О саудовско-кувейтских отношениях

1 октября завершился официальный визит высокопоставленной саудовской делегации в Кувейт. Саудовский наследный принц, заместитель премьер-министра и министр обороны принц Мухаммед бен Сальман  и сопровождающая его делегация покинули страну в воскресенье вечером после завершения всех мероприятий, предусмотренных программой визита.

В аэропорту на проводах гостя присутствовали его Высочество, наследный принц Кувейта, шейх Наваф аль-Ахмад, спикер Национального собрания Кувейта, Марзук аль-Ганим, исполняющий обязанности премьер-министра и министр иностранных дел шейх Сабах аль-Халид и другие высшие должностные лица эмирата.

Во время церемонии прощания в аэропорту, его Высочество, эмир, шейх Сабах аль-Ахмад получил благодарственный адрес от принца Мухаммеда бен Сальмана, в котором он выразил искреннюю признательность «за гостеприимство и хороший прием, оказанный ему, лично, и сопровождающей его делегации вовремя визита в Кувейт». Наследник саудовского престола высоко оценил предоставленную возможность встретиться с его Высочеством, наследным принцем и официальными лицами в Кувейте и обсудить укрепление «братских связей между двумя странами и двумя братскими народами во имя достижения их интересов во всех областях».

Принц Мухаммед бен Сальман также подчеркнул «глубину исторических связей, которые связывали и связывали две братские страны под руководством Хранителя двух святынь, короля Сальмана бен Абдель Азиза», и пожелал Его Высочеству, эмиру Кувейта, здоровья и благополучия, а всему кувейтскому народу — «дальнейшего прогресса и процветания».

Его Высочество, эмир Кувейта, шейх Сабах аль-Ахмад по итогам визита направил ответный благодарственный адрес «своему брату», принцу Мухаммеду бен Сальману, в котором выразил глубокую благодарность и признательность за послание, выражающее добрые и искренние чувства, и, кроме того,  выразил свою признательность «за важность этого визита, который предоставил возможность встретиться и обсудить все, что укрепило бы исторические связи между двумя странами и двумя братскими народами таким образом, чтобы служить их интересам в различных областях, пожелав здоровья и благополучия  братскому Королевству Саудовской Аравии», подтвердив при этом уверенность в  «его прогрессе и процветании под мудрым руководством Хранителя двух святынь, короля Сальмана бен Абдель Азиза.

Официоз протокольных обменов вежливостями между гостем и принимающей стороной поддержан и на уровне соответствующих ведомств: официальный источник в Министерстве иностранных дел эмирата выразил удовлетворение Кувейта «братским визитом принца Мухаммеда бен Сальмана, проходившем в воскресенье и положительными результатами, которые были достигнуты в результате этого визита».

Источник отметил, что состоявшиеся переговоры характеризовались «теплым, братским духом между двумя странами и нацеленностью на достижение их общих высших интересов и продвижение совместных действий в Заливе для достижения надежд и чаяний членов ССАГПЗ».

С другой стороны, источник выразил сожаление по поводу того, что распространяется в некоторых средствах массовой информации, особенно в средствах социальной коммуникации, в виде ложной и необоснованной информации о результатах визита, подчеркнув, что распространение такой информации является подходом, направленным на нанесение ущерба братским отношениям между двумя странами и их интересам.

СМИ обеих стран в эти дни достаточно много внимания уделяют ретроспективе двусторонних отношений между королевством и эмиратом, закономерно расценивая их в качестве скрепляющего фундамента для системы региональной безопасности, в ее понимании на южном берегу Персидского залива.

Отношения между Саудовской Аравией и Кувейтом отмечены «большой исторической глубиной», которая началась в 1891 году, когда Имам Абдель Рахман аль Фейсал Аль Сауд и его сын Абдель Азиз Аль Сауд посетили Кувейт до возвращения будущего короля Абдель Азиза в 1902 году. Напомним, что захватившая в 1890 г. власть в Эр-Рияде, территорией которого тогда, фактически, ограничивалось саудовское государство, семья Рашидидов, изгнала первых, которые были вынуждены направится в Бахрейн, затем в Катар, и, наконец, в Кувейт, где молодой Абдель Азиз провёл своё детство. В 1901 он, собрав небольшой отряд, выступил в поход, вопреки воле отца. Внезапной атакой в ночь на 16 января он захватил Эр-Рияд а его отец уступил сыну титул эмира и принёс ему вассальную присягу, став советником при сыне.

Хорошие личные отношения между имамом Абдель Рахманом аль-Фейсалом и шейхом Мубараком Сабахом аль-Сабахом, известным как «Мубарак аль-Кябир», придавали силу саудовско-кувейтским отношениям, особенно после объединения королевства королем Абдел Азизом Аль Саудом. Кувейт и король Абдель Азиз стремились развивать эти отношения политически, экономически и культурно.

В турбулентные годы, когда эмир Абдель Азиз воевал с соседями, а тогда, напомним, на территории будущего саудовского государства существовали пять независимых государств: Хиджаз, Недж, Джебель-Шаммар, Асир и Йемен, он не забывал укреплять отношения с соседними государствами Персидского залива, включая Кувейт, который он посетил в 1910 г., в 1915 г. и в 1936 г.

