 15 российских военнослужащих, между Россией и Израилем установились напряженные отношения.

В Израиле активно, в основном на экспертном, а не официальном, уровне обсуждали заявление министра обороны РФ Сергея Шойгу от 24 сентября. В нем были обозначены основные шаги, которые Россия собирается предпринять относительно ситуации в Сирии.

Во-первых, Россия передаст сирийской армии зенитно-ракетный комплекс С-300. Во-вторых, обновит электронные возможности сирийских зенитных батарей и поднимет их до уровня российских зенитных комплексов, размещенных в Сирии ранее. В-третьих, заблокирует системы спутниковой связи, связанные с радиолокационными системами, установленными на истребителях, которые летают над Сирией и Восточным Средиземноморьем.

Отмечается, что С.Шойгу не упомянул конкретно «израильтян», но выразил уверенность в том, что всех этих мер будет достаточно, чтобы «охладить горячие головы [в Израиле] и предотвратить неосмотрительные действия, угрожающие нашим [российским] военнослужащим». В противном случае России придется отвечать в соответствии с текущей ситуацией.

Израильское издание Debka, ссылаясь на свои источники в военных и разведывательных кругах, пишет о том, что это заявление С.Шойгу стало беспрецедентным в военной истории, и не только Израиля и ближневосточного региона, когда одна из двух супердержав открыто объявляет электронную войну одному из государств. «В этом не может быть никаких сомнений. Это российская электронная война против ЦАХАЛа, израильских военно-воздушных и морских сил». Тем самым Россия не оставляет иного выбора Израилю как принять вызов и ответить.

Теперь, когда эта война объявлена, у премьер-министра Биньямина Нетаньяху и начальника генштаба Гади Айзенкота есть три варианта:

  1. Найти способ выхода из конфронтации с Россией. Такое развитие событий было реальным до 24 сентября, однако министр обороны России лишил Израиль этой возможности своим объявлением войны. Израиль и ЦАХАЛ не могут прекратить наносить удары по иранским целям в Сирии, потому что это будет явным поражением Израиля в борьбе с Ираном и «Хизбаллой». Б.Нетаньяху и Г.Айзенкот могут быть более осторожными и избирательными в планировании атак.
  2. Электронная война между Россией и Израилем не является чем-то новым. Она началась 36 лет назад, в 1982 году, когда израильские военно-воздушные силы атаковали и уничтожили всю сирийскую зенитную систему, развернутую советскими специалистами в ливанской долине Бекаа. Нынешняя электронная война в Сирии началась 11 лет назад в 2007 году, когда израильские самолеты уничтожили ирано-северокорейско-сирийский плутониевый реактор в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. Тогда израильские самолеты использовали систему, известную в военных кругах как «Сутер», которая ослепила радарные установки и позволила самолетам достичь своих целей без возможности их обнаружения.

По данным израильских военных источников, российские эксперты в области электронной борьбы пытались найти способ противодействия этой израильской системе, но каждый раз, когда они думали, что преуспели в своей миссии, Израиль и израильские ВВС доказывали им, что новые израильские электронные разработки опережают и превосходят их решения. Главная проблема, стоящая сейчас перед ЦАХАЛом, ВВС и военно-морскими силами, заключается в том, что в прошлом электронное противостояние между Россией и Израилем всегда было сосредоточено вокруг одной определенной цели, а теперь это обширный фронт, включающий территорию всей Сирии и Восточного Средиземноморья. У Израиля нет оперативного опыта в области ведения радиоэлектронной борьбы на таких пространствах.

  1. С размещением ЗРК С-300 в Сирии Израиль может им противостоять, т.к. на протяжении нескольких лет имел возможности испытывать эти комплексы, однако с объявлением Россией электронной войны у Израиля и ЦАХАЛа не остается выбора, как обратиться к Соединенным Штатам[i].

В Израиле не утихают споры, и не прекращается поток версий относительно случившегося и прогноза развития отношений между Израилем и Россией. Как правило, свою точку зрения высказывают бывшие высокопоставленные должностные лица из военных и дипломатических кругов.

