Египет: обострение проблемы водных ресурсов

С начала текущего года проблема обеспеченности водными ресурсами в Египте приобретает все большую актуальность. В первую очередь это связано с рекордным понижением уровня Нила, который обеспечивает 97% всех водных ресурсов страны. В сентябре с.г. в унисон экспертному сообществу тревожные сигналы стали подавать местные фермеры, в первую очередь ввиду резкого сокращения поступления воды по ирригационным каналам в дельте Нила и в районе Верхнего Нила в Египте. Эту проблему признал и официальный Каир. Выступая в августе на Мировой водной неделе-2018 в Стокгольме, министр водных ресурсов и ирригации Египта М.А.Атти заявил, что существует реальный риск сокращения доли возобновляемых водных ресурсов на 2%, что может привести к печальным последствиям. А именно, в результате такого снижения, более  200 тысяч фермеров потеряют свой основной источник дохода и жизнедеятельности. Одним из индикаторов этой тенденции стало, в частности, резкое падение производительности риса в Египте, являющегося одной из самых влаголюбивых культур, требующей значительного объема воды. В текущем году по решению правительства площади, отводимые под культивирование риса были сокращены с 450 000 до 300 000 гектаров. Соответственно, Каир был вынужден наращивать импорт риса — с 50 тысяч тонн в 2017 году до 200-300 тысяч тонн в нынешнем, чтобы компенсировать падение внутреннего производства.

На сокращение уровня водных ресурсов Нила влияет одновременно сразу несколько факторов: нерациональное использование и отсутствие современных водосберегающих технологий, климатические катаклизмы и засуха, строительство Эфиопией новой плотины на Ниле и т.д. Кроме того, динамичный и нерегулируемый рост египетского населения ведёт к росту потребления водных ресурсов. На сегодняшний день, потребление воды в Египте достигло 110 млрд куб. м, в то время как ежегодно в стране производится лишь 60 млрд куб. м. Дефицит воды составляет 21 млрд куб. м в год. С 1970 года потребление воды в Египте на душу населения последовательно сокращалось — и на сегодня упало на 60%, составляя всего лишь 660 куб. м на человека, что является практически самым низким показателем в мире.

Среднесрочный прогноз неутешительный: совокупность вышеуказанных факторов может привести к критической ситуации и реальному дефициту водных ресурсов к 2025 году, прогнозируют международные эксперты. Главным катализатором проблемы эксперты называют рост населения и соответственно спроса на воду. Сегодня население Египта достигло 100 млн человек, а в ближайшие 50 лет оно при нынешних темпах удвоится.

Сооружение Эфиопией новой гидроэлектростанции на Ниле с амбициозным названием «Великая плотина возрождения Эфиопии» и бюджетом в 4.8 млрд долларов также является серьёзной угрозой водной и энергетической безопасности Египта. Несмотря на кажущийся на начальном этапе дипломатический успех Египта в трёхсторонних международных переговорах с Эфиопией и Суданом по поводу условий сооружения этого инфраструктурного объекта, новое эфиопское правительство твёрдо продолжает курс на скорейшее сооружение плотины, а правительство Судана все чаще склоняется на сторону Аддис-Абебы в этом непростом конфликте. При тех или иных оговорках (например, выполнения Эфиопией требования о проведении независимой экологической экспертизы проекта и пр.), дело медленно, но верно продвигается и открытие новой плотины ожидается уже в ближайшие годы. По прогнозам научно-исследовательских институтов, с открытием эфиопской гидроэлектростанции, которая станет крупнейшей в Африке, проблема достатка воды и энергетической безопасности в бассейне Нижнего Нила в Египте существенно обострится.

Среди быстрых путей решения или по крайней мере минимизации растущей проблемы водных ресурсов — внедрение новых технологий и инноваций. На этот дорогостоящий, но довольно эффективный путь встали сегодня многие страны региона Ближнего Востока и Северной Африки. Однако, реализацию такой высокотехнологичной стратегии в национальном масштабе могут позволить себе далеко не все, а лишь наиболее обеспеченные страны региона — Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Израиль.

Египет, лишь несколько лет назад оправившийся после затяжного политического и финансово-экономического кризиса, стремится не отставать. Правительство разрабатывает амбициозные планы по запуску систем опреснения соленой воды, даже несмотря на высокую стоимость этого процесса. Планируется, что хотя бы на первом этапе, такого рода проекты будут экономически востребованы в плане обеспечения опресненной водой многочисленных сетей гостиниц и промышленных предприятий, а в перспективе станут доступными и для домашних хозяйств. Кроме этого, Каир успешно внедряет технологию эффективного управления водными ресурсами. В частности, это касается повторного использования дренажной воды, доля которой в общем объёме воды на цели аграрного производства достигает 10%. По оценкам Всемирного банка и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО), с учётом опыта других стран, есть хороший потенциал для последующего наращивания доли дренажной воды в сельском хозяйстве.

Думается, проблема дефицита водных ресурсов в Египте, к сожалению, с каждым годом будет нарастать в силу объективных факторов, прежде всего роста населения и потребности, а также естественного истощения запасов. Разумеется, искусственное воздействие человеческих факторов, как скажем вышеназванная эфиопская инициатива по строительству ГЭС, будет ускорять кризис водной обеспеченности. Для минимизации последствий от египетского правительства требуется многовекторная политика, а также крупные инвестиции на массовое внедрение водосберегающих технологий. Крайне важно, чтобы эту ответственность, в плане финансирования и ресурсной поддержки, был бы готов разделить с государством постепенно укрепляющийся и встающий на ноги частный сектор и бизнес Египта.

52.21MB | MySQL:103 | 0,549sec