2 декабря 1922 года при поддержке Абдель Азиза Аль Сауда и шейха Ахмеда аль-Джабера ас-Сабаха было подписано соглашение, установившее границу между будущим королевством и Кувейтом и учредившее нейтральную зону между двумя странами.

20 апреля 1942 года было подписано соглашение о регулировании политических и экономических отношений между двумя монархиями. Самыми важными моментами в этом соглашении стали аспекты дружбы, добрососедства и коммерческие вопросы, помимо, разумеется, таких важных вопросов как безопасность, и таких, как экстрадиция преступников.

Шейх Ахмад аль-Джабер ас-Сабах, эмир Кувейта в 1935 г. характеризовал  отношения Кувейт и Саудовская Аравия как «пребывающие в согласии и гармони, добавив, что в противном случае некоторые могут подумать, что мои личные отношения с королем Абдель Азизом — это единственная дружба между нами да и то, благодаря соседству .. но нет, мы не только друзья, но и действительно, мы братья, и в хорошие времена, и в плохие», — такая цитата приведена на саудовском государственном интернет портале в разделе, посвященном  королю Халеду бен Абдель Азизу Аль Сауду. Этот подход в отношении Кувейта продолжили и наследники короля Абдель Азиза: Сауд, Халед, Фейсал, Фахд, Абдалла, и нынешний король, Сальман бен Абдель Азиз, который, в сотрудничестве с  шейхом Сабахом аль-Ахмедом аль-Джабером ас-Сабахом, эмиром Кувейта не жалеет усилий, чтобы вывести двусторонние отношения к лучшим и новым горизонтам в различных областях, — подчеркивается в документе.

В декабре 2016 года Кувейт посетил король Сальман бен Абдель Азиз, где был принят на правительственном и народном уровнях. Ранее, саудовский монарх посещал Кувейт, когда он был эмиром Эр-Рияда и наследным принцем, возглавляя делегацию королевства на арабском саммите, состоявшемся в Кувейте в 2014 году.

Эмир Кувейта посещал в последний раз КСА в октябре 2017 года и «с большим удовольствием был принят королем и его друзьями» в Эр-Рияде. Стороны провели совещание, на котором они рассмотрели тесные братские отношения и общие события в регионе.

Столь любимый и часто используемый в официальной межарабской политической риторике термин, как «братство», применительно к саудовско-кувейтским отношениям не является уж таким значительным преувеличением. Кувейт, пожалуй, одна из немногих арабских стран, где вы практически не найдете никаких критических материалов или высказываний в адрес могущественного соседа, стороны солидарны по большинству вопросов региональной и международной политики, придерживаются очень близкого религиозного мировоззрения в едином конфессиональном контексте и не имеют, таких скрытых подводных камней династического свойства, которые всплыли между Саудовской Аравией и Катаром в ходе недавнего конфликта. В ближайшей перспективе устойчивость всех аспектов функционирования ССАГПЗ будет зиждиться как раз на оси Эр-Рияд – Эль-Кувейт.

Торговый обмен между Саудовской Аравией и Кувейтом в прошлом году, составил в денежном исчислении сумму около 9,12 млрд. саудовских риалов, продемонстрировав рост, в размере 3,7%, или на 326 млн риалов по сравнению с 8,79 млрд риалов, в 2016 году.

По данным отдела мониторинга Главного управления статистики Министерства экономики королевства, по имеющимся данным с 1991 года, товарооборот между Саудовской Аравией и Кувейтом, пребывает «на самом высоком уровне, чем когда-либо».

Объем двусторонней торговли между двумя странами демонстрирует рост в течение 2016 года на 7,2%, 2015 году — на 6,11%, тем самым демонстрируя эту тенденцию третий год подряд.

Совокупный саудовский экспорт в Кувейт в прошлом году составил около 7,47 млрд риалов, что, также является самым высоким когда-либо, в то время как импорт из Кувейта составил около 1,65 млрд риалов.

В 2017 году товарооборот между Саудовской Аравией и Кувейтом, составляет примерно 3,56 % от общего объема саудовской торговли со странами Персидского залива.

Всего, в течение последних пяти лет, объем двусторонней торговли между Саудовской Аравией и Кувейтом оценивается в 41,86 млрд. риалов, что эквивалентно, примерно, 11,16 млрд долларов США.

Статистика показывает, что торговый обмен между двумя странами, за последние годы значительно растет: в 2001 году, его размер составил около 1,9 млрд риалов (506 млн долларов), тогда как к концу 2015 года он вырос до 8,2 млрд риалов (2, 200 млрд долларов), что составляет рост в 331,5%.

В апреле прошлого года торговые палаты Саудовской Аравии и Кувейта подтвердили «полную приверженность укреплению торговых и инвестиционных отношений путем создания совместных предприятий, на пути к достижению экономической интеграции между двумя странами», а торгово-промышленная палата Кувейта провела саудовско — кувейтского экономический форум с участием ряда предпринимателей из обеих стран.

Следует отметить высокую степень координации между двумя странами по вопросам продаж углеводородного сырья, в рамках действий ОПЕК, как правило позиции сторон консолидированы. Вопросами текущего сотрудничества между королевством и эмиратом занимается постоянная совместная координационная комиссия, деятельность которой курируют премьер-министры обеих государств.

52.32MB | MySQL:103 | 0,460sec