Сирия восстанавливает отношения с Иорданией и ОАЭ

Сирия и Иордания провели первые технические переговоры по вопросу открытия контрольно-пропускного пункта «Насиб» на границе двух стран. Об этом в четверг 13 сентября  со ссылкой на иорданский источник сообщило агентство Рейтер. Согласно его данным, открытие маршрута через «Насиб» необходимо Дамаску для скорейшего восстановления национальной экономики. Как отмечает агентство, в Аммане также надеются, что открытие этого перехода позволит активизировать через сирийскую территорию транзитную торговлю, объем которой исчислялся миллиардами долларов в год, между рынками Европы и Персидского залива. В настоящее время «Насиб» используется для возвращения беженцев с территории Иордании. Он перешел в руки властей Сирии 6 июля. Освобождение этого КПП позволит возобновить транспортное сообщение с Иорданией, прерванное в 2012 году после захвата сирийской провинции Дераа незаконными вооруженными формированиями. При этом отметим, что на сегодня этот КПП продолжает оставаться закрытым.  Контрольно-пропускной пункт «Джабер-Насиб» на сирийско-иорданской границе остается по-прежнему закрытым для транспортного сообщения. Об этом, как передало агентство Петра, заявила в субботу 29 августа в Аммане госминистр информации Хашимитского королевства и официальный представитель правительства Джумана Гнеймат. По ее словам, «пограничный переход не открывался с иорданской стороны для перемещения грузов и пассажиров». Как сообщила Гнеймат, Амман и Дамаск «продолжают обсуждать детали, связанные с открытием КПП, с этой целью на границе состоялось заседание двусторонних технических комиссий». «»Для открытия погранперехода потребуется создание соответствующей инфраструктуры и решение логистических вопросов», — подчеркнула она. Ранее Министерство транспорта Сирии объявило об открытии КПП на границе с Иорданией. В заявлении ведомства указывалось, что этот КПП является «жизненно важной артерией для многих отраслей сирийской экономики, и возобновление его работы будет способствовать торговому обмену и послевоенному возрождению страны». КПП «Насиб», расположенный в 15 км южнее города Дераа, был захвачен боевиками вооруженной оппозиции в 2015 году. Под контроль сирийской армии он вновь перешел 6 июля. Как передало агентство САНА, к открытию КПП был проведен ремонт автодорожного покрытия, восстановлены поврежденные эстакады на подъезде к погранпереходу и заново отстроены служебные помещения, которые были разрушены в ходе военных действий. В данном случае надо отметить, что задержка открытия этого КПП связана в основном не «с техническими деталями», а с позицией по этому вопросу Эр-Рияда и Вашингтона, а вернее — представителей силового блока этих стран. В каждом случаев свои причины, но среди основных отметим две — американцы опасаются, что открытие КПП приведет:

  1. К началу массового возвращения сирийских беженцев из иорданских лагерей на родину, что ослабляет рекрутскую базу для формирования лояльной себе вооруженной оппозиции. Напомним, что в последнее время четко обозначился курс Пентагона на подготовку такой арабской оппозиции на базе Эт-Танф с переброской их в дальнейшем в суннитские районы восточнее Евфрата.
  2. Если брать еще глобальнее, то американцы в принципе возражают против реанимации основных механизмов, которые могли бы дать возможность экономического восстановления подконтрольной Асаду части Сирии. Этот момент экономического удушения Дамаска путем отсечения его от основных источников углеводородов и спонсорской поддержки со стороны Запада полагается в Вашингтоне одной из ключевых моментов своей стратегии на сирийском направлении.

При этом все спонсорские деньги западных стран в этой связи адресуются только на восстановление суннитских районов на севере страны. И это солидарная позиция США и ЕС.  Евросоюз созовет третью донорскую конференцию по Сирии в марте 2019 года. Об этом сообщила в среду 26 сентября верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини на министерской встрече по Сирии, организованной на полях 73-й сессии Генассамблеи ООН. «Я хочу с удовольствием объявить о намерении ЕС провести третью конференцию по будущему Сирии в Брюсселе, и я хочу пригласить вас всех в последнюю неделю марта», — сказала она. По ее словам, цель конференции — «мобилизовать максимальную помощь международных и региональных игроков политическому процессу в Сирии». Могерини регулярно заявляет, что Евросоюз является ведущим донором помощи Сирии, однако вся эта помощь направляется в те регионы страны, которые находятся под контролем антиправительственных сил. Ранее донорская конференция «Будущее Сирии и региона» проводилась уже дважды, последний раз она состоялась 24-25 апреля в Брюсселе. В мероприятии по приглашению Евросоюза и ООН приняли участие представители более 85 стран и организаций. Основные задачи конференции заключались в сборе средств для оказания помощи сирийскому населению и беженцам, а также в обсуждении последних событий в Сирии и состояния политического процесса по урегулированию кризиса в этой стране. По итогам конференции делегации выделили 4,4 млрд долларов. При этом совершенно очевидно, что львиная доля этих пожертвований идет на содержание лагерей сирийских беженцев в Иордании, Турции и Ливане. Самой социальной инфраструктуре на севере Сирии перепадает крайне мало.

