К визиту канцлера ФРГ А.Меркель в Алжир

17 – 18 сентября текущего года состоялся второй в истории визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Алжир, согласно данным алжирских источников, увенчавшийся подписанием для Германии миллиардных соглашений, в том числе и в оружейной сфере.

Во время своего визита Ангела Меркель провела успешные переговоры с президентом АНДР Абдельазизом Бутефликой и с премьер-министром Ахмедом Уяхьей.

Необходимо напомнить, что первый визит в эту страну она нанесла еще в 2008 г. и, несмотря на ее настойчивое желание посетить Алжир вновь для встречи с алжирским руководством, этого не происходило. По версии АНДР – из-за проблем со здоровьем ее президента Абдельазиза Бутефлики.

Такое стремление со стороны немецкого руководства объясняется тем, что Алжир – одна из самых привлекательных для него стран для продвижения своих интересов, включая развитие торговли и получением сырьевых источников в Африке в целом.

Не случайно, что Алжир входит в число трех крупнейших торговых партнеров ФРГ на африканском континенте, причем Германия стремится улучшить эти результаты, в том числе путем увеличения объема производственных инвестиций.

Алжирские источники указывают, что «успех немецких инвестиций, в том числе в автомобилестроении, по-видимому, побуждает компании этой первой европейской экономической державы больше вкладывать в АНДР, страну, которую Германия сегодня видит в качестве прочной платформы для более эффективного продвижения на африканском рынке».

К настоящему времени Германия имеет более 200 предприятий в Алжире. Инвестиции осуществляются в целый ряд отраслей – от возведения культовых объектов до сферы военно-технического сотрудничества, например, в развитие автомобильных и железнодорожных сетей, автомобильную промышленность, электроснабжение и водоснабжение, жилищное строительство и энергетику.

Символом этого сотрудничества как германские, так и алжирские источники называют Henkel Algier, дочернюю компанию этого немецкого гиганта в области выпуска моющих средств, который в настоящее время является лидером продаж в АНДР.

Так, только в 2017 году эта компания инвестировала 30 млн евро в увеличение производственных мощностей своих подразделений Регайя и Шелгум-Лайд.

По автомобильной промышленности речь идет о производстве автомобилей марки Mercedes-Benz между немецкой группой Daimler (материнской компанией Mercedes-Benz), Национальной компанией промышленных транспортных средств, Министерством национальной обороны и группой Emirati Aabar.

Еще одним примером подобного партнерства служит подписание меморандума о взаимопонимании по сборке автомобилей в районе Релизана немецким автопроизводителем Volkswagen и местным оператором Sovac.

Завод, который был введен в эксплуатацию в июле 2017 года, как ожидается, будет производить 10 000 автомобилей в течение первого года и планирует достичь объема 100 000 автомобилей в год через пять лет. Всего в него вложено инвестиций на сумму 180 млн долларов.

В энергетическом секторе работает компания по производству электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (STKM), дочерняя компания Sonelgaz Group, подписавшая в 2014 году контракт с этой фирмой, на постройку четырех солнечных электростанций на сумму 135 млн долларов общей мощностью 85 мегаватт.

В сфере исследований, разведки, оценки и добычи углеводородов в северной части страны действует германская компания DEA Deutsche Erdoel AG, являющуяся партнером Sonatrach.

Особенно примечательно, что именно две немецкие архитектурные фирмы завоевали участие в возведении личного проекта президента Бутефлики – Большой Алжирской мечети и ими за последние пять лет в Алжире было реализовано 15 проектов на сумму 220 млн долларов.

Благодаря этому, согласно статистике, предоставленной алжирской таможней, среди основных поставщиков Алжира Франция занимает первое место в странах ЕС с 9,35%, а затем Италией и Германией с долей 8,17% и 6,99% от общего импорта Алжира в 2017 году.

Между тем, на встрече с Бутефликой Меркель посетовала на то, что торговля АНДР с первой европейской экономикой явно находится в неблагоприятном положении для Алжира, который в 2017 году импортировал немецкую продукцию на 3,21 млрд долларов, в результате чего Берлин стал четвертым поставщиком страны.

Однако все это наблюдается на фоне мизерного экспорта Алжира в Германию, составляющего менее 100 млн долларов, на что она и обратила особое внимание на встречах с лидерами АНДР.

«Намек» германской канцлер был понят в Алжире. Меркель мечтает снизить энергетическую зависимость от России за счет других поставщиков газа и в этом отношении Берлин имеет серьезные планы на АНДР и рассчитывает получить для себя эксклюзивные условия сотрудничества.

