Израиль: о влияющем на Кнессет «мозговом центре»

Официально считающийся неправительственной организацией «Политический форум Кохелет» (Kohelet Policy Forum, KPF), не афишируя свою деятельность, стал одной из сильнейших и самых влиятельных структур в израильской политике. Согласно публикации в газете «Гаарец», которая относится к левому политическому спектру, сотрудники этого исследовательского центра консультируют депутатов Кнессета и министров, присутствуют на заседаниях парламентских комитетов, посещают конференции, составляют политические документы, публикуют статьи в СМИ и пишут обращения в Верховный суд Израиля (БАГАЦ)[i].

Цели организации заявлены на ее сайте – обеспечить будущее Израиля как национального государства еврейского народа, укрепить представительную демократию и расширить в стране личную свободу и принципы свободного рынка[ii].

Как пишет «Гаарец», следы деятельности этого «политического НИИ» видны во всех резонансных и раскалывающих общество вопросах, которые ослабили правовую систему и регулирование – от закона о еврейском характере государства Израиль, политических назначений на высокие посты до положения, позволяющего Кнессету вернуться к закону, отмененному БАГАЦем.

К слову, не было еще прецедента, чтобы БАГАЦ отменил Основной закон, утвержденный Кнессетом. Хотя в суд уже подано несколько исков с требованием аннулировать закон о еврейском характере государства Израиль – от правозащитных организаций, партии МЕРЕЦ, друзской общины, арабские депутаты Кнессета также собирались это сделать. По мнению истцов, закон вносит раскол в израильское общество и нарушает права национальных меньшинств. Суд может это сделать только в том случае, если увидит прямую угрозу израильской демократии[iii].

«Кохелет» – 19-я книга еврейского священного писания Танаха. Слово переводится, как  «поучающий народ», «ведущий собрание, ораторствующий перед публикой». Руководителем НПО, которая была создана в 2012 году, является профессор Моше Коппел, преподаватель информатики в Университете Бар-Илан. Однако успех организации приписывается ее исполнительному директору Меиру Рубину. За последние два года он стал своим человеком в Кнессете среди лоббистов, парламентских советников, депутатов и министров. Однажды он, якобы, похвастался тем, что «мы управляем Кнессетом», хотя сам он не помнит, чтобы говорил такое.

М.Рубина описывают как идеологически подкованную личность, обладающую навыками политического дилера. Он начал свою политическую карьеру в качестве парламентского советника министра абсорбции и стратегического планирования Зеэва Элькина из партии Ликуд, а затем продолжил в качестве координатора Ликуд в законотворческой деятельности. Он окончил Еврейский университет в Иерусалиме со степенью бакалавра по праву и экономике и получил степень магистра в области публичного и международного права, сотрудничает с юридической фирмой «Горницкий и Кo.». М.Рубин работал в организации с момента ее создания, когда в штате числилось всего шесть сотрудников. В то время он активно использовал свои связи в Ликуде, чтобы навести контакты с министрами и депутатами. Сегодня, когда в организации работает не менее 70 человек, М.Рубин и его сотрудники основательно закрепились на политической арене, в основном в рядах правых политических сил.

«Кохелет» изначально создавался как аналитический центр в правом сегменте политической и экономической жизни, в противовес либеральному Израильскому институту демократии (ИИД). Медленно, но верно, этот центр приобрел высокий статус и влияние, особенно в период нынешнего правительства во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, тем самым опередив ИИД по значимости.

KPF сфокусировал свою деятельность на правовой и экономической сфере. Как отмечается в «Гаарец», в рамках своего проекта «Управляемость» они пытаются ослабить правовую систему в целом и регулирование, в частности. Как либертарианцы они стремятся минимизировать государственное вмешательство, продвигая идеалы рыночной экономики. В религиозных сионистских кругах «Кохелет», таким образом, подвергается значительной критике, поскольку эта организация наряду с лидерами политической партии «Еврейский дом» рассматриваются в качестве приверженцев забытых концепций, таких как государство всеобщего благоденствия и забота о слабых. В Кнессете некоторые даже сравнивают их идеалы со взглядами той части американской Республиканской партии, которая поддерживает президента США Дональда Трампа.

В KPF считают, что профессиональный эшелон в парламенте и в правительстве должен быть полностью подчинен избранному руководству, как обстоит дело в Соединенных Штатах. В то время как опыт Израиля показывает, что политизация гражданской службы может причинить значительный ущерб.