Что же касается Эр-Рияда, то он очень ревниво  относится к любым сигналам о налаживании двусторонних отношений Дамаска с остальными региональными державами. Особенно с теми, которые числятся в союзниках КСА. Тем более, это касается Иордании, в экономику которой Саудовская Аравия влила  в этом году еще 2,5 млрд долларов. И в общем-то для беспокойства Эр-Рияда есть свои снования.  Несмотря на жесткий прессинг со стороны США и КСА, иорданцы значительно активизировали за последние несколько месяцев свои контакты с Дамаском по линии спецслужб. Диалог, начавшийся несколько месяцев назад между Иорданией и Сирией  в последнее время набирает обороты. Глава Управления общей разведки (УОР) Иордании, генерал Аднан Исам аль-Джунди встречался с  главой Бюро национальной безопасности Сирии (БНБ) Али Мамлюком,  по крайней мере, три раза. Обсуждения были сосредоточены на открытии контрольно-пропускного пункта «Насиб» между двумя странами и возможностях участия иорданских компаний в восстановлении Сирии. Если глобальнее, то Амман хочет договориться с Дамаском по вопросу условий в связи с предполагаемым массовым возвращением сирийских беженцев на родину.

В последнее время эксперты отмечают и возросший интерес ОАЭ в связи со своим присутствием на сирийском направлении.  При этом эмиратовцы последовательно на протяжении всего сирийского кризиса проводили курс на фактический нейтралитет в этом вопросе, но всегда имея ввиду сохранение устойчивого канала коммуникаций с Дамаском. С самого начала конфликта Абу-Даби изо всех сил старался не прерывать все связи с Дамаском, а ОАЭ никогда не закрывали сирийское консульство в стране. Абу-Даби также последовательно выступает против исключения сирийских представителей из заседаний Лиги Арабских Государств (ЛАГ), на чем неоднократно настаивали в Эр-Рияде.  Авиакомпания Air Arabia из Шарджи возобновила прямые полеты в Латакию в начале этого года. И это тенденция более активного участия ОАЭ в сирийском досье на всех направлениях  сейчас имеет все предпосылки к укреплению и развитию, что обусловлено фактическим разгромом каких-то реально системообразующих сегментов вооруженной сирийской оппозиции. В этой связи надо отметить, что ОАЭ действуют сейчас на этом направлении через три основных канала неформальной и официальной дипломатии.  Во-первых в августе Сирию посетила деловая делегация бизнесменов из ОАЭ. Ее возглавлял Абдулджалиль бен Абдулрахман Мухаммед аль-Блуки, который много лет работает на правящую семью Аль Нахайян. И примечательно, что дискуссии членов делегации с представителями сирийского режима касались в основном темы участия эмиратовского бизнеса в вопросах восстановления сирийской экономики и социальной инфраструктуры.  В данном случае А.аль-Блуки курирует все контакты с сирийским бизнесом,  все начинания и проекты эмиратовского бизнеса на сирйиском направлении идут через него.

Во-вторых, это канал по линии спецслужб. В июле с.г. очень  влиятельный, но абсолютно непубличный заместитель генерального секретаря Высшего совета национальной безопасности ОАЭ  Али бен Хамад аль-Шамси также посетил Дамаск. Он встретился с Мухаммедом Дибом Зайтуном, главой Управления общей безопасности Сирии и близким советником Б.Асада. Али Мамлюк тогда был с визитом в Москве. Тема консультаций — совместные операции и усилия по сдерживанию распространения влияния «Братьев-мусульман» в регионе. При этом надо отметить, что позиции сторон по этому вопросу практически совпали. Надо напомнить, что именно Али бен Хамад аль-Шамси курирует все направления силового блока ОАЭ в рамках глобального противодействия  «Братьям-мусульманам» и другим исламистским организациям, а также всю разведывательную работу против их основных  покровителей в лице  Катара и Турции. И в рамках этой своей деятельности он отчитывается лично перед наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен Заидом Аль-Нахайяном. Его  визит в июле в Дамаск надо расценивать как отправную точку начала функционирования постоянного канала обмена информацией и партнерских связей между спецслужбами ОАЭ и Сирии.

Третим каналом коммуникации Абу -аби и Дамаска является т.н. «Бейрутский канал». В рамках поддержания прочного канала коммуникаций между Объединенными Арабскими Эмиратами и Сирией  установлен дипломатический канал через посла ОАЭ в Бейруте Хамада бен Саида бен Султана аль-Шамси. Дипломат, который происходит из того же племени, что и Али бен Хамад аль-Шамси, является тяжеловесом дипломатического и политического аппарата ОАЭ. В течение многих лет он был директором Министерства иностранных дел, отвечающим за контроль за импортом и экспортом военной техники и товаров двойного назначения. В этой должности он вел все  чувствительные переговоры по крупным оборонным контрактам  ОАЭ. В то время он также входил в состав правления холдинга «Аль-Айн», который возглавляет бывший вице-премьер и  брат наследного принца Абу-Даби  Хамдан бен Заид бен Султан аль-Нахайян. Посол в Бейруте также участвует в управлении холдинга «Аль-Дахра», который является  дочерним предприятием «Аль-Айна» по стратегическим инвестициям в сельское хозяйство ОАЭ, которому принадлежит около 200 000 гектаров земли в Африке, Египте и Пакистане. Вот это человек с явным прицелом на инвестиции в сельское хозяйство Сирии будет курировать дипломатическую коммуникацию между Абу-Даби и Дамаском. Одновременно именно через посольскую резидентуру спецслужб ОАЭ в Бейруте будет работать постоянный канал связи между  спецслужбами Сирии и ОАЭ.

62.85MB | MySQL:102 | 0,511sec