О конфликте между израильскими партиями «Еврейский дом» и «Кулану»

После того, как председатель религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет обрушился в начале текущей недели с крайне резкой критикой на своего коллегу по правящей коалиции, лидерам партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) министра обороны Израиля Авигдора Либермана, которого он обвинил в проведении «левой политики» и в «низкопоклонстве» перед контролирующим сектор Газа ХАМАСом, он счел нужным вступить в четверг и с другим своим партнером по правящей коалиции, министром финансов Моше Кахлоном, который возглавляет правоцентристскую партию «Кулану». В данном случае Нафтали Беннет выбрал в качестве повода для публичных нападок и обвинений в «левизне» разногласия по поводу Верховного суда справедливости (БАГАЦ) и его статуса в израильском обществе.

Лидер партии «Еврейский дом» дал интервью ежедневной израильской газете «Исраэль гайом» (это наиболее популярная на сегодняшний день израильская газета. Она принадлежит американскому миллиардеру еврейского происхождения Шелдону Гари Адельсону, являющемуся одним из наиболее приближенных к премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху лиц, и в целом придерживается проправительственной линии), которое должно быть опубликовано в ее ближайшем пятничном сообщении. Как стало известно в четверг (в частности из сообщения, появившегося на постоянно поддерживающем Нафтали Беннета поселенческом новостном интернет-сайте «Седьмой канал»), в этом интервью лидер «Еврейского дома» в частности заявил, что министр финансов Моше Кахлон «тянет политику правительства влево», главным образом, в том, что касается реформ, которые, по мнению лидера религиозных сионистов, необходимо провести в израильской судебной системе.

Нельзя не признать того, что БАГАЦ долгое время оставался (а в определенном смысле остается до сих пор) главным источником силы израильских левых и даже левых радикалов после того, как они фактически окончательно лишились надежд победить правых на выборах в Кнессет в обозримом будущем. Это очевидно в Израиле едва ли не всем. И уж тем более это понимают правые политики. Поэтому все партнеры по правящей право-религиозной коалиции, включая обруганного накануне Нафтали Беннетом за «левизну» Авигдора Либермана, неизменно поддерживали усилия, прилагавшиеся партией «Еврейский дом» к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, ограничить чрезмерные полномочия БАГАЦа (например, лишить его возможности постоянно вмешиваться в процесс управления государством, отменяя принятые Кнессетом законы) и изменить состав его судей с тем, чтобы Верховный суд справедливости перестал быть «закрытым клубом», предназначенным исключительно для членов старой левой элиты. Благодаря тому, что министром юстиции Израиля сейчас является представляющая «Еврейский дом» Айелет Шакед, весьма талантливый молодой политик, которой многие комментаторы предсказывают большое будущее, определенные сдвиги в этом направлении налицо. Тем не менее, добиться министру А.Шакед в ее противостоянии с БАГАЦем удалось далеко не всего, чего хотелось. Основным препятствием на ее пути действительно стал министр финансов Моше Кахлон, который выбрал для своей партии, в принципе мало отличающейся по своей программе от Ликуда, нишу «защитницы демократии». При этом под демократией подразумевается именно БАГАЦ. В полном соответствии с позицией израильских левых. Собственно, к этому и сводится весь центризм партии «Кулану».

«Есть книга, которая называется “Почему вы выбираешь правых, а получаешь левых?” (автор этой книги известный правый израильский публицист Эрез Тадмор – В.Ч.), заявил далее  министр Нафтали Беннет, — И именно по поводу этого будут следующие выборы», ясно давая понять, что себя и свою партию он считает «настоящими» правыми в отличие от НДИ и от «Кулану», а также, что его неожиданно резкая критика в адрес министра Авигдора Либермана, а теперь и в адрес министра Моше Кахлона действительно является началом предвыборной кампании. Собственно, это и утверждал лидер НДИ, реагируя на нападки со стороны Натали Беннета.