По словам Майкла Сареля, бывшего главного экономиста Министерства финансов Израиля, который сейчас возглавляет экономическое направление в «Кохелет», сегодня политика решается юридическими советниками, что подрывает управляемость. «Чрезмерное регулирование подрывает конкуренцию. Я выступаю за вмешательство государства, когда оно связано с выравниванием возможностей и предоставлением высококачественных государственных услуг», — считает он.

Примером борьбы «Кохелет» за подчинение профессионального эшелона выборным лицам являются их усилия, направленные на закрепление в министерствах нормы, которая предусматривает персональные политические назначения юрисконсультов и заместителей генеральных директоров. Генеральные директора министерств всегда являлись политическими назначенцами, но стремясь расширить влияние на профессиональный эшелон, «Кохелет» настаивает на том, чтобы их заместители так же назначались исходя из политических соображений. В июле 2015 года организация опубликовала аналитическую записку под названием «Назначения и управляемость в Израиле», в которой рекомендовалось предоставить министрам возможность назначать двух старших профессиональных советников или двух старших управляющих в каждом министерстве.

Они также рекомендовали, чтобы каждый министр имел возможность лично назначить юридического советника своего министерства. Авторы утверждали, что «у министров в Израиле нет инструментов для управления министерствами и анализа политики, проводимой старшими должностными лицами». Министр юстиции Айелет Шакед и другие пытались принять соответствующие меры в прошлом году, но пока что не преуспели.

Основной закон о еврейском характере государства Израиль стал еще одной важной вехой в деятельности «Кохелет». 19 июля 2018 года Кнессет утвердил закон, согласно которому право на самоопределение в Израиле имеют только евреи. По этому закону арабский язык со второго государственного был низведен до «особого статуса», а судьям в их решениях разрешено руководствоваться приоритетом еврейского характера Израиля.

Несмотря на то, что этот закон обсуждался в правительстве еще до того, как в процесс вмешался KPF (закон был инициирован Институтом сионистских стратегий, возглавляемым на тот момент Исраэлем Харелем), именно этому аналитическому центру принадлежит заслуга в том, что данный законопроект был выдвинут в прошлом году в той формулировке.

«Изначально, когда этим вопросом занимался И.Харель, в переговорах было место для дискуссий» – признается «Гаарец» один из участников законодательного процесса. «В то время, например, некоторые были готовы довольствоваться [израильской] Декларацией независимости как законом о национальном государстве. Но когда к делу приступил «Кохелет», вся дискуссия свелась к крайности, в которой подчеркивалось превосходство еврейского народа».

Цви Хаузер, бывший секретарь кабинета министров во главе с Б.Нетаньяху, а ныне научный сотрудник «Кохелет», участвовал в ряде парламентских обсуждений закона о еврейском характере государства. В интервью СМИ он рассказывал о важности закона, который дополняет ряд формирующих израильскую конституцию Основных законов тем, что определяет Израиль как государство еврейского народа. М.Рубин также утверждает, что его организация внесла большой вклад в принятие этого закона, в частности, М.Коппел написал первый проект закона.

Внешне «Кохелет» позиционирует себя как независимый исследовательский институт без связей с какой-либо организацией, услуги которой доступны для всех. По факту, они больше вхожи в правящую коалицию во главе с Ликуд и, прежде всего, в «Еврейский дом» во главе с министром образования Нафтали Беннетом. Их услугами также активно пользуется Айелет Шакед, министр юстиции Израиля, что она сама и подтверждает. Последнюю рассматривают как вероятного приемника Б.Нетаньяху на посту главы Ликуда, о чем также свидетельствует опрос, согласно которому под ее руководством партия может получить 33 места в Кнессете. В таком случае нет сомнений в том, что влияние «Кохелет» только возрастет.

По словам М.Рубина, организация сотрудничает с каждым министром, депутатом или старшим должностным лицом, не отдавая кому-либо предпочтения. «Очевидно, что есть политики, которые чувствуют себя более комфортно, отправляя текст начальнику отдела «Кохелет» в 2 часа ночи и получая ответ через полчаса. Депутат, который не знает нас, будет чувствовать себя менее комфортно».

Еще одним следствием деятельности организации стала поправка к закону о кино, продвигаемая министром культуры Мири Регев. Она пыталась реформировать процесс утверждения бюджетов кинолент путем изменения состава рецензентов, увеличив число поселенцев (жителей Западного берега р. Иордан) и из периферийных районов  страны, что вызвало значительный резонанс в артистическом сообществе.

