Причины выдвижения Израилем обвинений в адрес «Хизбаллы»

Следствием выступления Б.Нетаньяху на 73-ей сессии ГА ООН стало обострение еще на одном направлении — ливанском. После представления главой израильского правительства доказательств того, что шиитская группировка «Хизбалла», являющаяся региональным прокси Ирана, занимается сборкой ракет близ аэропорта Бейрута, власти Ливана предприняли серию шагов, направленных на демонстрацию несостоятельности обвинений Иерусалима.

Прежде всего, это выразилось в серии комментариев, среди которых можно выделить слова главы МИД Ливана Д.Басиля, заявившего в понедельник, что своим выступлением израильский премьер-министр «пытается оправдать еще один акт агрессии», намекая, вероятно на возможную атаку ЦАХАЛа на упомянутые на сессии ГА ООН объекты. Стараясь предстать дипломатом, глава ливанского внешнеполитического ведомства организовал для послов, аккредитованных в республике, визит на одну из названных районов с тем, чтобы убедить их в отсутствии там ракет. Он также много говорил о том, как его страна чтит нормы международного права, не забывая констатировать и  право на самооборону. Впрочем, истинную настроенность Бейрута в отношении Иерусалима ему скрыть не удалось, что следовало уже из емкой фразы: «Ливан имеет достаточно сил для ответа. Израиль нас не пугает. Мы осознаем его слабость, когда он угрожает такой стране как Ливан».

Впрочем, наступательный характер действий Израиля в сказанном отрицать также нельзя. Прежде всего потому, что о названных объектах, среди которых кроме территорий близ аэропорта обозначен футбольный стадион, израильским спецслужбам удалось узнать еще около года назад. Однако все это время информация оставалась достоянием лишь узкого круга лиц, точное число которых, равно как и занимаемые должности не афишировались. В этой связи есть все основания полагать, что у правительства было сразу несколько причин, побудивших презентовать обличающие «Хизбаллу» факты. И они явно выходят за рамки традиционной концепции сдерживания противника, на которую намекал в своем заявлении Д.Басиль.

Во-первых, следствием принятия данного решения, безусловно, является инцидент с российским Ил-20 в Сирии. Операция, проведенная ЦАХАЛом и ставшая основанием для того, чтобы Россия возложила на Израиль основную ответственность за гибель самолёта и экипажа, собственно и была направлена на борьбу с деятельностью Ирана по созданию сети для переброски вооружений и объектов, гарантирующих закрепление Тегерана и его прокси в регионе. Следуя этой логике, правительство должно предоставить максимально возможный объем доказательств того, что риски, провоцирующие Израиль на ответ, действительно реальны. Во-вторых, по аналогии с заявлением о складе, имеющем отношение к иранской ядерной программе, Б.Нетаньяху намекнул Ливану и ливанцам о двух важных вещах. С одной стороны, демонстрация фотографий недвусмысленно дает понять, что существует возможность не только незаметной фиксации, но и уничтожения. С другой стороны, располагая объекты таким образом, «Хизбалла» ставит под удар мирных жителей. И это соседство далеко не случайность, а спланированное действие, направленное именно на то, чтобы предотвратить израильский удар, или выставить его в нужном свете, если он все же будет нанесен.

В-третьих, ситуация в отношениях с Ливаном явно обостряется не только из-за его сотрудничества с Ираном. Так, по сообщениям газеты Haaretz, в ближайшие недели работы по строительству заградительного барьера на границе должны достигнуть спорных территорий в районе кибуца Мисгав-Ам и Рош-Ханикры. В связи с этим, публично заявляя о ливанской угрозе, Израиль как раз пытается её сдержать, ставя ситуацию под более пристальное внимание международного сообщества и заставляя отвечать официальный Бейрут на словах, а не боевиков «Хизбаллы» на деле. Помимо этого, вновь набирают силу протестные акции в Газе, что делает опасным риск войны на нескольких фронтах.

Наконец, Иерусалим явно остался недовольным электоральными успехами «Хизбаллы» на последних по времени парламентских выборах, которые укрепили положение группировки в политической системе Ливана. По мнению главы израильского оборонного ведомства А.Либермана, такие процессы позволяют ей контролировать правительство и вооруженные силы страны. В таком контексте еще большее негодование, судя по всему, вызывает подход США, которые продолжают оказывать Ливану военную помощь. При этом, по сути, взамен ни Вашингтон, ни его союзник Иерусалим не получают никакой реальной выгоды, довольствуясь лишь заверениями о том, как ливанская армия якобы борется с боевиками, в то время как их представители получают право войти в правительство. При этом даже американские политики, включая сенатора-республиканца Т.Круза, не видят доказательств того, что американские ресурсы не идут на пользу «Хизбаллы».

Таким образом, замечания Б.Нетаньяху в отношении Ливана, прозвучавшие на сессии ГА ООН, отвечают текущей внешнеполитической реальности страны, в которой противостояние «Хизбалле» является элементом масштабной борьбы с Ираном и его прокси, а также попыткой сдержать новую ливано-израильскую конфронтацию, в которую может перерасти операция против шиитской группировки. Стратегической целью для Израиля является намерение трансформировать подход американской администрации с тем, чтобы заставить её сделать гарантии мира с Израилем и нейтрализацию влияния «Хизбаллы» на политику страны условиями для оказания военной помощи или вынудить Вашингтон пойти на ужесточение курса в отношении Бейрута. Предпосылок для реализации последнего сценария в Белом доме на нынешнем этапе не наблюдается, о чем говорит молчание его официальных представителей в ответ на выступление Б.Нетаньяху в ООН. Объединить Вашингтон и Иерусалим пока способно лишь совместное противоборство с «Хизбаллой» как союзницей Ирана в Сирии.

52.25MB | MySQL:103 | 0,451sec