Реформа агропродовольственного сектора Алжира как вклад в национальную продовольственную безопасность

Запущенная правительством Алжира несколько лет назад долгосрочная и комплексная реформа агропродовольственного сектора в рамках анонсированной Программой государственных инвестиций 2015-2019 гг. только сейчас стала приносить ощутимые плоды. Данная реформа стала своеобразной реакцией правительства на снижающиеся цены на энергоресурсы, что ударило напрямую по главной доходной статье национального бюджета (60%).  Старт реформенной программы был взят в 2014 году, когда цена за баррель нефти на мировых рынках рухнули со 100 до 30 долларов США. В рамках новой программы для аграрного сектора государство анонсировало инвестирование ежегодно до 2.8 млрд долларов США в данную отрасль в целях интенсификации местного производства и развития продовольственного сектора как важного вклада в национальную продовольственную безопасность.

Главной задачей данного реформенного процесса стало стимулирование развития основных культур, создание благоприятных условий для прямых частных и иностранных инвестиций, фокус на развитие сельских районов, улучшение структуры и функционирования рынков. Реформа также стала важным драйвером для агропромышленного развития. В результате ее реализации аграрное производство в стране ежегодно увеличивалось в среднем на 8-8.5% (в дореформенный период – 6%).

Важнейшим свидетельством успеха реформы в контексте укрепления продовольственной безопасности стало последовательное сокращение числа голодающих. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), опубликованным в недавнем ежегодном докладе о состоянии дел в сфере продовольственной безопасности в мире, количество населения, страдающего недоеданием в Алжире сократилось с 2004-2006 гг. по сегодняшний день с 2.9 до 1.9 млн человек, что в процентном отношении означает сокращение с 8.8% до 4.7% от общей численности населения. Во многом таких результатов удалось добиться благодаря мерам по поддержке фермеров и обеспечению их доступа к земельным ресурсам. Также государство субсидировало проекты по улучшению систем ирригации и использованию удобрений. В итоге выросло местное производство различной продукции, в частности молока и картофеля. В сфере законодательства удалось осуществить ряд важнейших преобразований, в частности, внедрить новую форму лизинга фермерами принадлежащей государству земли на срок до 40 лет на льготных условиях. Таким образом, за несколько лет агропромышленный сектор превратился  по сути в главный не нефтяной сектор алжирской экономики, вклад которого в национальный ВВП составляет 10% (данные 2017 года). В аграрном секторе сегодня занято 20% всего трудоспособного населения страны.

Еще одним важным индикатором укрепления национальной продовольственной безопасности Алжира стало достижение к 2013 году доли продукции местного производства в ежегодном потреблении свыше 72% (согласно целям реформенного плана, стояла задача достичь 70% самообеспеченности). Практически полная самообеспеченность при этом достигнута по стратегическим видам продукции – пшенице, фруктам и овощам.

Тем не менее, несмотря на эти позитивные показатели, агропродовольственный сектор Алжира испытывает серьезные проблемы. Аномальная жара, засуха и другие климатические катаклизмы на протяжении последних четырех лет создают серьезные препятствия для устойчивого аграрного развития. В частности, эти климатические изменения негативно влияют на урожай зерновых, что особенно остро ощущалось во время засухи 2014-2015 гг, но и впоследствии.  Другим серьезным вызовом стало распространение трансграничных болезней животных, особенно эпидемии ящура – что заметно сказалось на производстве в сфере животноводства. Все более остро – по мере активизации климатических катаклизм – встает вопрос обеспечения водными ресурсами и ирригации (в стране более 1.2 млн гектаров земли – под ирригацией). Правительство активно инвестирует в сооружение новых дамб, создание инфраструктуры для хранения воды и внедрение современных водосберегающих технологий.

Нужно отметить, что наличие серьезных недоработок в продовольственной сфере, несмотря на большой успех завершающейся в 2019 году пятилетней реформы, подтверждается статистикой. Согласно данным экспертов ФАО, в Алжире за последние годы активно проявляются различные формы плохого питания, несмотря на общий положительный тренд в сокращении числа голодающих. В частности, фиксируется ухудшение целого ряда таких важных показателей как анемия среди женщин, рост населения, страдающего ожирением и увеличение числа детей, отстающих в росте. Например, доля страдающего ожирением взрослого населения в Алжире выросла с 2012 по 2017 год с 23% до 26.6%. Анемия среди женщин детородного возраста (15-49 лет) увеличилась за последние пять лет с 33.6% до 35.7%. Наконец, доля детей в возрасте до 5 лет, отстающих в росте, выросла с 2012 года с 19.1 до 17.3%.

Думается, реформенная программа по интенсивному развитию агропромышленного комплекса Алжира будет продолжена и после 2019 года, даже несмотря на некоторое выравнивание и стабилизацию цен на нефть в пределах 80 долларов за баррель. Обозначенные выше системные проблемы некачественного питания и вытекающие из этого конкретные угрозы для здоровья нации, вероятнее всего, будут в приоритетном порядке  адресованы в новых планах развития аграрного сектора Алжира после 2019 года. Также правительство, судя по недавним шагам, намеревается продолжить линию на рост местного производства, а также внедрение новых стимулирующих инициатив для фермеров, включая доступные кредиты и бесплатную вакцинацию животных. Также будут продолжены усилия по расширению применения ирригационных систем (только к 2019 году планируется расширить охват с нынешних 1.3 млн гектаров до 2 млн). Также продолжается сооружение новых дамб (будет построено 15 дополнительно к имеющимся 80). Имеются амбициозные планы по наращиванию производства пшеницы – с 3.5 млн тонн в 2017 году до 5.3 млн тонн в 2022 году, чтобы несколько снизить зависимость от импорта этой стратегической номенклатуры (сегодня Алжир является одним из ведущих импортеров пшеницы и, в частности, в 2018-2019 гг. планирует закупить почти 11 млн тонн). Все эти меры, по заявлению председателя аграрного комитета алжирского парламента, должны привести к укреплению продовольственной обеспеченности чтобы «предоставить еду всем алжирцам» и содействовать достижению высокого уровня продовольственной обеспеченности за счет собственного производства. Главное – избежать перекоса в обратную сторону, поскольку курс на достижение самообеспеченности может угрожать развитию рынков и свободной торговли сельхозпродукцией. В частности, уже анонсированная недавно правительством мера по введению запрета на импорт целого ряда товаров (оглашен список из 851 наименований) подрывает принципы свободной конкуренции и может спровоцировать рост внутренних цен на эту продукцию. Кроме того, меры оказались не очень-то и эффективными: согласно статистическим данным, общая доля импорта в нынешнем году упала лишь на 0.2% по сравнению с 2017, а импорт зерновых и молока даже увеличился. Следует также учитывать, что по мере стабилизации цен на энергоносители и восполнение потерь национального бюджета, прежний энтузиазм правительственных чиновников запускать новые инициативы реформирования аграрного сектора несколько поубавился. Стоящая в повестке амбициозная задача доведения вклада аграрного сектора в ВВП с нынешних 10% до 12% может быть реализована только при проведении последовательного курса реформ по широкому фронту вопросов, включая обеспечение качественного и здорового питания, вовлечение сельской молодежи, развитие малых фермерских хозяйств и укрепление их устойчивости к климатическим изменениям и пр.

52.56MB | MySQL:104 | 0,357sec