Как выясняется, кинопроизводство – это лишь один из аспектов вовлеченности KPF в деятельность СМИ и свободу выражения в Израиле. Например, в 2015 году НПО представила документ комитету, ответственному за работу официального телевизионного канала Кнессета, который транслирует заседания израильского парламента. В этом документе отстаивались интересы тех членов комитета, которые хотели, чтобы канал Кнессета косвенно подчинился им – было предложено передать парламентский канал под контроль 20-го канала Израильского телевидения. К слову, этот канал был создан в 2014 году для освещения текущих событий с позиции поддержки политики премьер-министра Б.Нетаньяху.

В 2014 году «Кохелет» опубликовал аналитическую записку по «Галей ЦАХАЛ» (радио Армии обороны Израиля). В документе предлагалось внести разнообразие точек зрений, озвучиваемых ведущими радиостанции, и рассмотреть изменения в команде, отвечающей за основные программы. Некоторые из их рекомендаций действительно вступили в силу в последние годы после усиления критики армейского радио со стороны представителей правого политического спектра.

Руководитель «Кохелет» М.Коппел одновременно является членом совета директоров фонда «Тиква» (Tikvah Fund) – одного из спонсоров организации. Этот фонд был учрежден покойным еврейским филантропом Залманом Бернштейном. Его вдова, Мем Бернштейн, сменила его в совете директоров. «Тиква», который является основным донором Фонда «Ави Хай», также спонсирует ряд израильских правых организаций, включая новостной и образовательный портал «Мида», Движение за управление и демократию, а также организации, связанные с поселенческим движением.

Председателем фонда «Тиква» является Роджер Хертог, который в прошлом внес вклад в кампанию Б.Нетаньяху и министра от Ликуда Юваля Штайница. Фонд «Тиква» издает журнал «Хашилоах», в котором несколько лет назад была опубликована статья А.Шакед под названием «Путь к демократии и управлению». В этой статье она изложила свое видение изменений, необходимых израильской правовой системе.

В числе других доноров «Кохелет» – Центральный фонд Израиля, который возглавляет Marcus Brothers Fabric в Соединенных Штатах. Один из членов семьи, Итамар Маркус, основал правый исследовательский институт «Обзор палестинских СМИ» (Palestinian Media Watch). Донором KPF является американский бизнесмен Мирон Циммерман, который выделяет средства через Фонд MZ, расположенный в Сан-Франциско. М.Циммерман внес свой вклад в кампанию А.Шакед до выборов 2015 года. Канадский Благотворительный фонд Фридберга также финансирует НПО «Кохелет».

Однако основной источник финансирования KPF остается анонимным и отправляет средства через американскую некоммерческую организацию под названием «Американские друзья Политического форума Кохелет». В 2016 году этот источник выделил около 7,8 млн шекелей (2,1 млн долларов США), а в 2017 году около 28,5 млн (часть из которых, согласно докладу НПО, была направлена на деятельность в 2018 году). Кроме того, могут быть небольшие доноры, которые также отправляют деньги через «Друзей организации Форум Кохелет». Значительная часть средств KPF идет на солидные, по сравнению с другими НПО и научно-исследовательскими институтами, выплаты  сотрудникам, большинство из которых являются юристами и экономистами, работающими над политическими документами в просторных офисах в Иерусалиме.

В израильском политическом истеблишменте многие возмущены тем, что организация, которая стремится влиять на основные политические и социально-экономические процессы в Израиле, действует непрозрачно, скрывая личность своего основного донора. С другой стороны, даже если и выяснятся политически нелицеприятные факты об этом основном источнике финансирования, то максимум на чем это может сказаться, и то опосредованно и при условии целенаправленной кампании, – на результатах предстоящих выборов в Израиле.

[i]                      «Правая» фабрика мысли, которая тихо «орудует в Кнессете» // «Гаарец». 01.10.2018. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/.premium-the-right-wing-think-tank-that-quietly-runs-the-knesset-1.6514722/.premium-the-right-wing-think-tank-that-quietly-runs-the-knesset-1.6514722 (на англ. яз.)

[ii]                     Сайт НПО «Политический Форум Кохелет». URL: https://en.kohelet.org.il/ (на англ. яз. и иврите)

[iii]                   Может ли БАГАЦ аннулировать закон о нацхарактере – разъяснения юристов // Вести. Израиль. 05.08.2018. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5322936,00.html

52.32MB | MySQL:103 | 0,457sec