По мнению Цви Магена, бывшего посла Израиля на Украине и в России, ныне старшего научного сотрудника Института исследования национальной безопасности (INSS), в российско-израильских отношениях напряжение будет только нарастать. Эксперт считает, что в России сформировались две явные партии: одна довольна тем, что Израиль выполняет за Россию работу и борется с  Ираном, в то время как другая рассматривает Иран в качестве союзника[ii].

Как считает Ц.Маген, кризис между Израилем и Россией, разразившийся в результате того, что российский военный самолет был сбит над Сирией, заранее «просчитанный и искусственный, не связан с реальностью или фактами, потому что русские хотят выплаты». «Не имеет значения, что делает Израиль. С того момента, когда другая сторона добивается кризиса, нет способа его предотвратить». Российские «СМИ обвинили Израиль прямо в день катастрофы своевременно и в срежиссированной манере, преисполненной антисемитизма. Это было не случайно».

Ц.Маген, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что российское оборонное ведомство не изменило свою позицию, даже после того, как в Москву приехал командующий ВВС Израиля генерал-майор Амикам Норкин, чтобы представить данные израильского расследования инцидента.

Рассуждение израильского эксперта строится следующим образом. Российский самолет был сбит сирийскими зенитными ракетами, в попытке отразить израильскую атаку по Латакии. В воскресенье русские утверждали, что Израиль не оповестил их заблаговременно и «дезинформировал» российское командование о точном месте атаки. Минобороны России полностью возложило вину на Израиль за то, что их самолет был сбит. Однако выводы, представленные А.Норкиным, свидетельствуют о том, что Израиль заблаговременно предупредил Россию и полностью выполнил условия «соглашения об устранении конфликтных ситуаций» между Израилем и Россией.

Несмотря на это «после того, как завершились встречи, они [русские] выдвинули против Израиля те же обвинения, что и в день крушения самолета». «Правда, [президент России Владимир] Путин занял более умеренную позицию, играя роль ответственного взрослого. Но до того момента неясно, была ли это действительно его позиция или нет, или это был скоординированный гамбит между ним и министром обороны России [Сергеем] Шойгу, где один играл хорошего полицейского, а другой – плохого полицейского».

Ц.Маген утверждает, что по отношению к Ирану в российском политическом истеблишменте существует две партии. Одна «рассматривает его [Иран] как угрозу и в определенной степени радуется тому, что Израиль за Россию выполнил работу в отношении Ирана в Сирии. Российское оборонное ведомство, с другой стороны, как обычно, рассматривает иранцев как, своего рода, союзников против США и Запада. Поэтому оно не радо действиям Израиля против Ирана в Сирии». Кроме того, спустя три года после вступления в войну в Сирии, Россия хочет все закончить и уйти. Однако, деятельность Израиля, который дестабилизирует Сирию, является тому препятствием.

Следовательно, в представлении эксперта нынешний кризис с Россией вокруг сбитого самолета был создан искусственно и призван помочь России достичь поставленных целей. И вообще, по подсчетам эксперта «у русских в Сирии только 16 самолетов, что очень мало, и они [русские] знают, что Израиль может нанести им серьезный ущерб, и к нему [Израилю] следует относиться серьезно. Они не хотят другого столкновения».

Бывший министр обороны и министр иностранных дел, а также бывший посол Израиля в США Моше Аренс (по образованию авиационный инженер) говорит о том, что приобретение Башаром Асадом систем противовоздушной обороны усугубило шаткую ситуацию, что сделало случайное попадание ракеты в самолет почти неизбежным. Шаги, направленные на предотвращение конфликта между воздушными судами, принадлежащими различным вооруженным силам, которые действуют в одном и том же воздушном пространстве, в любом случае представляют собой сложный механизм. От обеих сторон требуется скрупулезное следование букве соглашения, что почти не оставляет места для ошибки. Таковыми и были договоренности, заключенные между Москвой и Иерусалимом, которые на протяжении многих месяцев позволяли ВВС Израиля использовать воздушное пространство Сирии для нанесения ударов по иранским объектам на ее территории.