И Алжир уже входит в число трех африканских стран, получающих почти 90% немецких инвестиций в размере 10 млрд. При этом и АНДР, и ФРГ хотят еще более повысить уровень своего экономического сотрудничества и увеличить объем двусторонней торговли, достигший в 2017 году отметки в 3,3 млрд евро.

Несмотря на то, что среднегодовой алжиро-российский оборот почти в полтора раза превышает эти цифры, дальнейшие германские успехи в Алжире создают угрозы соответствующим показателям между РФ и АНДР. Ведь они создают непосредственную угрозу российским интересам, поскольку Германия стремится распространить достигнутые успехи в «гражданском» секторе и на сектор военно-технического сотрудничества.

Как известно, Алжир прочно входит в «тройку» крупнейших покупателей российского оружия и немецкая сторона стремится сократить подобную «зависимость» от Москвы за счет собственных выгодных для АНДР предложений.

В тоже время Алжир является первым африканским клиентом Германии по закупкам вооружений, главным образом для военно-морского флота. В 2017 году Алжир купил оружие из Германии за 1,3 млрд евро, тогда как годом ранее – вдвое меньше. А теперь она снова вдвое превосходит свои же прежние достижения.

И если раньше присутствие Германии на алжирском оружейном рынке ограничивалось, главным образом, военно-морским сегментом, то теперь она по-настоящему вторгается в чувствительную для российского военно-технического сотрудничества с Алжиром отрасль – в сферу сухопутных вооружений.

Речь идет о развитии уже достигнутого успеха – реализации подписанного еще в 2011 г. соглашения между Меркель и Бутефликой на поставку 980 бронетранспортеров «Фукс-2» в АНДР.

По имеющимся данным ряда источников, сейчас в эксплуатации армии АНДР находятся 284 такие БТР, ранее полученных в рамках этого контракта.

В целом уже из тысячи имеющихся у нее на вооружении БТР большинство уже не приходится на машины, поставленные Москвой. Для сравнения необходимо отметить, что до 2011 г. она имела в данном сегменте абсолютное превосходство.

Как бы там ни было, Германия намерена увязывать свои дальнейшие инвестиции в Алжир в том числе от того, насколько местные власти будут открывать для нее свой оружейный рынок, прежнюю «вотчину» России. И в результате дальнейшего развития военно-технических связей Алжира и Германии позиции РФ окажутся под еще большей угрозой.

Сами алжирские высокопоставленные лица также выражают готовность идти немецким пожеланиям навстречу, тем более, что остальные их партнеры, включая Россию, осторожничают в плане направления инвестиций в Алжир прежде всего в силу неблагоприятного для себя инвестиционного климата.

И сейчас ряд алжирских источников заявил о подписании сторонами соглашения на сумму почти 3 млрд долларов, касающегося сухопутного сегмента вооружений и прежде всего легкой бронетехники.

Согласно их утверждениям, данная сделка в том числе служит дальнейшим логическим продолжением договора 2011 г. общим объемом 10 млрд евро, предполагающим в том числе поставку  «980 транспортных средств Fuchs-2, разработанных немецкой группой Rheinmetall».

Причем, согласно разъяснениям министра экономики Германии, сделанным по просьбе депутатов левых фракций Бундестага, «Часть этих транспортных средств будет собрана в Алжире на заводе, который будет построен в Айн Смаре, на северо-востоке страны. Алжир подписал оговорку о том, что эти транспортные средства не продаются в третью страну».

Также известно, что Берлин уже разрешил своему гиганту военной промышленности Rheinmetall открыть производство бронетранспортеров в Константине. Согласно информации, полученной алжирской прессой, на нем алжирскими кадрами, подготовленными германской стороной, будет произведена тысяча бронетранспортеров «Фукс-2», которые будут собираться на месте из деталей, поставленных из Германии.

Таким образом, успешное иностранное наступление на пока еще сохраняющиеся позиции России на оружейном рынке АНДР продолжается. И если к настоящему времени она фактически лишилась контроля над поставками для военно-морского сегмента (особенно это заметно по его надводной составляющей), «подвинулась» в поставках для ВВС (например, по военно-транспортной авиации), то теперь она рискует утратить лидерство и в сухопутной сфере.

Во всяком случае, дальнейшее развитие алжиро-германского контракта по «фуксам» создает непосредственную угрозу «сдать» конкурентам сегмент легкобронированной техники в целом.

Вопрос, чем на это готова ответить на подобный «Дранг нах остен» в алжирском направлении Москва. Ведь для которой сохранение алжирского рынка вооружений крайне важно в плане стратегическом – не только в плане загрузки ее производства, но и политического влияния в регионе и мире.

52.23MB | MySQL:103 | 0,538sec