Для того, чтобы практическая суть противостояния партии «Еврейский дом» с БАГАЦем и с поддерживающей его партией «Кулану» стала очевидна рядовым израильтянам, министр Нафтали Беннет привел конкретный и весьма злободневный пример: «В связи с проблемой нелегальных мигрантов (имеются в виду десятки тысяч нелегалов из Африки, проникших за последние полтора десятилетия в Израиль с территории Египта и превратившиеся в серьезнейшую проблему в ряде городских кварталов, прежде всего, в Южном Тель-Авиве – В.Ч.) мы выдвинули «Закон о преодолении» (имеется в виду закон, позволяющий Кнессету при наличии квалифицированного большинства преодолевать сопротивление БАГАЦа принятию тех или иных законов. В данном случае подразумевается отмена БАГАЦем закона о высылке нелегальных мигрантов – В.Ч.). Кахлон же заявил: «Я это остановлю», и этот законопроект застрял. Кахлон сказал: «Я рассматриваю себя в качестве защитника Верховного Суда». И, собственно, и он в значительной степени тормозит наши попытки изменить судебную систему. В итоге приходит партнер слева и тянет всю систему влево. Это перетягивание каната между нами и партиями-партнерами. (…) В прежнем правительстве (имеется в виду возглавлявшееся Биньямином Нетаньяху правительство, которое функционировало с марта 2013 по май 2015 года) были Лапид  (лидер центристской партии «Еш атид» Яир Лапид был в упомянутом правительстве министром финансов – В.Ч.) и Ливни (лидер ныне входящей в состав парламентского блока «Сионистский лагерь» лево-центристской партии «Тнуа» Ципи Ливани был в упомянутом правительстве министром юстиции – В.Ч.) слева, а мы – справа. В этом правительстве Либерман и Кахлон – в центре (имеется в виду, что, поскольку настоящих левых в нынешней правящей коалиции нет, их роль играют партии, которые Нафтали Беннет считает центристскими – НДИ и «Кулану»), а мы – справа. Поскольку Нетаньяху будет (и после предстоящих выборов в Кнессет – В.Ч.) премьер-министром, то, что определит характер политики правительства, это сила партий-партнеров (Ликуда – В.Ч.)». Все это пространное рассуждение лидера «Еврейского дома» представляет собой незавуализованный призыв ко всем сторонникам религиозного сионизма (а очень многие из них проголосовали на прошедших выборах за Ликуд) голосовать за его партию.

Министр Нафтали Беннет добавил к сказанному, что он намерен добиться в течение зимней сессии Кнессета принятия закона против нелегальной иммиграции. При этом он подчеркнул: «Невозможно (сделать это – В.Ч.) без Закона о преодолении. К моему сожалению, Кахлон наложил вето (пункт позволяющий министру финансов накладывать вето на законодательные инициативы, касающиеся БАГАЦа, действительно имеется в коалиционном соглашении между «Кулану» и Ликудом ). Это пример правого правительства, которое заставляют проводить левую политику».

Обращает на себя внимание, что лидер партии «Кулану» министр Моше Кахлон, в отличие от лидера НДИ министра Авигдора Либермана, воздержался на данному этапе от ответных публичных нападок на лидера «Еврейского дома». Необходимо учитывать, что согласно опросам общественного мнения, на предстоящих выборах в Кнессет «Кулану» заметно ослабеет и получит вместо нынешних 10 мандатов (всего в Кнессете – 120 депутатов) только 6-7. Что же касается «Еврейского дома», то, согласно данным опросов, он усилится и получит вместо нынешних 8 мандатов – 10-11. Таким образом, «Еврейский дом» отнимет у «Кулану» место второй по величине фракции правящей коалиции. Однако дополнительные мандаты «Еврейский дом» рассчитывает получить главным образом не за счет «Кулану» и не за счет НДИ, а за счет Ликуда.

Нападки Нафтали Беннета на «Кулану» и НДИ должны служить лишь укреплению имиджа «Еврейского дома» в качестве «самой правой» партии. Что же касается Моше Кахлона, то тот факт, что Нафтали Беннет критикует его за поддержку БАГАЦа и подвергает сомнению его «правизну» в определенном смысле ему на руку. Эта критика подчеркивает специфику партии «Кулану» внутри правой коалиции и дает ей надежду на привлечения некоторого числа избирателей-центристов за счет партии «Еш атид» или даже возглавляемого Ави Габаем и переживающего глубочайший кризис левого блока «Сионистский лагерь».

62.84MB | MySQL:102 | 0,560sec