Иран: месяц до введения второго пакета американских санкций

В оставшийся месяц до введения второго пакета антииранских санкций, затрагивающего в основном нефтяную сферу, в ИРИ возобновились дискуссии, связанные с поисками путей минимизации возможного ущерба. В условиях нерешенности вопроса реальной базы поддержки Совместного всеобщего плана действий – подписанных в Вене договоренностей (русская аббревиатура СВПД, перс. Барджам) со стороны европейской тройки (Великобритания, Германия, Франция) иранские политики и аналитики пытаются спрогнозировать  возможные шаги Европы. Вместе с тем, в интервью ВВС глава иранского МИДа Мохаммад-Джавад Зариф высказал убеждение в том, что, «по всей вероятности, поддержка западными партнерами ядерного соглашения – СВПД — превышает ожидания Исламской Республики Иран». Однако, сделав такой реверанс западным партнерам по ядерным договоренностям, он поспешил жестко отметить в продолжение своего интервью, что терпение Ирана «отнюдь не безгранично», и пригрозил, что если обещания Европы не приобретут реального характера, Тегерану придется принимать «иные решения».  В этом интервью шеф иранской дипломатии высказался и по поводу дежурной темы — американской позиции по отношению к подписанным в середине июля 2015 г. Ираном и шестью международными посредниками – США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией – венским договоренностями, признав, что выход США из соглашения и их возврат к политике санкционного давления на Иран создают ИРИ много проблем. В этой связи, как видно из текста интервью, М.Д.Зариф попытался, по своей давней традиции, настроить Европу против США.  «Посмотрим,- сказал он, — даст ли мир Америке властвовать на всей планете». В этих словах, думается, кроется намерение Ирана использовать в своих интересах противоречия, существующие между европейцами и американцами, и по возможности, способствовать их усилению и обострению.

Коснулся глава иранского внешнеполитического ведомства и достаточно щекотливой темы – возможной встречи президента США Д.Трампа и иранского – Х.Роухани, которую недавно инициировал глава американской администрации. Не отрицая перспективы ее проведения, Зариф усомнился в ее эффективности, сказав, что самым большим результатом такого саммита могут быть несколько совместных фотографий или сообщения той или иной степени пространности, а может быть – небольшой официальный документ. Ранее на эту же тему не раз высказывался и верхрвный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, твердо заявивший, что встречи и переговоры между лидерами двух стран, которые могут быть проведены, по мнению американского президента без каких бы то ни было предварительных условий,  просто невозможны в силу идеологических причин. Вместе с тем, обратим внимание и на слова аятоллы Али Хаменеи, сказанные ранее: «Войны между нами не будет, как и переговоров». Сам президент Роухани, между тем,  не отрицает возможности переговоров с США, сожалея,  что введением санкций американцы сами уничтожают такую опцию, «обрушив мост».

Между тем, в США убеждены в том, что выход их страны из ядерного соглашения способен серьезным образом отразиться на иранской реальности, максимально ее поколебав и даже приблизив к коллапсу.  Эту точку зрения выразил в очередной раз несколько дней тому назад Д.Трамп. Между тем, среди иранского истеблишмента имеет хождение точка зрения, согласно которой все беды связаны не с США в целом, а с их  нынешней администрацией. Срок ее нынешней каденции ограничен четырьмя годами, а на второй срок, пишут иранские СМИ,  нынешнего главу Белого дома просто не изберут. Отсюда делается простой вывод: нужно набраться элементарного терпения, причем ждать нужно не так уж много, «всего чуть больше двух лет». А там все вернется к той ситуации, которая существовала при прежнем президенте Бараке Обаме. Глава же новой американской администрации, верят в Тегеране, вернет страну в СВПД и, разумеется, снимет санкции, как это и предусмотрено соглашением.

В подтверждение такого прямо-таки конспирологического мнения, видный иранский экономист Камал Саидали,  занимавший до недавнего времени пост вице-директора иранского Центробанка, как раз на днях высказался в программе государственного ТВ ИРИ по этому поводу.  По его словам, у страны есть 100 млрд  долларов валютных сбережений, которые позволят ей продержаться на «плаву» ближайшие пару-тройку лет, даже без валютных поступлений из-за рубежа в обмен на экспорт иранской нефти, «а там, надеемся,  в США сменится власть и все вернется на круги своя». Чиновник исходит из того, что вводимые через месяц США нефтяные санкции действительно способны обнулить иранский нефтеэкспорт, но страна сумеет выжить, используя сбережения.  Полемизируя с ним, Хамид-Реза Салехи, генеральный секретарь Федерации иранского экспорта энергоносителей, предупредил, что все не так просто. Стране, сказал он, нужно быть готовой к гипотетически возможной новой реальности, когда, по всей вероятности,  ни одна страна просто не будет импортировать из Ирана этот стратегически  важный энергоноситель. Цитируя Салехи, информационное агентство иранских рабочих ИЛНА отмечает, что тенденция заметна уже сегодня, потому что  такие крупные нефтяные партнеры ИРИ как Южная Корея, Индия и Китай или заметно сократили объемы закупки  нефти, или приступают к этой болезненной акции.  Салехи допускает и то, что даже Китай как крупный импортер иранской нефти может в ближайшее время полностью свернуть ее покупки.

Обратим внимание на другой пассаж интервью Салехи. Вполне согласуясь с участившимися после подписания Каспийской конвенции антироссийскими заявлениями, автор утверждает, что Иран пренебрегает  национальными интересами ради благосклонности российских партнеров.  В развернувшейся после саммита в Актау дискуссии также утверждалось, что пытаясь добиться поддержки в создавшейся кризисной ситуации России как своего стратегического союзника, Иран  готов пожертвовать суверенными правами и согласиться на заведомо несправедливый принцип деления Каспия. Вот и сейчас Салехи припомнил, что его страна могла поставлять свой газ через Черное море в Европу. «ЕС не раз заявлял, что иранский газ может быть хорошей альтернативой российскому.  Однако мы пребывали в плену иллюзий о том, что Россия – наш стратегический партнер и отказались от этого маршрута в угоду России». Он предсказал, что вряд ли можно надеяться на верность России в противостоянии с Америкой. Если того потребуют обстоятельства, — сказал генеральный секретарь Федерации иранского экспорта энергоносителей Хамид-Реза Салехи,  — Россия пожертвует нашими интересами в угоду американским.  В нынешней ситуации, продолжил Салехи, вряд ли правомерно рассматривать Москву в качестве нашего полноценного стратегического партнера.  «Россия преследует свои интересы,  санкции для нее болезненны и жалящи, и в попытке их избежать она может сделать уступки Европе или США».

52.18MB | MySQL:103 | 0,616sec