О проблеме реформирования сирийских органов безопасности

Функциональные и структурные изменения в системе сирийских спецслужб являются одним из ключевых вопросов  создания политической системы послевоенной Сирии и в значительной мере определяются сегодня быстроменяющейся ситуацией как внутри страны, так и за ее пределами.

При этом сама реформа сирийских органов безопасности это весьма сложный и деликатный процесс.  С учетом складывающейся в стране ситуации вряд ли можно ожидать, что реформирование местных спецслужб будет базироваться на заранее отработанных и апробированных теориях.  Данные процесс не может игнорировать характер и значимость самой сути проблемы национальной безопасности страны, поскольку от его решения во многом зависит само ее выживание и национальная целостность.

Можно предположить, что в основу проекта реформы сирийских органов безопасности должны быть положены общенациональные  проекты, которые бы учитывали местные, региональные и международные  реалии, результатом чего или его конечной целью должна стать создание собственных национальных органов безопасности.

На сегодняшний день в Сирии после 7-летней войны фактически отсутствует с технической точки зрения система специальных служб как единый организм, который был бы достаточно эффективным и поддающимся реформированию. На практике сегодня работа местных спецслужб фактически сводится к двум направлениями.

Первая группа представляет собой силовые подразделения, которые выполняют функции контроля и подавления. К такого рода подразделениям можно отнести   Управление военной контрразведки (УВКР), которое стало подразделением САА,  Управление общей разведки (УОР), находящееся в двойном подчинении БНБ (Бюро национальной безопасности) и  ПАСВ. Одновременно в рамках Министерства внутренних дел действует Департамент политической безопасности (ДПБ).

Вторая группа представлена действующими армейскими структурами, таким как; ДРГ, 4-я дивизия и отряды «Нимр». Они отвечают за поддержания и организацию процесса безопасности. Они также определяют порядок взаимодействия и связи различных отрядов и обеспечивают безопасность режима, предпринимая любые меры и действия в отношении всего общества, в случае малейшей угрозы безопасности власти.

Таким образом, эти группы структурно и функционально были предназначены для решения двух следующих основных задач. Во-первых, они осуществляли контроль над жизнью общества, ограничивая ее наиболее активную часть, что на практике приводило к сдерживанию прогресса и развития страны.  Их поведение отличалось вседозволенностью и особой вольностью, если речь не шла об усилении защиты режима. В этой связи процесс  реформирования сирийских спецслужб должен непременно затрагивать  основы их функционирования и особенности структурного построения.

Проблемы безопасности  имеют особую важность в условиях любого переходного  процесса. Но в Сирии данная проблема приобретает особое звучание с учетом особой значимости региональных и международных аспектов. К тому же на плечи силовых структур ложится особая ответственность за поддержание стабильности в обществе, защиту страны, сохранение ее  культурной идентичности и территориальной целостности. В этой связи любые предложения некоторых представителей гражданской и военной оппозиции, направленные на демонтаж  существующих структур безопасности без альтернативного создания новых собственных служб безопасности вряд ли имеют большой смысл.

Создание новых сирийских спецслужб будет особенно актуально на втором этапе мирного строительства в Сирии. Когда уже сейчас достаточно ясно видно стремление региональных сил к безусловному доминированию, что на практике может представлять несомненную угрозу территориальной целостности страны.

Существующий  в среде сирийской оппозиции дуализм в подходах к реформированию спецслужб и сохранению территориальной целостности Сирии можно было бы устранить за счет создании современного аппарата силовых структур, который бы служил интересам безопасности граждан и страны в целом.

С учетом складывающихся сирийских реалий реструктуризация местных спецслужб должна строиться на следующих базовых принципах: постепенных изменениях, гибких подходах в кадровых вопросах, отсутствии резких шагов, способных свести на нет начатые реформы и  привести к расколу страны.

Такой подход может позволить сформировать новый аппарат силовых структур как полноценный институт государства, способный взаимодействовать с властью и обществом.

Данный процесс продиктован в первую очередь явными сигналами внутри страны о необходимости перемен в этом секторе государственного управления. При этом  исключаются любые проявления авторитаризма, мести, реваншизма и т.п.

В тоже время процессу создания новых спецслужб должна предшествовать серия реформ в области законодательства, которая бы смогла обеспечить принципы интеграции, создания новых балансов силы, смены функциональных парадигм. Необходимо также  развитие гуманитарных, местных административных и технических структур.

         Сегодня после того как Россия предпринимает активные и небезуспешные действия по налаживанию политического процесса в стране и прекращению военных действий, как никогда раньше, становится очевидным, что достижение политического решения невозможно без сохранения государственных институтов, одним из ключевых являются силовые структуры.

Действительно любые попытки добиться мира и политического транзита в Сирии без учета проблемы органов безопасности , их места и роли в условиях переходного периода и в будущем, — могут оказаться обречены на провал. В этой свези особый интерес вызывает изучение современного состояния сирийских спецслужб, их структуры и деятельности, возможных схем и программ их реформирования.

С учетом интернационализации сирийского кризиса и большой роли, которую сегодня играют ведущие мировые и региональные державы в его урегулировании, необходимо понимать, что сирийское государство должно сохранить за собой монопольное право в  таких сферах как национальная безопасность, оборона и внешняя политика, что станет подлинной основой укрепления ее суверенитета и территориальной целостности.  При этом  не исключается определенная децентрализация функций управления и некоторая федерализация в определенных формах. Однако  центр сохраняет за собой безусловное право контроля над деятельностью спецслужб на всей территории Сирии.

При этом вопрос о  взаимосвязи реформы сирийских спецслужб с ходом Женевского процесса является одним из ключевых  структурных факторов его продолжения и успешного завершения. Иными словам, чем активнее и насыщеннее пойдет процесс реформ сирийских спецслужб, тем большее влияние он окажет на процессы реформ и трансформации в сирийском обществе.

52.53MB | MySQL:104 | 0,321sec