То, что было сложным, стало практически невыполнимой миссией из-за участия Башара Асада, «сирийского партнера Путина». М.Аренс не сомневается в том, что если бы у В.Путина был выбор, то он предпочел бы другого партнера, надежного и ответственного. Но у В.Путина такого выбора не было. Преследуя цель установить российские воздушные и военно-морские базы в Сирии, российскому президенту пришлось принять Б.Асада в качестве неотъемлемой части сделки. «Они стали близкими союзниками, поскольку Россия сыграла важную роль в восстановлении власти Асада над большей частью территории Сирии с помощью своих военно-воздушных сил, инструкторов и наемников. Им даже пришлось смириться с присутствием Ирана в Сирии, как с частью сделки».

Эта неустойчивая ситуация сильно усугубляется приобретением Башаром Асадом ЗРК С-300. Не имея эффективных военно-воздушных сил, он превозносит значимость противовоздушной обороны в попытке противостоять угрозе, исходящей для него от израильских ВВС. «Каждая израильская атака в сирийском небе сопровождается напыщенными заявлениями, в которых сообщается о перехвате сирийскими силами израильских ракет, выпущенных по иранским объектам на территории Сирии». За исключением сбитого уже в израильском воздушном пространстве F-16 в момент его возвращения с операции в Сирии, сирийцам особенно и нечего было предъявить.

Дамаск постоянно пытается модернизировать свою систему противовоздушной обороны путем добавления более современного российского оборудования. До сих пор Москва не соглашалась предоставить Сирии новейшие зенитно-ракетные комплексы. Они могут представлять собой повышенную угрозу для израильских самолетов. Но «не понятно, будут ли они эффективнее против ВВС Израиля».

Российские инструкторы глубоко вовлечены в работу сирийских систем ПВО. При этом неясно, насколько они могут контролировать действия своих сирийских подопечных. По словам М.Аренса, сирийский ответ на действия израильских самолетов в воздушном пространстве Сирии, по-видимому, представляет собой массированный беспорядочный запуск зенитных ракет практически во всех направлениях. Очевидно, что ракета, сбившая российский самолет, была частью такой беспорядочной стрельбы.

М.Аренс задается вопросом – «кто запустил ракету, сбившую Ил-20 – сирийский военный или его русский инструктор?» И допускает, что об этом уже никогда не станет известно. Кто бы это ни был, он не попытался идентифицировать цель. Тогда как один взгляд на экран радара позволил бы определить, что медленно движущийся, пропеллерный самолет явно не был истребителем. Вывод М. Аренса – «такая небрежность или отсутствие профессионализма могут быть типичными для действий сирийской системы противовоздушной обороны, даже под российским контролем».

С учетом того, что в прошлом Россия отрицала даже использование Асадом химического оружия, вовсе не стало неожиданностью, что российские представители попытались возложить вину за трагический инцидент на Израиль и полностью сделать невиновными сирийцев, которые сбили российский самолет. Тем не менее, следует ожидать, что теперь российские военные обратят более пристальное внимание на то, как работает сирийская система ПВО, и попытаются сделать все возможное, чтобы улучшить ситуацию, а будет ли этого достаточно для того, чтобы все эти меры предотвратили подобные инциденты в будущем, еще предстоит увидеть[iii].

[i] Россия объявила электронную войну Израилю и ЦАХАЛу в Сирии и восточном Средиземноморье // «Дебка». 24.09.2018. URL: https://www.debka.co.il/רוסיה-הכריזה-על-מלחמה-אלקטרונית-נגד-יש/ (на иврите)

[ii] Бывший посланник: израильско-российский кризис искусственный, обусловленный антисемитизмом // «Исраэль гайом». 25.09.2018. URL: http://www.israelhayom.com/2018/09/25/former-envoy-israel-russia-crisis-artificial-driven-by-anti-semitism/ (на англ. яз.)

[iii] Сирийский партнер Путина делает сложную ситуацию невозможной // «Гаарец». 26.09.2018. URL: https://www.haaretz.com/opinion/.premium-putin-s-syrian-partner-1.6509249/.premium-putin-s-syrian-partner-1.6509249 (на англ. яз.)

52.27MB | MySQL:103 | 0,513sec