Министр обороны Израиля А.Либерман о положении в Сирии

Министр обороны Израиля Авигдор Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль») посетил в четверг контрольно-пропускной пункт «Кунейтра» на границе Израиля с Сирией, который остается закрытым уже несколько лет, с тех пор как боевые действия между организациями вооруженной сирийской оппозиции с одной стороны и правительственной сирийской армией и ее союзниками с другой приблизились к границе Израиля. Ранее контрольно-пропускной пунт «Кунейтра» служил для прохода сохраняющих сирийское гражданство друзов, живущих в четырех крупных селах на севере Голанских высот  (Маждаль-Шамс, Буката, Масада и Эйн-Киния), перешедший в результате Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля, которые направлялись в Сирию, например, на учебу, а также прохода сирийских друзок, которые выходили замуж за друзов Голанских высот и переселялись в Израиль. Следует пояснить, что непосредственно к востоку от КПП «Кунейтра» на сирийской территории находится большое друзское село Хадер, которое исторически было связано с четырьмя друзскими селами, находящимися сейчас под контролем Израиля. Семейные связи между жителями этих пяти эти сел сохраняются до сих пор.

Министра обороны Израиля сопровождали в его поездке на Голанские высоты командующий Северным военным округом генерал-лейтенант Йоэль Старик и другие высокопоставленные офицеры ЦАХАЛа, которые представили ему отчет о ситуации на сирийско-израильской границей. В частности они продемонстрировали на месте министру Авигдору Либерману принципиальную готовность контрольно-пропускного пункта «Кунейтра» к возобновлению работы в прежнем режиме в связи с прекращением боевых действий на сирийской стороне границы.

В ходе этой рабочей поездки Авигдор Либерман встретился с израильскими журналистами, которым он в частности сказал: «Нас (израильское правительство – В.Ч.) интересует только обеспечение безопасности граждан Израиля. Сам по себе тот факт, что мы прибыли сюда (…) и то, что подразделения войск ООН (UNDOF – «Силы ООН по наблюдению за разъединением» — В.Ч.) начали действовать и патрулировать при поддержке ЦАХАЛа  (в сентябре 2014 под натиском боевиков исламистской организации «Джебхат ан-Нусра» войска ООН прекратили патрулирование нейтральной зоны на границе Израиля и Сирии, оставили свои позиции и эвакуировались в Израиль – В,Ч.), говорит о том, что мы готовы к открытию этого контрольно-пропускного пункта, как это было прежде, и сейчас мяч находится на поле сирийцев. С точки зрения возможности пустить в эксплуатацию контрольно-пропускной пункт, а также с точки зрения безопасности и административной точки зрения все готово и решено».

C точки зрения Израиля израильско-сирийская граница, которая была до начала гражданской войны в Сирии самой тихой границей  Израиля, несмотря на то, что с момента провозглашения независимости еврейского государства в 1948 году Сирия находится с ним в состоянии войны, снова должна стать такой. «Я еще раз повторяю, что мы будем следить за скрупулезным выполнением всех пунктов соглашения о разделении сил от 1974 года. Мы проверяем себя изо дня в день, мы поддерживаем повседневную связь с военнослужащими UNDOF, находящимися здесь рядом с нами. (…) Я надеюсь, что жизнь здесь вернется к нормальной рутине, — сказал по данному поводу Авигдор Либерман.

На вопрос, является ли заявление израильского руководства о готовности открыть контрольно-пропускной пункт «Кунейтра» признанием суверенитета Башара Асада в Сирии, министр обороны Израиля ответил: «Мы никогда не меняли своих позиций (по данному поводу – В.Ч.) и всегда говорили, что мы не вмешиваемся, что это дело сирийцев. Асад нам не друг, с моей точки зрения речь идет о военном преступнике, и я не вижу, чтобы все те международные организации, которые так беспокоятся о правах человека, действовали бы именно на сирийской стороне границы. Они не просят никаких разъяснений от Асада и от его режима, но это не наше дело. Мы заботимся только о безопасности граждан Израиля».

По поводу недавнего решения России направить в Сирию ракетные системы противовоздушной обороны С-300, принятого после гибели самолета Ил-20 ВКС РФ, Авигдор Либерман сказал: «Прежде всего, мы ценим наши отношения с Россией, а координация между российской армией и ЦАХАЛом это самое важное. Мы также сожалеем и гибели 15 российских военнослужащих. Вместе с тем мы не заинтересованы вести через СМИ диалог с Россией (…) Есть контакты (с российским военно-политическим руководством – В.Ч.), и есть координация и все это — по закрытым каналам. (…) Всякому, кто хоть немного углубится в проблему, ясно, что вся ответственность за то, что был сбит российский самолет, лежит на сирийской армии. Обо всем остальном бы будем дискутировать с ними на подходящих форумах».

На вопрос, пострадали ли двусторонние отношения между Израилем и Россией вследствие инцидента с российским самолетом, министр обороны еврейского государства ответил: «Мы продолжаем координацию в сфере безопасности и, как я уже несколько раз разъяснил, мы не заинтересованы вести с русскими диалог в СМИ. У нас есть другие пути сделать это». Следует пояснить, что столь последовательный отказ Авигдора Либермана публично обсуждать нынешнее состояние российско-израильских отношений полностью совпадает с указанием, данным премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху членам своего кабинета избегать каких-либо публичных заявлений по данному поводу.

По поводу сделанного накануне президентом США Дональдом Трампом на заседании Генеральной Ассамблеи ООН заявления о том, что он в принципе поддерживает идею создания палестинского арабского государства, министр обороны Израиля сказал: «Палестинское государство меня просто не интересует. То, что меня интересует, это еврейское государство, и тут есть намного больше злободневных проблем, чем просто лозунгов. (…) То, что в Государстве Израиль есть 20% арабского населения, которое раз за разом выходит на демонстрации протеста с палестинскими флагами (согласно официальной статистике за 2017 года, арабы составляют 20,9% населения Израиля, однако эта цифра включает в себя наряду с арабами-мусульманами, также друзов и арабоязычных христиан, которые в своей массе не выходят на демонстрации под флагами ПНА. Мусульмане составляют 86% всего населения Израиля, определяемого официальной статистиков в качестве «арабов» — В.Ч.), а не с флагами Израиля, у меня есть с этим проблема, и это настоящая проблема. Мы должны заботиться о еврейском государстве, а все остальное менее интересно». В этой связи представляется уместным напомнить, что лидер НДИ, пожалуй, единственный видный израильский политик, который постоянно напоминает о том, что отсутствие лояльности арабских граждан Израиля еврейскому государству является проблемой первостатейной важности. Именно он выдвинул идею обмена территориями между Израилем и Палестинской национальной администраций, подразумевавшей передачу под контроль ПНА израильского города Умм эль-Фахем, являющегося центром исламизма и агрессивного арабского национализма. Эта идея Авигдора Либермана вызвала в свое время бурное негодование израильских арабских политиков, которые обвинили его в расизме, хотя и не смогли объяснить, в чем именно этот расизм состоит.

На весьма популярный среди израильских левых вопрос, является ли создание палестинского арабского государства интересом Израиля (лидеры «Сионистского лагеря» и МЕРЕЦ до сих пор утверждают, что это израильский интерес), министр обороны Авигдор Либерман ответил: «Израильский интерес – это еврейское государство, еврейское и безопасное государство. Все остальное меньше интересует нас». Таким образом, он, по сути, не дал прямого ответа на вопрос, оставив его открытым. В свете упомянутого заявления президента Дональда Трампа, такой подход представляется разумным.

52.22MB | MySQL:103 | 0,493sec